Файл: Фрагмент 1 Спорт в системе физического воспитания. Индивидуальный выбор видов спорта. Вопрос 1 Спорт в системе физического воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фрагмент: 1 Спорт в системе физического воспитания. Индивидуальный выбор видов спорта.
Вопрос 1: Спорт в системе физического воспитания.
Спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.

Спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).
1. Принципиальной отличительной чертой спорта от других видов занятий физическими упражнениями является наличие соревновательной деятельности. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия физкультурника направлены на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.
2. Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, приводящая к мобилизации ресурсов организма.
3. У человека изменяются объективные физиологические показатели:

- частота сердечных сокращений увеличивается до 180-190 уд. /мин.;

- физическая нагрузка способствует изменению деятельности не только сердца, но и кровеносных сосудов. Активная двигательная деятельность вызывает расширение кровеносных сосудов, снижение тонуса их стенок, повышение их эластичности. При физических нагрузках почти полностью раскрывается микроскопическая капиллярная сеть, которая в покое задействована всего на 30-40 %. Все это позволяет существенно ускорить кровоток и, следовательно, увеличить поступление питательных веществ и кислорода во все клетки и ткани организма.

- при физической нагрузке частота дыхания увеличивается в среднем в 2-4 раза и составляет 40-60 дыхательных циклов в минуту. С учащением дыхания неизбежно уменьшается его глубина.


Глубина дыхания - это объем воздуха спокойного вдоха и выдоха при одном дыхательном цикле. Физические упражнения вызывают усиление легочной вентиляции, причем при максимальных нагрузках у тренированных спортсменов она может возрастать в 20-25 раз по сравнению с состоянием покоя и достигать 120 л/мин и более.

- повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.

4. Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества).

Различают понятия спорт в "узком" и "широком" смысле слова, которое представлено на слайде.

Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:

а. система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);

б. унификация состава действий, посредством которых проводятся состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;

в. регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

5. Во всех разновидностях спорта спортивное соревнование выступает как соперничество в искусственно созданных, гуманных, игровых (условных) ситуациях.

При создании таких ситуаций возможны различные способы организации соперничества, подходов к формированию программы соревнования, способа его проведения, состава участников, системы выявления и поощрения победителей (тех ценностей, норм и образцов поведения, которые поощряются в ходе соревнования, характера этих поощрений - например, будут ли они только моральными или также и материальными и т.д.).

6. Спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

Профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.



Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях. Для оценки достигаемых в любом виде спорта результатов разработана Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК). Данная классификация предусматривает присвоение юношеских разрядов, взрослых разрядов, а также, разряда «кандидат в мастера спорта» (КМС), и спортивных званий- мастер спорта России (МС) и мастер спорта России международного класса (МСМК). За особо выдающиеся спортивные достижения спортсмену присваивается звание «Заслуженный мастер спорта России». Для присвоения разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, в других – только разрядные требования. Они устанавливаются с учетом особенностей развития вида спорта, пола и возраста спортсменов.

7. Людям на протяжении всей истории развития цивилизации приходилось бороться за выживание. Во время охоты, распределении добычи, или на войне человек должен был обладать хорошей физической силой и ловкостью, чтобы выжить.

Люди всегда были вынуждены поддерживать и совершенствовать свою физическую форму и кроме этого повышать навыки: борьбы, стрельбы из лука, или верховой езды на лошади.

У каждого народа были и свои любимые игры. Например, у американских индейцев в почете были состязания по подъему тяжестей и бросании мячика в цель.

Племена ацтека, майя играли в игру, чем-то напоминающую современный баскетбол. Многие африканские племена устраивали состязания по фехтованию на палках и бегу.

Таким образом, можно смело говорить о том, что история развития спорта имеет столь же древние корни. Появление спорта в культуре славянских народов, проживавших на территории нашего государства, обусловлено теми же причинами, что и у других народностей мира. В древние времена гармоничной личностью считался хорошо развитый в физическом плане человек.

