Файл: Мировой рынок спг последние тренды на увеличение гибкости рынка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Мировой рынок СПГ: последние тренды на увеличение гибкости рынка.
Ответ:
С учетом стремления мирового сообщества удержать прирост глобальной средней температуры в пределах 1,5-2 градусов относительно доиндустриального уровня и существенно сократить выбросы парниковых газов, природный газ является наиболее перспективным видом ископаемого топлива. Потребление природного газа росло опережающими темпами, замещая в топливно-энергетических балансах стран уголь и нефтепродукты в энергетическом и транспортном секторах.
Наиболее динамично развивающийся рынок природного газа – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. АТР занимает первое место по объёму потребления природного газа (918 млрд м3), однако в структуре потребления энергоносителей доля природного газа в 2021 г. составила только 12,1 % .Регион предъявляет высокий спрос на внешние поставки природного газа и имеет перспективы по существенному росту объема потребления. Крупнейшие потребители природного газа в регионе – Китай (41%) и Япония (11%), при этом ежегодно растет доля Китая.
Совершенствование технологий по сжижению и транспортировке природного газа в сжиженном виде существенно расширило рынок сбыта для стран-производителей природного газа. Так международные поставки СПГ выросли в 3,5 раза: с 140,5 млрд м3 в 2000 г. до 516 млрд м3 в 2021 г. .
Строительство новых мощностей по производству СПГ в США, Австралии, России ведет к усилению конкуренции на рынке среди производителей и стимулирует совершенствование технологий по сжижению природного газа и регазификации, снижению логистических затрат.
Развитие технологий производства, транспортировки и регазификации сжиженного природного газа приводит к росту интереса не только крупных производителей и поставщиков СПГ, но и региональных и локальных предприятий.
В связи с современной геополитической ситуацией и санкциями со стороны европейских стран в 2022 г. происходят существенные изменения на рынке СПГ:
-
увеличение потребления СПГ странами Европы на фоне отказа от природного газа и санкций в отношении Северного потока, в связи с намерениями о вытеснении России с энергетического рынка. Однако СПГ не обеспечит Европейский спрос на энергоносители в полном объеме в ближайшее время; -
дефицит запасов газа в ПХГ Европы. Заполнение ПХГ идет во многом за счет приобретения сжиженного природного газа (СПГ) по сверхвысоким ценам на фоне сокращения поставок из России [14]; -
повышенный спрос на газ в азиатских странах, которые активно восстанавливают производство СПГ после карантинных мероприятий.
Вслед за новыми вызовами, происходит трансформация рынка сжиженного газа:
-
изменение структуры рынков сбыта как СПГ, так и других энергоносителей. -
рост спроса, на альтернативные российским поставкам энергоносители; -
рост цен; -
расширение географии ввода мощностей по регазификации СПГ; -
увеличение числа и мощности заводов СПГ.
Резко возросший спрос на СПГ в Европе заставляет страны союза быстрыми темпами адаптировать портовую инфраструктуру под регазификационные мощности. Динамика резкого спроса на СПГ дает мощный импульс для развития новых направлений его поставок, что не редко создаёт конкурентное давления для трубопроводного газа.
На конец 2021 г. регазификационные терминалы Европы могли принять около 254 млрд м3 природного газа, однако загружены они были только на 44 %. Европейский рынок уступает азиатскому с точки зрения возможности привлечения дополнительных объемов газа, так как газовое сырье на азиатском рынке продается за более высокую цену и по долгосрочным контрактам.
Сжиженный природный газ является эффективным инструментом диверсификации российского экспорта газа, поскольку при транспортировке СПГ можно миновать транзитные страны и тем самым минимизировать геополитические риски. В текущей ситуации транспортировка природного газа в сниженном состоянии обладает рядом преимуществ перед трубопроводными поставками. Реализация газа в виде СПГ с одной стороны открывают возможность освоения новых рынков сбыта, а с другой стороны создают вызов отечественной промышленности и органам государственного управления в области опережающего научно-технологического развития.
