Файл: Удк 331 развитие экономики россии в условиях экономических санкций национальные интересы и безопасность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 331
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Нечаева М.И, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, аспирант направления подготовки «Экономика» профиль «Финансы, денежное обращение, кредит», 1 курс
Руководитель
Аннотация
Влияние санкций на российскую экономику носит неоднозначный характер. Пристальное внимание на мировой арене отводится экономическому развитию государства, которое в большей степени подвергается санкционному давлению. Беспрецедентность такого глобального воздействия обуславливает предпосылки для создания нового формата функционирования национальной экономики. В рамках данной статьи проведен анализ современного состояния российской экономики в условиях санкций, оценены проблемы и перспективы ее развития.
Ключевые слова:
российская экономика, антироссийские санкции, национальная безопасность, ВВП, инфляция.
Современный мир находится в стадии санкционных войн между странами, причем Россия в данном контексте является лидером по количеству введенных против нее санкций. По данным информационного агентства РИА Новости в совокупности с 2014 года против Российской Федерации было введено порядка 10 901 санкции [7].
Исследование тенденций российской экономики в условиях санкционного давления представляется более чем актуальным. Целью настоящего исследования выступает анализ современного состояния и перспектив развития экономики России в условиях экономических санкций.
Объектом исследования выступает состояние и развитие современной российской экономики, предмет исследования – перспективы развития экономики России в условиях санкций.
На рисунке 1 приведено распределение стран по количеству санкций по состоянию на 19.02.2023 по данным Европейского статистического агентства Statista.
Рисунок 1 – Лидеры стран по числу введенных санкций, шт. [8]
Таким образом, Россия существенно «опередила» по данному параметру Сирию, Иран, Северную Корею и многие другие страны.
Последствия принятых в отношении Российской Федерации санкций существенно повлияли на функционирование экономики государства. На рисунке 2 приведена динамика реального ВВП Российской Федерации в период с 2013 по 2022 гг.
Рисунок 2 – Динамика реального ВВП Российской Федерации с 2013 по 2022 гг., млрд. руб. [6]
Исходя их представленных на рисунке 2 показателей можно сделать вывод о том, что сокращение ВВП в 2020 году было вызвано с влиянием последствий пандемии и сопутствующих факторов. В 2021 году адаптировавшаяся к ковидным ограничениям российская экономика позволила обеспечить рост ВВП на 3,99%. По итогам 2022 года даже с учетом введения беспрецедентных пакетов антироссийских санкций самые пессимистичные прогнозы макроэкономических показателей не подтвердились: объем ВВП России составил порядка 151,5 трлн. руб.
По результатам работы за 2022 год некоторые отрасли продемонстрировали существенные достижения:
- сельское хозяйство (+6,6%);
- строительный сектор (+5%);
- гостиничный бизнес и сфера общественного питания (+4,3%);
- сфера государственного управления, социального обеспечения (+4,1%);
- финансовая и страховая деятельности (+2,8%);
- добыча полезных ископаемых (+0,4%) [6].
Подобная ситуация, обусловленная ростом и развитием отдельных сфер экономики, связана с ориентацией данных отраслей на внутренний спрос. ВВП сельскохозяйственной сферы характеризуется ростом за счет рекордного в 2022 году урожая. В сфере строительства, как отмечают специалисты Росстата, наблюдается рост ввода в эксплуатацию жилья на 11%. Следует отметить, что в связи со снижением Банком России в 2022 году ключевой ставки по кредитам установлен исторический максимум по количеству выданных ипотечных кредитов (его уровень достиг 697 млрд. руб.) [3].
Также незамеченным не остался и рост ВВП в сферах общественного питания, туризма и гостиничного бизнеса. Это стало возможным за счет развития туристической отрасли на фоне введение антироссийских санкций и закономерного роста количества отдыхающих на территории Российской Федерации.
Следует обозначить и грамотную политику в части поддержки со стороны государства финансового сектора и переориентацию капитала на внутреннюю экономику, благодаря чему наблюдается развитие финансовой и страховой сфер.
Рассмотрим также влияние антироссийских санкций на уровень инфляции (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика уровня инфляции России, 2013-2022 гг. [6]
На основании приведенных на рисунке 3 данных можно утверждать, что старт введения экономических санкций в 2014 году послужил основой для превышения показателя инфляции в 11%. По итогам 2022 года значение показателя инфляции увеличилось до 11,94%.
Уместным представляется проведение оценки влияния санкций на изменение объемов внешней торговли Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика экспорта и импорта в 2013-2022 гг., млрд. долл. США
Показатель | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Экспорт | 149,05 | 143,50 | 91,85 | 84,80 | 99,68 | 127,95 | 119,81 | 89,71 | 146,25 | 153,00 |
Импорт | 125,49 | 116,90 | 75,21 | 73,60 | 88,99 | 88,87 | 93,42 | 74,62 | 98,95 | 84,61 |
Динамика экспортно-импортных операций в рассматриваемом периоде весьма нестабильна. Начиная с 2017 года наблюдался рост показателей, но значений 2013-2014 гг. достигнуть не удавалось. По итогам 2020 года показатели сократились. По итогам 3 квартала 2022 года стоимостной объем экспорта товаров и услуг вырос на 4,62 % в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке, в то время как стоимостной объем импорта товаров и услуг в условиях новых санкций сократился на 14,49 % (в большей степени связано это было с запретом на поставки в Россию высокотехнологичной продукции США, странами ЕС, Канадой, Новой Зеландией, Японией, Южной Кореей, Тайванем; уходом с российского рынка ряда зарубежных фирм; сокращением грузоперевозок, проблем с логистикой) [5, с. 312].
