Файл: Занятие 1 Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие № 1
Изучение методики подсчета срока исчерпания невозобновимых ресурсов.
Цель:
-
научиться применять методику подсчета времени исчерпания природного ресурса.
Задачи:
-
научится новым способам вычислительной деятельности обучающихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать); -
способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к изучаемой дисциплине; -
способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся.
-
Приобретаемые умения: проявлять инициативу, принимать ответственные решения при решении профессиональных задач, в том числе направленных на преодоления проблемных ситуаций. -
Приобретаемые общие компетенции: ОК 03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Материалы и оборудование: калькулятор, ручка, тетрадь.
Время занятия: 2 часа
Структура занятия:
1. Вводная часть (10 мин).
2. Основная часть (60 мин).
3. Заключительная часть (20 мин).
Обеспечение занятия: Компьютеры с лицензионным программным обеспечением, с выходом в Internet.
Теоретический материал (краткий)
Ресурсы могут быть классифицированы как вечные, возобновимые и невозобновимые.
Вечные ресурсы, такие как солнечная энергия, действительно неисчерпаемы с точки зрения истории человечества.
Возобновимые ресурсы в нормальных условиях восстанавливаются в результате природных процессов. Примерами могут служить деревья в лесах, дикие животные, пресные воды поверхностных водотоков и озер, плодородные почвы и др.
Невозобновимые, или исчерпаемые ресурсы существуют в ограниченных количествах (запасах) в различных частях земной коры. Примерами являются нефть, уголь, медь, алюминий и др. Они могут быть истощены как потому, что не восполняются в результате природных процессов (медь и алюминий), так и потому, что их запасы восполняются медленнее, чем происходит их потребление (нефть, уголь). Невозобновимые ресурсы считаются экономически истощенными когда выработаны 80 % их оцененных запасов. По достижении этого предела разведка, добыча и переработка остающихся запасов обходится дороже рыночной цены.
Практическая часть
Оцените срок исчерпания природного ресурса, если известен уровень добычи ресурса в текущем году, а потребление ресурса в последующие годы будет возрастать с заданной скоростью прироста ежегодного потребления. Исходные данные для выполнения работы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Данные для расчета срока исчерпания ресурса
Исходные данные | | | | | Варианты | | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Ресурс | Каменный уголь | Природный газ | Нефть | Fe | P | Cu | Zn | Pb | Al | U |
Запас ресурса, Q, млрд.т. | 6800 | 280 | 250 | 12000 . | 40 | 0,6 | 0,24 | 0,15 | 12 | 300 |
Добыча ресурса,q, млрд.т./год | 3,9 | 1,7 | 3,5 | 0,79 | 0,02 3 | 0,008 | 0,00 6 | 0,004 | 0,016 | 0,2 |
Прирост объема потребления ресурса, ТР, % в год | 2 | 1,5 | 2 | 2,5 | 1,8 | 1,7 | 1,3 | 2,2 | 1,6 | 2 |
Для расчета воспользуйтесь формулой суммы членов ряда геометрической прогрессии:
(( 1 + ТР/100)t – 1) * q
Q = --------------------------------, где
TP/100
Q – запас ресурсов; q – годовая добыча ресурса; ТР – прирост потребления ресурса; t – число лет.
Логарифмирование выражения для Q дает следующую формулу для расчета срока исчерпания ресурса:
ln ((Q*TP)/(q*100) + 1)
t = --------------------------------- ln (1 + TP/100)
Рассчитайте время исчерпания приведенных в таблице ресурсов, вставьте данные в виде добавочной строки в таблицу.
Сделайте вывод о последовательности прекращения добычи ресурсов.
Контрольные вопросы
-
Дайте общую характеристику природным ресурсам. -
Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых? -
В чем опасность исчерпаемости природных ресурсов? -
Каковы пути сокращения потерь сырья при добыче, обогащении, обработке, транспортировке? Приведите конкретный пример. -
Рассмотрите карту вашего района. Установите, какие полезные ископаемые здесь добываются, в чем состоят основные меры по их охране.