Россия является крупнейшим поставщиком природного газа на мировой рынок. Ежегодно растет доля России и на рынке СПГ – с 4% до 8% за последние пять лет. В 2022 г. продолжился рост поставок российского СПГ на рынок Европы на фоне сокращения трубопроводных поставок. Мировой рынок СПГ за последние пять лет вырос на 80% и по прогнозу авторов увеличится к 2030 г. ещё на 36% (по показателю уровня производства). Это будет способствовать реализации российских проектов по строительству СПГ-заводов, которые на ряду с трубопроводными проектами участвуют в обеспечении потребностей перспективных газовых рынков:
-
Рынок России (газификация и догазификация регионов России (сетевым газом, СПГ, СУГ, КПГ), использование газа в виде газомоторного топлива, а также сырья для переработки и газохимии). -
Рынок Китая (строительство и развитие трубопроводных проектов «Сила Сибири -1, 2, 3», организация поставок СПГ с заводов на п-ове Ямал). -
Рынок Турции (трубопроводные поставки в рамках проектов «Голубой поток» и «Турецкий поток»). -
Рынок Южной Кореи и Японии (организация поставок СПГ с заводов на п-ове Ямал).
В перспективе большим потенциалом поставок СПГ на мировой рынок обладают территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. Крупнейшие нефтегазовые компании России (ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром нефть») имеют значительные активы на востоке страны, однако не стремятся монетизировать запасы свободного газа в связи с организационными особенности отечественной газовой отрасли – при наличии трубопроводной инфраструктуры могут реализовать газ только на внутреннем рынке по ценам значительно ниже мировых. Как правило газовые залежи либо не разрабатываются, либо добытый газ закачивается обратно в пласт. Небольшие объёма, как и в случае с растворённым в нефти газом, могут использовать для выработки электроэнергии и тепла на промысле или закачивать в ПХГ. Поэтому проекты разработки месторождений, территориально приближенные к Северному Ледовитому океану (Енисей-Хатангская НГО) или Тихому океану (Охотоморская НГП), включают строительство заводов-СПГ. В соответствии с «Долгосрочной программой развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства РФ № 640-р от 16.03.2021 г. такие проекты (Владивосток СПГ, Дальневосточный СПГ, Таймыр СПГ) отнесены к категории «потенциальных» проектов, характеризуются надёжной сырьевой базой и близостью к динамично развивающимся рынкам АТР, могут быть реализованы в средне- и долгосрочной перспективе.
Организация поставок сжиженного природного газа играет важную роль во всех ключевых направлениях развития газовой отрасли страны, позволяя диверсифицировать направления реализации газа в страны АТР, преодолеть санкционное давление в отношении трубопроводного газа в страны Европы, снизить риск появления монопсонии в торговых отношениях с Китаем, стимулировать социально-экономическое развитие в регионах Арктической зоны и газифицировать удалённые и инфраструктурно слаборазвитые регионы, а также сформировать новые приоритеты в области технологического перевооружения и пространственного развития страны.
-
Экономика России в условиях масштабных шоков на мировом нефтегазовом рынке: основы устойчивости.
Ответ:
1 февраля 2023 года вступил в силу указ президента России о противодействии потолку цен на российские нефть и нефтепродукты.
Если говорить вкратце, то указ заключается в том, что Россия запрещает любым частным и государственным компаниям, работающим на территории России, поставлять нефтяную продукцию в те страны, которые ввели потолок цен. Причём запрет распространяется на иностранные физические и юридические лица, в контрактах которых прямо либо косвенно предусматривается любая предельная цена на российские нефть или нефтепродукты.
Компании-экспортёры обязаны ежемесячно предоставлять таможне всю информацию о заключённых контрактах, а также все сведения, необходимые для полного подтверждения факта того, что механизм ценового потолка не применяется на всей цепочке поставки нефтепродукта до конечного потребителя.
