Файл: Природа человека, врожденные и приобретенные качества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “Курский государственный политехнический колледж”


Специальность 14.02.01 Атомные электрические станции и установки
Индивидуальный проект

по дисциплине “Человек и общество”

Тема: “Природа человека, врожденные и приобретенные качества”

Выполнил:

студент группы АЭС-11

Сеин С. Д.

Руководитель:

Тарасенко М. А.

Оценка за индивидуальный

проект



М. А. Тарасенко

(подпись)

Курск

2023
Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3

Глава 1. Философское понимание природы человека……………………………..4

    1. Проблема человека в философии………………………………………………..4

    2. Человек – личность. Основные характеристики……………………………….5

    3. Современные проблемы человека………………………………………………9

Глава 2. Врожденные и приобретенные качества человека……………………...13

2.1 Врожденные качества человека………………………………………………..13

2.2 Приобретенные качества человека…………………………………………….18

Заключение………………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………………21

Ведение

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Тема исследования: Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Актуальность: Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.


Цель и задачи:

1.Изучить литературу и интернет-источники по теме “Природа человека, врожденные и приобретенные качества”.

2.Найти ответ на вопрос “Что такое человек?”.

3.Разобраться во врожденных и приобретенных свойствах человека.

Объект исследования: Человек.

Предмет исследования: Природа человека, врожденный и приобретенные качества.

Практическая значимость работы: Данную исследовательскую работу можно использовать в качестве лекционного материала для ведения занятий по предмету “Обществознание”

Глава 1. Философское понимание природы человека.

    1. Проблема человека в философии.

Термином «человек» обозначается высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры. Человек является предметом изучения различных областей знания, в том числе и философии. Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. В современной литературе признаётся, что человек это целостное социально-биологическое существо, причём именно социальность составляет сущность жизни человека.

В античной философии определяющей концепцией в понимании человека был космоцентризм, когда человек воспринимается как органическая часть космоса. Познание человека считалось возможным через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Коренное переосмысление феномена человека происходит в христианстве. Он воспринимается теперь во всей своей конкретности и индивидуальности и понимается как образ и подобие Бога. Личность несёт в себе иное предназначение, отличное от античного представления. Её жизнь служит высокой цели – спасению души. И вместе с тем христианство видит в человеке не только душу, но и тело. Личность обретает некую самоценность, независимую от космогонических сюжетов. Вместе с тем рождается идеальное представление о человеке как существе, воплотившим в себя телесно-чувственную субстанцию, одушевлённую разумом, духовностью. Таким образом, каким бы определяющим свойством не наделяли человека – будь то разум, воля, бессознательность, чувственные порывы – он не утрачивает относительной целостности. Признание его «греховной» телесности в христианстве, слепых инстинктов, раздвоенного сознания не приводил к обесцениванию самой «человеческой» темы в философии.

В эпоху Возрождения и Нового времени человек понимается с позиций антропоцентризма, в котором он творец собственной жизни, стремящийся к автономии и господству над природой. Подобный гуманизм нашёл своё окончательное воплощение в немецкой классической философии, которая провозглашает человека творцом культуры и одновременно её результатом.



В марксизме человек есть совокупность биосоциальных свойств, результат эволюционного развития живой и неживой природы, а также человеческой деятельности, т. е. труда. Многие философы и учёные, признающие двойственность и противоречивость человеческой природы, наличие у человека стремления как к созиданию, так и разрушению, связывают положительные тенденции в эволюции человека с гуманизацией общественных отношений, с укоренением в сознании людей общечеловеческих норм.Другие, наоборот, считают, что человек – это «ошибка» природы, обречённая на гибель в силу своей противоречивости.

Все названные и им подобные суждения о человеке воссоздают его собирательный образ и вместе с тем заставляют признать, что во все времена и у всех народов человек был и остаётся великой тайной мироздания. Тайна человека принадлежит к числу тех вечных проблем, к которым философия возвращалась и будет возвращаться в силу характера и специфики самого человека.

    1. Человек – личность. Основные характеристики.

Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.

В первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполненную актёром в древнегреческом театре. Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Вместе с тем личность – это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре. Термин «личность» обозначает, во-первых, человеческого индивида как систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

В своё время К. Маркс утверждал, что окружающий человека предметный мир – это мир созданных предшествующими поколениями людей общественных отношений. Он является раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед ним человеческой психологией. Осваивая эту книгу, человек становится человеком. Согласно Марксу, сущность человека (личность) не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Суммируя всё сказанное, можно сказать, что понятие человеческой личности, каждое по-своему, выражают различные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, персона, организм. Например, понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, предприниматель), так и человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода. При этом специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят. Термин индивидуальность, наоборот, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные (соматические) и психические, унаследованные и благоприобретённые свойства.


Среди разнообразных характеристик личности особое место занимает свобода воли. Свобода – это способность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Понятие «свобода» родилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу.

Свобода воли означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. Волевой акт имеет характер духовного явления, коренящегося в структуре личности и выражающий долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, а в ряде ситуаций (в случае самоубийства) – витальным (жизненным) потребностям человека. Понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчёт в своих действиях и поступках. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой. Они входят в структуру характера личности. В русском языке термин «воля» идентичен понятию свободы, дозволенности.

Выделяются несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её свойств. Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей и бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чём-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

Возможен также вариант определённого совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. Раньше свобода воспринималась в основном как отсутствие принуждения со стороны государства. К середине ХХ в. стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Однако государство должно делать это не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.


Реализация свободы немыслима без осознания необходимости. Это философское понятие выражает наличие объективных связей и закономерностей, существующих в мире. Соотношение свободы и необходимости в философии понимается по-разному. В качестве примера можно рассмотреть такие учения, как фатализм и волюнтаризм.

Фатализм – это мировоззрение, которое рассматривает каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Это объясняется или судьбой (в мифологии), или волей Бога (в христианстве и исламе), или принципом причинности, объективно существующим в мире, где каждое последующее событие жёстко связано с предыдущим (в философии Т. Гоббса и Б. Спинозы).

Волюнтаризм – это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, в философском учении И. Канта, И. Фихте, А. Шопенгауэра, Н. Гартмана, Ф. Ницше. Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку. Своё крайнее выражение волюнтаризм находит в этике и политике. Его сторонники утверждают относительность этических норм, а в политике стремятся произвольно решать проблемы жизни общества, не считаясь с объективными законами развития и уповая только на собственное мнение и решения.

Фатализм отрицает наличие какой-либо альтернативы и возможность свободного выбора. Волюнтаризм игнорирует природную, социальную и иные необходимости, что приводит к произволу, вседозволенности, анархии, т. е. также исключает свободу. Свобода есть нечто большее, чем учёт объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более существенной является внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты.

1.3 Современные проблемы человека.

Сегодня внимание к теме человека резко возросло. Это обусловлено, прежде всего, потребностями конкретного индивида решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Эта потребность была всегда, но в наши дни накопилось огромное множество проблем. Катастрофическое разрушение природной среды, интенсивное её заражение различными отходами, оскудение привычного ландшафта, неожиданное распространение новейших эпидемий, грозящих опустошить землю – всё это ставит человека в ситуацию предельно критическую, когда рождается ощущение тотальной незащищённости жизни людей, возможной гибели всего человечества. Такая ситуация, несомненно,