ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Брестский государственный технический университет» Кафедра ИИТ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ«Проектирование программ в интеллектуальных системах»Тема: «Проектирование иерархии классов» КР.ИИ-13.150069-03 81-00 Листов: 33 Выполнил: Студент 3-го курса, ФЭИС, Группы ИИ-13 Климчук А.И. Нормоконтроль: Муравьев Г.Л. Проверил: Муравьев Г.Л. Брест 2018 |
ВВЕДЕНИЕ
Пришествие в гостиничную сферу деятельности современных технологий значительно облегчило работу персонала, ускорило его работу и функционирование гостиниц в целом. В современном мире трудно представить насколько сложной ранее была работа портье и управляющих, сколько «бумажной волокиты» им нужно было проделывать. До появления современных систем автоматизации для гостиниц, отелей, хостелов портье приходилось проделывать трудоемкую работу: бронирование номеров, запись клиентов, поиск свободных номеров, удовлетворяющих всем требованиям клиента, запись данных о клиентах и т.д. — все это занимало достаточно большое количество времени при записи всего этого на бумаге.
При помощи автоматизации данной сферы, работа персонала стала в разы легче и быстрее: портье — быстро производят поиск места для клиентов…; горничные — легко узнают о местонахождении клиента и производят уборку номера, когда он свободен; управляющему — стало намного проще следить за персоналом, посетителями, делать отчеты за определенный промежуток времени о посещаемости гостиницы, о приносимой прибыли, о работе, проделанной персоналом…
Программа, которую мне предстоит реализовать в ходе курсовой работы будет представлять собой более дешевую, упрощенную версию современной системы автоматизации гостиниц. ПО будет решать простые задачи такие, как работа с БД клиентов (настройка базовых данных о системе, ввод, поиск данных по ключу, редактирование, выполнение базовых операций, сохранение данных и их архивирование), подготовка отчетов.
1. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
1.1 Описание предметной области:
Предметная область: данные гостиничной системы.
Гостиничная система — сеть гостиниц, состоящая, в нашем случае, из одной гостиницы (отеля).
Гостиница — средство временного размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг в зависимости от потребностей клиента.
Гостиница с произвольной этажностью и типами номеров. Количество номеров и этажей гостиницы известно заранее — 10 этажей по 100 номеров на каждом этаже. На первом (цокольном) этаже размещается обслуживающий персонал. Нумерация комнат начинается со второго этажа — 100-199, для третьего — 200-299 и т.д. до 999 номера на 10-ом этаже.
Услуги, предоставляемые отелем:
-
Проживание в номере отеля. Предоставление номера отеля для проживания. Главная услуга, предоставляемая отелем, в стоимость которой включены: бронирование номера отеля, доставка багажа, уборка номера, «будильник», интернет, бизнес услуги и заказ такси; все остальные предоставляемые услуги оплачиваются отдельно. -
Бронирование номера отеля. Предоставление возможности забронировать номер на определенное время и дату, удовлетворяющий вашим потребностям, перед приездом в отель. -
Доставка багажа. Носильщик доставит ваш багаж в номер. -
Уборка номера. Горничные уберут номер во время вашего отсутствия, либо в другое удобное для вас время. -
«Будильник». Консьерж разбудит вас в нужное время. -
Прачечная и химчистка. Горничные отнесут ваши вещи в прачечную и химчистку и отнесут их на место после того как их высушат и погладят. -
Интернет. Предоставление беспроводного доступа в интернет во всем отеле. -
Бизнес услуги. Предоставление возможности пользования ксероксом, принтером, факсом и другой оргтехникой. -
Минибар. Наличие алкогольных и безалкогольных напитков «под рукой» в каждом номере гостиницы. -
Ресторан. Наличие ресторана на цокольном этаже. -
Заказ в номер. Возможность заказать еду из ресторана прямо в номер. -
Автостоянка. Рядом с отелем функционирует паркинг автомобилей. -
Заказ такси. Консьерж закажет такси на нужное вам время, а носильщик, при необходимости, доставит багаж.
Сведения о номерах: номер комнаты и ее статус, а также класс комфортности и вместимость номера.
