ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности отражения коммуникативной ситуации в художественном тексте на примере творчества В.М. Шукшина
В рассказе «Сельские жители» бабка Маланья, уже твердо решившая ехать к сыну в Москву, вдруг отказывается от поездки. Сюжет рассказа строится на шести диалогических фрагментах. В экспозиции рассказа приводится письмо сына Павла, приглашающего мать к себе в гости. Письмо послужило причиной диалога бабки Маланьи с внуком Шуркой:
Бабка Маланья прочитала это, сложила сухие губы трубочкой, задумалась.
- Зовет Павел-то к себе, - сказала она Шурке и поглядела на него поверх очков (Шурка -внук бабки Маланьи, сын ее дочери <...>).
Шурка делал уроки за столом. На слова бабки пожал плечами, - поезжай, раз зовет.
- У тебя когда каникулы-то? - спросила бабка строго.
Шурка навострил уши.
- Какие? Зимние?
- Какие же еще, летние, что ль?
- С первого января. А что?
Бабка опять сделала губы трубочкой - задумалась.
А у Шурки тревожно и радостно сжалось сердце.
- А что? - еще раз спросил он.
- Ничего. Учи знай. - Бабка спрятала письмо в карман передника, оделась и вышла из избы.
Диалогический фрагмент композиционно разбивается на три структурные составляющие, подобные естественному коммуникативному акту: в обстановочной части представлены участники ситуации (бабка Маланья, внук Шурка), события, послужившие причиной диалога (письмо сына бабки Маланьи), место действия (дом бабки Маланьи).
Последующие диалоги бабки Маланьи с внуком и соседкой свидетельствуют о ее решении лететь в гости к сыну в Москву. Но прежде чем отправиться в путешествие, она зазывает к себе соседа, школьного завхоза Егора Лизунова, чтобы он рассказал «все по порядку - как и что». Вдохновляясь бабкиной медовухой, Егор так живописует перелет до столицы, что бабке Маланье становится страшно:
- А вообще-то не бойтесь! - громко сказал он. - Садитесь только подальше от кабины - в хвост - и летите. Ну, пойду...
Он грузно прошел к двери, надел полушубок, шапку.
- Поклон Павлу Сергеевичу передавайте. Ну, пиво у тебя, Маланья! Просто...
Бабка была недовольна, что Егор так скоро захмелел - не поговорили толком.
- Слабый ты какой-то стал, Егор.
- Устал, поэтому. - Егор снял с воротника полушубка соломинку. - <...> Да еще пиво у тебя такое... - Егор покачал головой, засмеялся. -Ну, пошел. Ничего, не робейте - летите. Садитесь только подальше от кабины. До свидания.
- До свиданья, - сказал Шурка.
Егор вышел.
Данный диалог близок к монтажу, так как построен на переплетении тем. В этом ощущается связь рассказов Шукшина с киностилистикой. В подтексте этого диалога угадывается и невысказанная тревога бабки Маланьи, ее недовольство соседом, равнодушным к ее заботам, и неловкость завхоза в связи с тем, что «наболтал» он лишнего. В качестве вербального способа разрыва коммуникативного контакта используется формула речевого этикета, обозначающая прощание, а также глагольное слово, содержащее сему «удаления» (вышел).
Заключительный диалог между бабкой Маланьей и внуком Шуркой свидетельствует о столкновении «века нынешнего» с «веком минувшим»:
Ночью Шурка слушал, как она ворочалась на печи, тихонько вздыхала и шептала что-то <...>.
- Но ты тоже, бабонька: где там смелая, а тут испугалась чего-то, - сказал Шурка недовольно. - Чего ты испугалась-то?
- Спи знай, - приказала бабка. - Храбрец. Сам первый в штаны наложишь.
- Спорим, что не испугаюсь?
- Спи знай. А то завтра в школу опять не добудишься.
Шурка затих.
Диалогический фрагмент является частью целого рассказа и структурируется по следующим направлениям, воссоздающим в тексте ситуацию диалога: презентация персонажей
(Шурка, бабка), указание на действие, сопутствующее речевому (ворочаться), указание на место и время контакта (ночью, на печи), указание на речевые действия (сказал, приказала), указание на способ разрыва контакта (затих).
В житейской ситуации писатель видит второй, более глубокий план, который поднимает незначительное жизненное явление до художественного обобщения.
Жанр рассказа (по сравнению с романом) требует от писателя искусства выражения в малой форме емкого содержания. В рассказах В.М. Шукшина именно диалог движет фабулу и сюжет, именно в нем проявляется развитие характеров и событий. Так, в рассказе «Сельские жители» диалоги персонажей составляют его композиционные части: начальный и заключительный диалоги (бабки Маланьи и Шурки) -экспозицию и эпилог; развитие действия отражено в
разговоре с завхозом Егором Лизуно-вым, кульминация связана с решением бабки Маланьи отложить поездку. Особая роль в структурировании диалогического фрагмента отводится ключевым словам, предназначенным маркировать ситуацию общения с ориентацией на внешнего адресата - читателя. Если диалогический фрагмент служит основной структурой репрезентаций знаний о коммуникативной ситуации, то ключевое слово выполняет функцию имени этой ситуации.
В рассказах В.М. Шукшина выделяются ключевые слова, маркирующие коммуникативную ситуацию. Они делятся на две группы:
1) ключевые слова, представляющие диалог / полилог: разговор, беседа, спор, ссора, ругань, скандал, совещание, собрание, суд, экзамен;
2) ключевые слова, представляющие монологическую реплику в диалогах персонажей: рассказ, воспоминание.
В рассказе «Сельские жители» ярко выражена ситуация общения, когда люди не смогли найти контакт из-за неумения слышать. Егор невнимательно слушал бабку Маланью, думал только о себе, из-за чего отменилась её поездка. Художественный текст даёт возможность писателю показать как речевое поведение персонажей, так и те обстоятельства, в которых осуществляется общение.