Файл: Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий, представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Для развития умения работать с новым материалом, умения формулировать вопросы используются приёмы: «Ромашка Блума», «Тонкий и толстый вопросы». Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические. Прием «Толстый и тонкий вопросы» подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тонкий» вопрос.

Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап - заключительная беседа.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧПяпонские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Хокку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хокку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно должно состоять из трёх строчек и 17 слогов, обязательно должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или временя суток.


Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления.

Применение современных образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться.

 Предлагаем с помощью таблиц познакомиться с основными технологическими алгоритмами урока (серии уроков) и рекомендациями по их использованию на определенных стадиях.

 Технологический алгоритм урока

Технологические этапы

I стадия

II стадия

IIIстадия

Вызов:

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации:

Постановка собственных целей обучения

Осмысление содержании:

Получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения

 Рефлексия


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  №1

Этап

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводный

Постановка дидактической цели

1

Объяснение цели предстоящей работы

Знакомство с целью урока

Стадия вызова

Организация групповой работы

5

Формирование групп. Постановка познавательных задач

Знакомство с познавательными задачами




Групповая работа с использованием приемов ТРКМЧП




Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску. Контроль за ходом групповой работы

Выполнение своего задания. Сбор примеров. Консультации друг с другом и с учителем




Отчет групп о результатах работы с принятием решения о дальнейшей деятельности




Выслушивание мнений учеников

Отчет о работе. Принятие общего решения

Стадия осмысления

Организация индивидуальной работы учащихся

20

Проведение инструктажа. Раздача дидактического материала. Распределение заданий

Знакомство с материалом. Планирование работы. 




Работа с информационным текстом с использованием приемов ТРКМЧП




Индивидуальные консультации

Переработка информации




Выполнение практических заданий




Контроль за выполнением практической работы

Самостоятельная работа учащихся с переработанной информацией

Стадия рефлексии

Дискуссия. Рассмотрение вариантов мнений по одному и тому же вопросу

4

Рассмотрение и принятие всех мнений

Живой обмен идеями. Самоанализ деятельности


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  №2

Этап

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова

Индивидуальная работа над проблемной задачей с использованием приемов ТРКМЧП

5

Инструктаж. Знакомство с проблемной задачей

Выполнение задания с опорой на имеющиеся знания




Обсуждение способов решения проблемной задачи




Рассмотрение всех мнений учащихся. Создание мотива к обучению

Выделение ряда вопросов для решения проблемной задачи




Постановка дидактической цели




Объяснение цели предстоящей работы

Знакомство с целью урока

Стадия осмысления

Групповая работа над решением проблемной задачи с использованием приемов ТРКМЧП

20

Формирование групп. Контроль за выполнением задания

Поиск путей решения проблемной задачи. Совместная работа учащихся




Работа в экспертных группах




Новое формирование групп. Контроль за выполнением задания

Обсуждение. Анализ проделанной работы с точки зрения разумности выбора путей решения поставленной задачи. Исправление возможных ошибок




Анализ работы групп




Рассмотрение и принятие всех мнений

Отчет о проделанной работе. Обсуждение вариантов  решения поставленной задачи

Стадия рефлексии

Отбор значимой информации. Письменная работа по ТРКМЧП

5

Инструктаж о проведении письменной работы, направленной на прояснение смысла полученных знаний, построение дальнейшего маршрута обучения

Выполнение письменной работы, представляющей собой переосмысление новой информации


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  №3

Этап

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова

Дискуссия по ТРКМЧП

5

Постановка проблемной задачи, выход на ситуацию для обсуждения

Высказывание различных точек зрения, выявление спорных моментов, противоречий




Определение целей предстоящего изучения материала




Помощь в выявлении наиболее значимых аспектов решения познавательных задач

Обозначение ряда проблем и вопросов, требующих получения новых знаний

Стадия осмысления

Групповая работа или работа в парах с использованием приемов ТРКМЧП

20

Инструктаж. Раздача дидактического материала

Работа в группах, направленная на решение поставленных задач




Анализ проделанной работы




Выслушивание мнений учащихся. Высказывание собственной точки зрения

Отчет о проделанной работе. Знакомство с мнением других групп. Обсуждение. Сравнение полученных идей с первоначальными предположениями, возникшими в ходе дискуссии на стадии вызова

Стадия рефлексии

Совместная письменная работа по ТРКМЧП

5

Инструктаж. Контроль за выполнением задания

Запись каждым учеником по одному предложению по данной проблеме. Чтение коллективного сочинения. Анализ, дополнения


Модель урока в технологии РКМЧП

Так как в основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос:«Что вы знаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.


Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия– рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.