Файл: Жизнь и творчество А. С. Пушкина. За весной, красой природы, Уж небо осенью дышало, В тот год осенняя погода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Жизнь и творчество А. С. Пушкина. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»

Цели:

  1. Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями; показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин осеннего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения.

  2. Расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

  3. Прививать любовь к природе.

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка

навыков.

Оборудование урока:

• Электронная презентация к уроку

• Тексты стихотворения

• Словарь

• Выставка книг – произведения А.С. Пушкина

Ход урока.

I. Организационный момент 2мин
- Давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.

Сейчас у нас урок литературного чтения.

- Прочитайте девиз сегодняшнего дня. Что это означает?

«Старание — мать успеха»
(Чтобы чего-нибудь добиться в жизни надо приложить старания)
- А начнём мы урок с упражнения «Загадай желание»
- На столе у вас рыбки. Какого они цвета?

«Нам всем хочется поймать в жизни «золотую рыбку», которая исполнит все наши желания. Я попрошу каждого поймать свою «золотую рыбку» и загадать желание на сегодняшний урок.

Пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!
II. Актуализация знаний 2мин

- Сегодня переходим к изучению нового большого раздела. Откройте стр. 81. Прочитайте его название. Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете?

(Здесь портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И. А. Крылова)
– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?

- Молодцы, ребята, догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.

- Предположите, как же будет звучать тема нашего урока?

- Жизнь и творчество А. С. Пушкина

- Правильно! Попробуйте определить цель и задачи урока, используя «слова-помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться… 

- Познакомимся с биографией и новыми произведениями А. С. Пушкина;

-Научимся сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

- Будем учиться выразительно читать стихотворный текст.
IV. Работа по теме урока

Сегодня у нас необычный урок и называется этот метод «Перевернутый класс». Догадываетесь почему?

Вы дома самостоятельно знакомились с новым материалом - с биографией А. С. Пушкина и его произведениями. В классе мы повторим и немного пополним свои знания.

– Предлагаю, совершить небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин.
Беседа по вопросам:

1. Когда и где родился А.С.Пушкин?

(В Москве, 6 июня 1799 г.)
2. Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»?

(В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I)
3. На каком языке говорили в семье будущего поэта?

(В семье говорили на французском языке)
4. Что вы можете сказать об отце и дяде Пушкина?

(Отец Сергей Львович, был ценителем литературы, имел большую библиотеку. Дядя, Василий Львович, был известным поэтом.)
5. Когда Александр Сергеевич начал сочинять стихи?

(Он начал сочинять стихи, когда был совсем маленьким, почти в 3 года)
6. На каком языке маленький поэт написал свое первое стихотворение?

(На французском)
7. Что изменилось в жизни поэта в 6 лет?

(Он впервые приехал к бабушке в имение Захарово)
8. Как на него повлияла деревенская природа?

(Красота полей и лугов поразила воображение мальчика)
9. Кто научил его писать по-русски?

(Писать по-русски учила его бабушка.)
10. Кто рассказывал ему сказки?

(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
- Большую роль в становлении поэта сыграло его обучение в Царскосельском лицее, которое сам Пушкин считал своим главным «везением». О самых интересных фактах расскажут нам выпускники этого лицея.
Интересные факты

  1. Императорский Царскосельский лицей был открыт по указу Александра Первого 19 октября 1811 года.




  1. И сегодня 19 октября — Всероссийский день лицеиста, праздник, посвящённый педагогам и учащимся лицеев во всей стране.




  1. В лицее, где учился Пушкин, должны были воспитывать дворянских детей, блестяще образованных, с новыми взглядами на жизнь. Физические наказания запрещались.




  1. В новом учебном заведении была прекраснейшая библиотека, денег на которую не жалели. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук.




  1. Имелась совсем иная система оценок. За отличные знания преподаватели ставили единицу, за слабые знания четверку. Отсутствие всяких знаний каралось нулем. 




  1. Александр Сергеевич пришел в лицей в 11 лет. Здесь он рос бодрым, подвижным, остроумным мальчиком. За прекрасное владение французским языком лицеисты прозвали его «Французом» 


- Вспомните, с чего мы начали сегодняшний урок? (загадывали желания).

