Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Правильно подбросить мяч.
3. Ударить в нижнюю часть мяча с определенной силой.
4. Удар должен производиться твердой кистью, закрепленной в
лучезарном суставе.
5. После удара рука продолжает движение в направлении подачи.
Нападающий удар относится к сложным техническим приемам, сочетая
временные и пространственные параметры разбега, прыжка и удара по
мячу. Нападающий игрок тесно взаимодействует с партнером, выполняющим
передачу, и здесь очень важна одинаковая трактовка обоими всех
параметров приема и взаимное понимание условных сигналов. Умение
наносить нападающие удары правой и левой руками обогащают технический
арсенал игрока, заметно расширяют его тактические возможности.
Игрок должен стремиться нанести удар по мячу в высшей точке взлета, в
«мертвой точке». На ней он и должен наносить удар по мячу независимо
от характера подачи. Мяч всегда должен быть чуть впереди игрока. Это
положение приобретает решающее значение при ударах. С низких и
прострельных передач, помогает нападающему сориентироваться
относительно блока. Разбег по траектории, близкой к прямому углу по
отношению к сетке, создает для нападающего игрока большие тактические
возможности, чем разбег вдоль сетки.
Совершенствование нападающих ударов проводится как без
противодействия блока, так и при пассивном или активном сопротивлении
блокирующих.
Игрокам полезно вырабатывать своеобразное мышечное чувство, прыгать
как можно выше, чтобы нанести удар по мячу на «своей» высоте.
Блок это основной защитный прием. Техника блокирования проста: прыжок
и вынос рук над верхним краем сетки. Но не последнюю роль играет и
перемещение игрока к месту постановки блока.
Игрок перемещается вдоль сетки приставными или окрестными шагами,
бегом или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время
перемещения и прыжка взгляд блокирующего направлен не нападающего
игрока противника. По приему с подачи или нападающего удара, а также
по начальной траектории мяча после передачи блокирующий определяет
направление и характер передачи нападающему.
1. ТАКТИКА ИГРЫ
Тактика игры — это умения и разумная организация всех действий игроков с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делятся на две категории: защитные и нападающие действия. В соответствии с этим и тактика игры складывается из тактики нападения и тактики защиты. Различают индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
Тактика защиты и тактика нападения резко различаются на крайних полюсах: организация действий при приеме мяча от противника и завершающий нападающий удар с предшествующей ему второй передачей. Однако, принимая мяч от противника, игрок стремится направить его к сетке так, чтобы его партнеры наилучшим образом могли организовать нападающие действия. Здесь защитные действия одновременно выступают и как нападающие.
Тактика тесно связана с техникой. Никакой замысел в игре не может быть выполнен без совершенного владения техническими приемами игры, необходимыми для выполнения этого замысла.
С учетом своих возможностей каждая избирает систему игры в нападении и защите, которая предусматривает рациональную организацию действий игроков в нападении и защите. Тактические действия в нападении осуществляются посредством подач, передач и собственно нападающих ударов. Тактика подачи имеет основную задачу ввести мяч в игру, предельно затрудняя его приём и организацию последующих действий противников.
Тактика передач.
Основной задачей при выполнении передач для нападения является создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего удара.
Слабо подготовленному игроку для выполнения нападающего удара требуются хорошие условия: вертикальная передача, достаточная высота мяча и на определённом месте, возможность разбега для прыжка, тактика передач в таких случаях состоится в том, чтобы создать эти наиболее удобные условия для нападающего удара.
Более сложным является выведение игрока для выполнения нападающего удара в такое место, в котором противник может оказать наименьшее сопротивление. с этой целью передача производится игроком, который для выполнения этой функции вынужден меняться с тем, чтобы занять ключевую позицию, позволяющую разнообразить простые передачи. Поэтому в тактике передач применяются: простые передачи, передачи со сменой мест, передачи для нападающего удара с первой передачи и передачи в прыжке. Обманы в волейболе чаще всего применяются в сочетании с подготовкой к нападающему удару или передачей для него. Тактика этих действий при нападающих ударах состоится на использовании такой подвижности или невнимательности отдельных игроков команды противника. При неправильной расстановке игроков на площадке, особенно с увеличением числа блокирующих появляются места, свободные от игроков. Наличие таких свободных мест и используется при так называемом обмане. Обман выполняется на те места, которые оказались свободными или места, откуда игрок переместился с целью закрытия свободного места.
Тактика защиты состоит из чёткого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействие игроков задней линии и игроков передней линии между собой.
Первым действием, которым команда начинает защищаться от нападающего удара противника, является блокирование. Блокирование может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Приём мяча с подачи и от нападающего удара. Наилучшая техника для защитных действий на задней линии — нужная передача мяча с возможным смягчением удара. С этой целью необходимо правильно определить направление полета мяча и место его приземления. Здесь, прежде всего, надо оценить обстановку: в каком положении находится мяч, ударяющий игрок по отношению к мячу и к сетке, каким в соответствии с этим будет наиболее вероятное направление мяча от нападающего удара, какова будет крутизна траектории его полета. От расстояния между мячом и сеткой зависит угол полета мяча после удара (без блока). Поэтому при близкой к сетке передаче мяча для нападающего удара следует перемещаться вперед с тем, чтобы попасть в нужное для приема мяча место.