До 18 века по причине частых войн, именно военно-физическая подготовка была основным приоритетом. В результате научно-технического прогресса происходили изменения во внутренней структуре каждого вида спорта. Начиная со второй половины 19 века вплоть до 1917 года можно выделить весьма активный этап развития физической культуры. В это время не только начали развиваться современные спортивные дисциплины, но также была заложена основа практики физического воспитания. Именно тогда биолог, анатом, антрополог, врач, педагог Петр Францевич Лесгафт создал прогрессивную педагогическую систему физического воспитания. Он первым в нашей стране, кто смог сформулировать и предоставить научное обоснование главных компонентов физического воспитания человека, а так же создал и первое учреждение, задачей которого было обучение преподавателей физической культуры. По сути, это был первый в нашей стране вуз по спорту и физической культуре.


8. В современных видах спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности:

- виды деятельности, связанные с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах спорта, как стрельба из лука, метание диска, копья, разновидностях борьбы;

- активность, связанная с передвижением и преодолением препятствий, отразилась в конном, лыжном и конькобежном спорте, беге, прыжках, плавании;

- за современной гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой просматриваются древние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы.

Меняющиеся требования к динамичности, зрелищности, телегеничности спортивных соревнований, совершенствование конструкции и качества спортивного инвентаря и оборудования диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта, а, следовательно, изменение методики подготовки спортсменов.

9. Важными элементами рационализации современного спорта являются:

- научно обоснованный тренировочный процесс;

- использование полученных научных данных на практике;

- развитие спортивной аналитики и статистики.

Современный спорт выполняет важные социальные функции, имеет свою развитую инфраструктуру, материальную базу (спортивные залы, стадионы, бассейны, ледовые арены), проводит подготовку собственных профессиональных кадров (тренеры, преподавателей физической культуры, инструкторы физического воспитания).

На современном этапе развития сформировалась сложная система национальных и международных спортивных организаций, которые руководят спортом, утверждают правила и рекорды, проводят спортивные соревнования и исследования.

Все это свидетельствует о том, что спорт в настоящее время сформирован как социальный институт и как социальная организация.

Самыми крупными и важными международными соревнованиями являются летние и зимние Олимпийские и Паралимпийские игры, проводимые в рамках олимпийского движения.

Это движение, сформировавшееся на основе спорта, в настоящее время превратилось, пожалуй, в самое глобальное социальное движение (по крайней мере, с точки зрения числа стран и населения мира, которые в нем участвуют).
Вопрос 2. Индивидуальный выбор видов спорта.

1. При всем многообразии, на практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта или системы физических упражнений:


- укрепление здоровья, коррекция телосложения;

- повышение функциональных возможностей организма; психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

- активный отдых;

- достижение наивысших результатов.

С помощью подобранных физических упражнений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ).

2. Недостатки физического развития поддаются исправлению с помощью физических упражнений по разному.

Труднее всего исправить особенности телосложения, связанные с формой основных скелетных костей. Значительно легче – массу тела и отдельные антропометрические показатели (окружность бедра, грудной клетки).

3. Различные программы аэробики значительно влияют на деятельность сердечно - сосудистой системы, а, следовательно, на укрепление здоровья - одну из важнейших задач любого поколения.

Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород».

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода.

В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций - транспорт кислорода.

4. Аэробика - это комплекс упражнений на выносливость, которые продолжаются относительно долго и связаны с достижением баланса между потребностями организма в кислороде и его доставкой.

В результате занятий аэробикой:

-укрепляется костная система;

-организм легче справляется с физическими и эмоциональными стрессами;

-улучшаются интеллектуальные способности и повышается работоспособность;

-появляется возможность поддержать вес тела в норме;

-уменьшается риск сердечных заболеваний.

5. Атлетическая гимнастика - система упражнений с разнообразными отягощениями.

Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.

Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости