Файл: Удк 331 развитие экономики россии в условиях экономических санкций национальные интересы и безопасность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 331
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Нечаева М.И, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, аспирант направления подготовки «Экономика» профиль «Финансы, денежное обращение, кредит», 1 курс
Руководитель
Аннотация

Влияние санкций на российскую экономику носит неоднозначный характер. Пристальное внимание на мировой арене отводится экономическому развитию государства, которое в большей степени подвергается санкционному давлению. Беспрецедентность такого глобального воздействия обуславливает предпосылки для создания нового формата функционирования национальной экономики. В рамках данной статьи проведен анализ современного состояния российской экономики в условиях санкций, оценены проблемы и перспективы ее развития.

Ключевые слова:

российская экономика, антироссийские санкции, национальная безопасность, ВВП, инфляция.
Современный мир находится в стадии санкционных войн между странами, причем Россия в данном контексте является лидером по количеству введенных против нее санкций. По данным информационного агентства РИА Новости в совокупности с 2014 года против Российской Федерации было введено порядка 10 901 санкции [7].

Исследование тенденций российской экономики в условиях санкционного давления представляется более чем актуальным. Целью настоящего исследования выступает анализ современного состояния и перспектив развития экономики России в условиях экономических санкций.

Объектом исследования выступает состояние и развитие современной российской экономики, предмет исследования – перспективы развития экономики России в условиях санкций.

На рисунке 1 приведено распределение стран по количеству санкций по состоянию на 19.02.2023 по данным Европейского статистического агентства Statista.



Рисунок 1 – Лидеры стран по числу введенных санкций, шт. [8]

Таким образом, Россия существенно «опередила» по данному параметру Сирию, Иран, Северную Корею и многие другие страны.

Последствия принятых в отношении Российской Федерации санкций существенно повлияли на функционирование экономики государства. На рисунке 2 приведена динамика реального ВВП Российской Федерации в период с 2013 по 2022 гг.




Рисунок 2 – Динамика реального ВВП Российской Федерации с 2013 по 2022 гг., млрд. руб. [6]
Исходя их представленных на рисунке 2 показателей можно сделать вывод о том, что сокращение ВВП в 2020 году было вызвано с влиянием последствий пандемии и сопутствующих факторов. В 2021 году адаптировавшаяся к ковидным ограничениям российская экономика позволила обеспечить рост ВВП на 3,99%. По итогам 2022 года даже с учетом введения беспрецедентных пакетов антироссийских санкций самые пессимистичные прогнозы макроэкономических показателей не подтвердились: объем ВВП России составил порядка 151,5 трлн. руб.

По результатам работы за 2022 год некоторые отрасли продемонстрировали существенные достижения:

- сельское хозяйство (+6,6%);

- строительный сектор (+5%);

- гостиничный бизнес и сфера общественного питания (+4,3%);

- сфера государственного управления, социального обеспечения (+4,1%);

- финансовая и страховая деятельности (+2,8%);

- добыча полезных ископаемых (+0,4%) [6].

Подобная ситуация, обусловленная ростом и развитием отдельных сфер экономики, связана с ориентацией данных отраслей на внутренний спрос. ВВП сельскохозяйственной сферы характеризуется ростом за счет рекордного в 2022 году урожая. В сфере строительства, как отмечают специалисты Росстата, наблюдается рост ввода в эксплуатацию жилья на 11%. Следует отметить, что в связи со снижением Банком России в 2022 году ключевой ставки по кредитам установлен исторический максимум по количеству выданных ипотечных кредитов (его уровень достиг 697 млрд. руб.) [3].

Также незамеченным не остался и рост ВВП в сферах общественного питания, туризма и гостиничного бизнеса. Это стало возможным за счет развития туристической отрасли на фоне введение антироссийских санкций и закономерного роста количества отдыхающих на территории Российской Федерации.

Следует обозначить и грамотную политику в части поддержки со стороны государства финансового сектора и переориентацию капитала на внутреннюю экономику, благодаря чему наблюдается развитие финансовой и страховой сфер.

Рассмотрим также влияние антироссийских санкций на уровень инфляции (рисунок 3).



Рисунок 3 – Динамика уровня инфляции России, 2013-2022 гг. [6]

На основании приведенных на рисунке 3 данных можно утверждать, что старт введения экономических санкций в 2014 году послужил основой для превышения показателя инфляции в 11%. По итогам 2022 года значение показателя инфляции увеличилось до 11,94%.



Уместным представляется проведение оценки влияния санкций на изменение объемов внешней торговли Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика экспорта и импорта в 2013-2022 гг., млрд. долл. США

Показатель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Экспорт

149,05

143,50

91,85

84,80

99,68

127,95

119,81

89,71

146,25

153,00

Импорт

125,49

116,90

75,21

73,60

88,99

88,87

93,42

74,62

98,95

84,61


Динамика экспортно-импортных операций в рассматриваемом периоде весьма нестабильна. Начиная с 2017 года наблюдался рост показателей, но значений 2013-2014 гг. достигнуть не удавалось. По итогам 2020 года показатели сократились. По итогам 3 квартала 2022 года стоимостной объем экспорта товаров и услуг вырос на 4,62 % в связи с благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке, в то время как стоимостной объем импорта товаров и услуг в условиях новых санкций сократился на 14,49 % (в большей степени связано это было с запретом на поставки в Россию высокотехнологичной продукции США, странами ЕС, Канадой, Новой Зеландией, Японией, Южной Кореей, Тайванем; уходом с российского рынка ряда зарубежных фирм; сокращением грузоперевозок, проблем с логистикой) [5, с. 312].

Обобщая показатели современного состояния российской экономики, можно утверждать, что за почти десять лет активных санкционных войн экономика Российской Федерации адаптировалась к постоянному санкционному воздействию
, отрицательные прогнозы стран Запада не оправдались, но, безусловно, негативные явления национальной экономики продолжают существовать и требуют корректировок.

В настоящее время стратегии развития российской экономики на среднесрочную перспективу закреплены в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов».

На основании предположений базового сценария предполагается, что в направлении развития мировой и национальной экономики будут сохранены тенденции 2022 года. В соответствии с подобным прогнозом предполагается сохранение ограничений на экспортные и импортные операции России, на сотрудничество с области технологий. Также установлены прогнозы ежегодного сокращения цен на нефть в следующих показателях: в 2023 году – 70 US$ за баррель; в 2024 году – 60 US$ за баррель, а в 2025 году – 55 US$ за 1 баррель нефти марки Urals. В отношении цен на природный газ имеется предположение об их выравнивании от завышенных в 2022 году до стабильных в последующих трех годах [2].

В 2023 году предполагается и сокращение показателя ВВП - порядка 1-4%. При этом уже в следующем, 2024 году, ожидают увеличение данного показателя до 1,5% с последующим закреплением положительного тренда и в 2025 году.

В части темпов инфляции ожидается их замедление по итогам 2023 года до 5-7%, а уже по результатам 2024 года предполагается их выравнивание до таргета в 4%, установленного Банком России. Данное изменение может быть достигнуто за счет структурной перестройки национальной экономики, а также отложенного эффекта проведенной в 2022 году частичной мобилизации [4, с. 34].

Второй из рассматриваемых сценариев – так называемая «Ускоренная адаптация» - сформирован с учетом воздействия всё тех же факторов, но основан на приспособлении к сложившимся условиям и избегании масштабной рецессии.

В основе этого сценария лежит идея о формировании достаточного объема экспорта, предполагается выстраивание более грамотных и эффективных логистических процессов, поиска новых каналов сбыта и партнеров, ускоренное развитие параллельного импорта и активизация внутреннего спроса [4, c. 34]. На сегодняшний день уже реализуется последовательная работа по налаживанию и развитию экономических связей с дружественными странами.

В рамках этого сценария предполагается сокращение в 2023 году показателя ВВП на 2%, а также наращивание данного показателя по итогам 2024 года на 2,5-3,5% и по итогам 2025 года – на 2-3%.

Наиболее пессимистичным сценарием
, выдвигающем гипотезу замедления экономического развития российской экономики, является «Глобальный кризис». Данная версия базируется на комплексном ухудшении мировой экономики, обострении геополитической ситуации, расширении антироссийских санкций. Все эти факторы способны привести к снижению стоимости 1 барреля нефти Urals до 35 US$ в последующие два года с небольшим увеличением в 2025 году (до 40 US$). Под влиянием негативных процессов закономерным предполагается снижение объемов ВВП, инфляционные процессы ускорятся до 13-16% в связи с недостаточным предложением товаров и услуг на рынке, а также девальвацией отечественной валюты. Только по итогам 2025 года ожидают уменьшение темпов инфляции до целевых индикаторов. Очевидно, что развитие национальной экономики возможно только в рамках одного из обозначенных сценариев.

Учитывая сложившиеся тенденции, наиболее вероятным представляется первый вариант развития событий. Планируется достижение роста стоимостных объемов экспорта, выстраивание эффективных логистических процессов, активизация внутреннего спроса, продолжение взаимодействия с дружественными странами.

Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229 «Концепция внешней политики Российской Федерации» предусмотрено, что Россия проводит самостоятельный и многовекторный внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и осознанием особой ответственности за поддержание мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях [1]. Достижение обозначенных в концепции стратегических целей и задач в сложившихся условиях представляется весьма затруднительным. Сложность прогнозирования ситуации заключается в неопределенности дальнейших действий со стороны Запада и хода специальной военной операции.

Текущая экономическая ситуация в России должна послужить своеобразным переломным моментом для пересмотра общей концепции развития экономики, возобновления имеющихся мощностей, собственных производств, совершенствования технологий. Для восстановления экономики имеются все необходимые источники: поддержка со стороны государства, природные и человеческие ресурсы, политическое влияние, а также уход с российского рынка многочисленных иностранных конкурентов. В связи с этим требуется тщательно проработать некоторые законодательные инициативы по поддержке и развитию экономики, оказать сопровождение национальных предпринимателей и бизнес-сообщества в целом.