Обобщая показатели современного состояния российской экономики, можно утверждать, что за почти десять лет активных санкционных войн экономика Российской Федерации адаптировалась к постоянному санкционному воздействию
, отрицательные прогнозы стран Запада не оправдались, но, безусловно, негативные явления национальной экономики продолжают существовать и требуют корректировок.
В настоящее время стратегии развития российской экономики на среднесрочную перспективу закреплены в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов».
На основании предположений базового сценария предполагается, что в направлении развития мировой и национальной экономики будут сохранены тенденции 2022 года. В соответствии с подобным прогнозом предполагается сохранение ограничений на экспортные и импортные операции России, на сотрудничество с области технологий. Также установлены прогнозы ежегодного сокращения цен на нефть в следующих показателях: в 2023 году – 70 US$ за баррель; в 2024 году – 60 US$ за баррель, а в 2025 году – 55 US$ за 1 баррель нефти марки Urals. В отношении цен на природный газ имеется предположение об их выравнивании от завышенных в 2022 году до стабильных в последующих трех годах [2].
В 2023 году предполагается и сокращение показателя ВВП - порядка 1-4%. При этом уже в следующем, 2024 году, ожидают увеличение данного показателя до 1,5% с последующим закреплением положительного тренда и в 2025 году.
В части темпов инфляции ожидается их замедление по итогам 2023 года до 5-7%, а уже по результатам 2024 года предполагается их выравнивание до таргета в 4%, установленного Банком России. Данное изменение может быть достигнуто за счет структурной перестройки национальной экономики, а также отложенного эффекта проведенной в 2022 году частичной мобилизации [4, с. 34].
Второй из рассматриваемых сценариев – так называемая «Ускоренная адаптация» - сформирован с учетом воздействия всё тех же факторов, но основан на приспособлении к сложившимся условиям и избегании масштабной рецессии.
В основе этого сценария лежит идея о формировании достаточного объема экспорта, предполагается выстраивание более грамотных и эффективных логистических процессов, поиска новых каналов сбыта и партнеров, ускоренное развитие параллельного импорта и активизация внутреннего спроса [4, c. 34]. На сегодняшний день уже реализуется последовательная работа по налаживанию и развитию экономических связей с дружественными странами.
В рамках этого сценария предполагается сокращение в 2023 году показателя ВВП на 2%, а также наращивание данного показателя по итогам 2024 года на 2,5-3,5% и по итогам 2025 года – на 2-3%.
Наиболее пессимистичным сценарием
, выдвигающем гипотезу замедления экономического развития российской экономики, является «Глобальный кризис». Данная версия базируется на комплексном ухудшении мировой экономики, обострении геополитической ситуации, расширении антироссийских санкций. Все эти факторы способны привести к снижению стоимости 1 барреля нефти Urals до 35 US$ в последующие два года с небольшим увеличением в 2025 году (до 40 US$). Под влиянием негативных процессов закономерным предполагается снижение объемов ВВП, инфляционные процессы ускорятся до 13-16% в связи с недостаточным предложением товаров и услуг на рынке, а также девальвацией отечественной валюты. Только по итогам 2025 года ожидают уменьшение темпов инфляции до целевых индикаторов. Очевидно, что развитие национальной экономики возможно только в рамках одного из обозначенных сценариев.
Учитывая сложившиеся тенденции, наиболее вероятным представляется первый вариант развития событий. Планируется достижение роста стоимостных объемов экспорта, выстраивание эффективных логистических процессов, активизация внутреннего спроса, продолжение взаимодействия с дружественными странами.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229 «Концепция внешней политики Российской Федерации» предусмотрено, что Россия проводит самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях [1]. Достижение обозначенных в концепции стратегических целей и задач в сложившихся условиях представляется весьма затруднительным. Сложность прогнозирования ситуации заключается в неопределенности дальнейших действий со стороны Запада и хода специальной военной операции.
Текущая экономическая ситуация в России должна послужить своеобразным переломным моментом для пересмотра общей концепции развития экономики, возобновления имеющихся мощностей, собственных производств, совершенствования технологий. Для восстановления экономики имеются все необходимые источники: поддержка со стороны государства, природные и человеческие ресурсы, политическое влияние, а также уход с российского рынка многочисленных иностранных конкурентов. В связи с этим требуется тщательно проработать некоторые законодательные инициативы по поддержке и развитию экономики, оказать сопровождение национальных предпринимателей и бизнес-сообщества в целом.