Файл: Занятие 1 Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 1

Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов.

Цель:

  • научиться применять методику подсчета времени исчерпания природного ресурса.

Задачи:

  • научится новым способам вычислительной деятельности обучающихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать);

  • способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к изучаемой дисциплине;

  • способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся.

  1. Приобретаемые умения: проявлять инициативу, принимать ответственные решения при решении профессиональных задач, в том числе направленных на преодоления проблемных ситуаций.

  2. Приобретаемые общие компетенции: ОК 03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.



Материалы и оборудование: калькулятор, ручка, тетрадь.

Время занятия: 2 часа

Структура занятия:

1. Вводная часть (10 мин).

2. Основная часть (60 мин).

3. Заключительная часть (20 мин).

Обеспечение занятия: Компьютеры с лицензионным программным обеспечением, с выходом в Internet.

Теоретический материал (краткий)

Ресурсы могут быть классифицированы как вечные, возобновимые и невозобновимые.

Вечные ресурсы, такие как солнечная энергия, действительно неисчерпаемы с точки зрения истории человечества.

Возобновимые ресурсы в нормальных условиях восстанавливаются в результате природных процессов. Примерами могут служить деревья в лесах, дикие животные, пресные воды поверхностных водотоков и озер, плодородные почвы и др.

Невозобновимые, или исчерпаемые ресурсы существуют в ограниченных количествах (запасах) в различных частях земной коры. Примерами являются нефть, уголь, медь, алюминий и др. Они могут быть истощены как потому, что не восполняются в результате природных процессов (медь и алюминий), так и потому, что их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь). Невозобновимые ресурсы считаются экономически истощенными когда выработаны 80 % их оцененных запасов. По достижении этого предела разведка, добыча и переработка остающихся запасов обходится дороже рыночной цены.


Практическая часть

Оцените срок исчерпания природного ресурса, если известен уровень добычи ресурса в текущем году, а потребление ресурса в последующие годы будет возрастать с заданной скоростью прироста ежегодного потребления. Исходные данные для выполнения работы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Данные для расчета срока исчерпания ресурса

Исходные данные













Варианты













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ресурс

Каменный уголь

Природный газ

Нефть

Fe

P

Cu

Zn

Pb

Al

U

Запас ресурса, Q, млрд.т.

6800

280

250

12000

.

40

0,6

0,24

0,15

12

300

Добыча

ресурса,q, млрд.т./год

3,9

1,7

3,5

0,79

0,02

3

0,008

0,00

6

0,004

0,016

0,2

Прирост объема потребления ресурса,

ТР, % в год

2

1,5

2

2,5

1,8

1,7

1,3

2,2

1,6

2

Для расчета воспользуйтесь формулой суммы членов ряда геометрической прогрессии:



(( 1 + ТР/100)t – 1) * q

Q = --------------------------------, где

TP/100

Q – запас ресурсов; q – годовая добыча ресурса; ТР – прирост потребления ресурса; t – число лет.

Логарифмирование выражения для Q дает следующую формулу для расчета срока исчерпания ресурса:

ln ((Q*TP)/(q*100) + 1)

t = --------------------------------- ln (1 + TP/100)

Рассчитайте время исчерпания приведенных в таблице ресурсов, вставьте данные в виде добавочной строки в таблицу.

Сделайте вывод о последовательности прекращения добычи ресурсов.

Контрольные вопросы

  1. Дайте общую характеристику природным ресурсам.

  2. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?

  3. В чем опасность исчерпаемости природных ресурсов?

  4. Каковы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транспортировке? Приведите конкретный пример.

  5. Рассмотрите карту вашего района. Установите, какие полезные ископаемые здесь добываются, в чем состоят основные меры по их охране.