-
Номер комнаты — идентификационный номер комнаты. Первая цифра номера обозначает номер этажа. -
Статус номера — сведения о занятости номера: свободен, забронирован, занят. -
Класс комфортности номера — сведения о комфортности номера: стандарт, номер улучшенной категории, люкс (номер с более дорогой обстановкой), номер повышенной комфортности из нескольких комнат, апартаменты (номера близкие по виду к современной квартире, с местом для приготовления еды, стирки, и прочего, обычно, для длительного проживания), номер с балконом, бизнес номер (номер с отдельным местом для работы, с факсом), президентский (самый роскошный номер, состоящий из нескольких комнат). -
Вместимость номера — сведения о вместимости номера: одноместный, двухместный, трехместный, четырехместный, пятиместный, семейный (с необходимым количеством дополнительных кроватей).
Сведения о клиентах: ФИО, паспортные данные, срок проживания, моб. телефон, номер комнаты и статус оплаты услуг.
-
ФИО — фамилия, имя и отчество гостя. -
Паспортные данные — номер паспорта. Пример: АВ2956703. -
Срок проживания — время проживания в номере с даты заселения до текущего момента. -
Моб. телефон — мобильный телефон гостя. -
Номер комнаты — номер комнаты в которой проживает гость. -
Сведения об оплате услуг — данные обо всех, оказанных гостю, услугах и статусе их оплаты.
Статус оплаты — сведения об оплате услуги: оплачено, оставшаяся сумма, не оплачено.
Запись — информация о номере отеля либо о клиенте. Запись, хранящая информацию о номере отеля, состоит из 4-ех полей, о клиенте из 6-ти полей.
Поле — строка, содержащая сведения о номере отеля или клиенте.
Отчет — информация о выполненных действиях, результатах проведенной работы.
Отчеты, генерируется автоматически. Возможные отчеты:
-
Отчет о загрузке номерного фонда гостиницы. Количество занятых и свободных номеров на текущий момент времени, процент загрузки отеля. -
Отчет о проживающих гостях. Сведения о всех клиентах, проживающих на данный момент. -
Отчет обо всех задолженностях по счетам гостей по всем службам гостиницы.
Цель и назначение разработки — уменьшение времени и трудоемкости управления гостиницей.
Требуемая функциональность программы:
-
«Инициализация системы» — запуск программы. Список записей хранится в памяти компьютера в файле БД с разрешением *.xml из которого подключается в программу; -
«Поиск» — поиск нужной записи, осуществляемый по заданным ключам, а именно: «ФИО», «Номер комнаты». Ключ — это информация, содержащаяся в одном поле записи. Размер ключа равен размеру поля записи. Сортировка номеров отеля осуществляется по ключу «Номер комнаты». Сортировка клиентов отеля осуществляется по ключу «ФИО» в алфавитном порядке; -
«Просмотр» — просмотр списка записей; -
«Редактирование» — редактирование сведений о номере и(или) клиенте (проведение базовых операций: удаление, добавление, замена, сохранение и архивирование). Для этого пользователь должен выбрать те данные, которые он будет изменять; -
«Подготовка отчетов» — автоформирование отчетов: о загрузке номерного фонда гостиницы, о проживающих гостях, обо всех задолженностях по счетам гостей по всем службам гостиницы; и их вывод в отдельном окне; -
«Выход» — завершение работы программы.
Пример отчета о загрузке номерного фонда гостиницы:
1.2 Описание вариантов использования программы в виде диаграмм прецедентов:
Первичное описание прецедентов:
Рисунок 1.2.1 Диаграмма прецедентов.
Описание прецедентов:
Прецедент №1 «Запуск»
Назначение: инициализация системы, визуализация главного окна.
Исполнители: пользователь, система.
Предусловие: запуск программы пользователем.
Постусловие: выполняется действие в зависимости от нужд пользователя.
Основной поток событий: Происходит инициализация и появляется главное окно.
В случае успешной визуализации ГО пользователь продолжает работу с системой, иначе выполняется АПС.
Альтернативный поток событий: Аварийное завершение работы приложения.
Прецедент №2 «Поиск»
Назначение: поиск необходимой информации.
Исполнители: пользователь, система.
Предусловие: система инициализирована, выбран поиск.
Постусловие: просмотр записи.
Основной поток событий: Пользователь вводит ключ для поиска необходимых данных и нажимает «Поиск». В случае успешного поиска, пользователю подсвечивается нужная запись из списка, иначе переходим к АПС.
Альтернативный поток событий: Пользователь получает сообщение об отсутствии искомой записи.
Прецедент №3 «Просмотр»
Назначение: просмотр необходимой информации.
Исполнители: пользователь, система.