Однако не все эксперты были согласны с подобным подходом, указывая на то, что есть лазейки. Так, например, можно не указывать предельную цену в контракте, а просто продавать нефть по цене ниже потолка, введённого странами Запада.
В этом многие заподозрили проблему, заключающуюся в том, что Запад будет решать свои энергетические проблемы за счёт России, так как на переработанную российскую нефть в других странах эмбарго не распространяется.
-
Идеальная схема, чтобы накинуть удавку на российскую нефтяную промышленность, и подчинить её своим правилам.
Деньги терять не хочется никому - даже в период острого противостояния и мирового передела.
Смысл ценового потолка, введённого западными странами, заключается не только в ограничении прибыли России от поставки нефти и нефтепродуктов. Он куда продуманнее и серьёзнее.
Главная задача - развалить организацию стран-экспортёров нефти ОПЕК+, для чего нужно пошатнуть её фундамент.
Россия является частью этого фундамента, и основным связующим звеном.
Возникший после этого паритет в отношениях с Саудовской Аравией позволил России определять политику мирового ценообразования, с учётом своих интересов. И оказалось, что интересы России и Саудовской Аравии в вопросе поставки нефти оказались схожими, а это противоречило интересам США.
В США давно мечтают развалить соглашения между странами, касающиеся стратегических ресурсов.
-
С 2007 года активно разрабатывается законопроект о запрете картелей по добыче и экспорту нефти (NOPEC), который в мае 2022 года был одобрен конгрессом США.
В случае принятия этого закона США официально могут вводить санкции против любого поставщика нефти или нефтепродуктов, вынуждая его подчиняться своим требованиям.
Однако принятие закона – это лишь вопрос времени, а сначала его неплохо было бы протестировать, прежде чем массово внедрять.
Собственно, Россия и стала тем испытательным полигоном, на котором страны Запада попробовали введение коллективного эмбарго на прямые поставки нефти, а также введение ценового потолка на поставку нефтересурсов на мировой рынок.
Расчёт в следующем: протестировать на России основные положения NOPEC, вынудить Россию поставлять больше непереработанной нефти (максимально уменьшить долю её переработки) на мировой рынок и расшатать фундамент ОПЕК+.
При этом страны Запада не вводили для себя никаких ограничений на покупку переработанной российской нефти из третьих стран (например, из Индии или Китая). Этот хитрый ход позволил ЕС спокойно закупать российскую нефть.
Кроме того, ценовой потолок несёт ещё одну функцию: ограничение цены в 60 долларов за баррель должно вынудить Россию спровоцировать новую нефтяную войну со странами ОПЕК+ посредством нарушения установленной для нашей страны квоты на добычу нефти.
Логика тут следующая: в режиме предельных цен единственным способом наполнения бюджета будет повышение продаж, а в случае с нефтью – повышение её добычи нефти и вывод на мировой рынок во всё больших объёмах.
Из-за этого мировые цены на нефть начнут падать, а страны ОПЕК+ должны будут сокращать свою нефтедобычу, отдавая долю рынка России, либо наоборот демпинговать цену, сохраняя свою долю, как это было в 2020 году.
Оба результата приводят к падению мировых цен на нефть.
И всё будет завесить именно от действий России. Если мы увеличиваем добычу и продажу нефти по ценам заметно ниже рыночных, то это непременно вызовет негативную реакцию со стороны ОПЕК+. Если уменьшим свои продажи, то сильнейшим образом пострадает бюджет России.
Саудовская Аравия не раз шла на добровольное сокращение добычи нефти для удержания ценового баланса. Но может ли России в современных условиях пойти на столь радикальные шаги?
Это похоже на безвыходную ситуацию...
В правительстве не раз говорили, что мы в убыток себе продавать нефть не будем, но, учитывая себестоимость нефтедобычи с сопутствующими затратами на уровне 20 долларов за баррель, стоимость в 60 долларов – далеко не убыток, а очень даже комфортная цена для нашего бюджета.