- Герой какой сказки поймал золотую рыбку? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Вспомните автора?

Знакомство с выставкой книг.

- Какие произведения Александра Сер­геевича еще вы читали или знаете? (У лукоморья дуб зелёный...

Сказка о царе Салтане

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о золотом петушке)
Так чему же учит нас великий поэт в своих произведениях?

Я думаю, что в первую очередь -- любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвященные Москве:

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.

Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:

Люблю печальный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
- Вы уже знаете много о жизни и творчестве. Сегодня мы поговорим о любимом времени года поэта. Он сам об этом писал такие строчки:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…

– Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.
V. Физминутка для глаз
- Я хочу предложить вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Постарайтесь определить его настроение.

- Какие чувства возникли при прослушивании?

- В какое время года приглашает нас это чудесное мелодия?

- А какие вы знаете осенние месяцы
?

- А знаете, как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто?

Тогда слушайте.

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

(потому что в это время поспевают ягоды рябины).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

VI. Работа над произведениями
- Неповторимая красота этого времени года вдохновляла многих любителей живописи, поэтов, писателей, композиторов. Что значит «находило вдохновение?» (особое состояние, прилив творческих идей)

- А сейчас познакомимся с отрывком из поэмы Пушкина «Цыганы».
– Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором.
Прослушайте отрывок из поэмы «Цыганы».
За весной, красой природы, 
Лето знойное пройдет — 
И туман и непогоды 
Осень поздняя несет: 
Людям скучно, людям горе; 
Птичка в дальние страны, 
В теплый край, за сине море 
Улетает до весны.

Проверка первичного восприятия произведения

- Как автор называет весну?

Автор называет весну красой природы

- Какое настроение передает это стихотворение?

Грустное, печальное.

- Почему людям скучно становится, когда приходит осень?

Людям становится скучно потому, что осень несёт и туман, и непогоду, птицы улетают в дальние края.
Словарная работа
- Объясним значение трудных слов. Будем работать в парах. На столах у вас 4 карточки помощницы.
Карточка №1.

Соедините стрелочкой слово и его значение.

 Знойный - жаркий, пышущий зноем

Горе - несчастье, беда

Непогода - ненастье, слякоть
- Теперь вспомним, какие средства выразительности речи мы уже с вами знаем?
Карточка №2.

Соедините стрелочкой понятие и его значение.
Метафора —  Переносное значение слова, основанное на сходстве.

Эпитет— Красочное, выразительное определение, скрытое сравнение.

Синонимы —Слова, различные по написанию, но близкие по значению.

Антонимы —Слова, имеющие противоположенные значения
- Подберите синонимы к слову «скучно»

  Неинтересно, однообразно, тоскливо, уныло
- Подберите антонимы к словам «знойное (лето)», «поздняя (осень)»

Холодное лето, ранняя осень.
- Найдите эпитеты в стихотворении и озвучьте их вместе со словами, к которым они относятся.


Знойное лето, весна, краса природы
- Молодцы!

- Кто прочитает выразительно стихотворение? Обратите внимание как правильно произносится слово «скучно», посмотрите ударение в слове «страны». Повторите…
VII. Физминутка
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
VIII. Продолжение работы над произведениями


  • Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»


Проверка первичного восприятия произведения


  • Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грустью)

  • Почему вы так считаете?

  • Созвучно ли оно с вашим настроением?


Словарная работа

- При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение.
Карточка №3.

Соедините стрелочкой слово и его значение.

Сень- то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

Караван- движущаяся вереница - друг за другом.

Обнажалась - стать голым.
Чтение и анализ произведения учащимися
- Прочитайте эти строчки, выделяя главное слово

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

- Как вы думаете, что значит небо осенью дышало?

Небо становилось хмурым

- Как вы понимаете «реже солнышко блистало»?

Солнце на небе меньше появляется, меньше светит.

- Что означает «короче становился день»?

- Осенний день стал меньше.

- Теперь рано темнеет и поздно светает.

- Прочитайте эти три строчки выразительно, соблюдая логическое ударение.

(Послушать ученика. Дать оценку.)
Наблюдение над аллитерацией



Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).

ЛеСов таинСтвенная Сень

С пеЧальным Шумом обнаЖалась

- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.

- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)