Надобность в страховке действий игрока может появиться во многих случаях: при плохой подвижности отдельных игроков, несовершенном владении передачей и др. их подстраховывают товарищи по команде. Постоянная необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и блоке. Находясь в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок не могут передвинуться, реагируя на противодействие и действие противника. В связи с этим необходимо этих игроков страховать. Тактический успех страховки, как и других защитных действий, зависит от предвидения действий игроков команды противника.
5. ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА
5.1 Игровая поверхность.
Игровая поверхность должна быть плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять никакой опасности травмирования игроков. Запрещено играть на неровных или скользких поверхностях.
В залах поверхность игровых площадок должна быть светлого цвета
На открытых площадках разрешен уклон 5 мм на 1 м для дренажа. Линии площадки, изготовленные из твердых материалов, запрещены.
Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий.
5.1.1 Ограничительные линии
Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.
5.1.2 Средняя линия
Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9 х 9 м каждая; однако вся ширина линии рассматривается как принадлежащая обеим площадкам в равной степени. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до другой.
5.1.3 Линия атаки
На каждой площадке, линия атаки, задний край которой нанесен на расстоянии 3 м от оси средней линии, ограничивает переднюю зону.
Для ФИВБ Мировых и Официальных Соревнований линия атаки продолжена дополнительными пунктирными линиями от боковых линий, пятью 15-см короткими линиями шириной 5 см., нанесенными через 20 см, общей длиной 1,75 м.
5.2 Зоны и места
5.2.1 Передняя зона
На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и задним краем линии атаки.
Считается, что передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны
5.2.2 Зона подачи — это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии.
Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см. каждая, нанесенными на расстоянии 20 см. позади лицевой линии, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.
По глубине зона подачи простирается до конца свободной зоны.
5.2.3 Зона замены
Зона замены ограничена продолжением обеих линий нападения до столика секретаря.
6. РАЗНОВИДНОСТИ ВОЛЕЙБОЛА
Пляжный волейбол.
Существует также еще одна разновидность игры — бич-волей (волейбол на песке, пляжный волейбол). В волейбол на песке в двадцатые — тридцатые годы играли в Болгарии, Латвии, СССР, США, Франции, Чехословакии. Бич-волей с двумя игроками на площадке появился в США в 1930 г. В конце ХХ века бич-волей получил очень широкое распространение в мире и в 1993 г. на сессии МОК в Монте-Карло он был признан олимпийским видом спорта.
Сейчас официальный календарь ФИВБ включает следующие соревнования по бич-волею: турниры в программе летних Олимпийских игр (с 1996 г.), чемпионаты мира (с 1987 г. для мужчин, с 1992 г. для женщин) и Мировой тур (с 1989 г. для мужчин, с 1993 г. для женщин), этапы (турниры) которого в течение сезона проводятся в разных странах.
Мини-волейбол.
Игра для детей до 14 лет. Включена в школьную программу многих стран, в том числе России. Появился мини-волейбол в 1961 в ГДР. В 1972 были официально утверждены его правила. Различают два уровня: мини-3 и мини-4. В каждой команде играют три (четыре) игрока плюс двое запасных. За команду могут выступать одновременно и мальчики и девочки, но их соотношение в командах-соперницах должно быть одинаково. Игра проходит на площадке 6х4,5 (6х6) м, разделенной пополам сеткой на высоте 2,15 (2,05) м. Вес мяча: 210–230 граммов, окружность: 61–63 см. Игра в партии идет до 15 очков.
Пионербол.
Основное его техническое отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском. Матч состоит из трех партий, игра в которых ведется до 15 очков. Выигрывает команда, победившая в двух партиях. Пионербол включен в программу средних школ по физподготовке и является подготовительным этапом в освоении азов не только волейбола, но и баскетбола. В разных городах России проводятся соревнования по пионерболу.
Воллибол (англ. «wallyball», от «wall» – стена) изобрел в 1979 американец Джо Гарсиа. Играют две команды по два, три или четыре человека. Допускается использование боковых стен спортзала. Игра ведется до 15, 18 или 21 очка (но разница в счете должна быть не менее 2 очков). Среди воллиболистов немало представителей классического волейбола, в том числе члены олимпийской сборной США Пол Сандерлэнд и Рита Крокетт, и известных людей из мира политики и шоу-бизнеса, включая президента США Джорджа У.Буша. В начале 1980-х годов бизнесмен Майк О»Хара (в прошлом входивший в состав олимпийской сборной США), основал компанию «Воллибол интернэшнл инк» (WII), взявшую на себя организацию региональных и интернациональных турниров в стране. В 1989 несколько членов исполкома WII, не согласных с политикой О»Хара, создали Американскую воллибольную ассоциацию. Ассоциация провела ряд альтернативных мероприятий в США и международных турниров в разных странах. В настоящее время обе организации практически бездействуют. В ноябре 2001 усилиями изобретателя воллибола была сформирована некоммерческая Объединенная Ассоциация воллиболистов. Гарсиа намерен возродить былой интерес к своему детищу и добиться его признания олимпийским видом спорта. Сейчас во всем мире воллиболом занимаются несколько миллионов человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в России.
Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его
высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.