Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
3
4
Содержание
Введение ....................................................................................................................... 5 1 Теоретические основы организации деятельности налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков ........................................................................ 8 1.1 Задачи, функции и организация деятельности налоговых органов .............. 8 1.2 Организация работы территориальных налоговых органов по приему и обслуживанию налогоплательщиков ................................................................... 20 2 Направление деятельности налоговых органов по обслуживанию плательщиков на примере ИФНС по г. Заречному Пензенской области............ 30 2.1 Общая характеристика и правовое положение Инспекции как субъекта, осуществляющего обслуживание налогоплательщиков .................................... 30 2.2 Информационное обеспечение организации деятельности Инспекции
ФНС по г. Заречному Пензенской области по обслуживанию налогоплательщиков .............................................................................................. 40 2.3 Анализ проблем и направления совершенствования организации деятельности налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков 47
Заключение ................................................................................................................ 53
Список использованных источников ...................................................................... 56
Приложения…………………………………………………………………………59
5
Введение
В современных условиях хозяйствования взаимодействие плательщиков и налоговых органов немаловажно при обеспечении стабильности бизнеса и налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.
В последнее время тема, отражающая проблемы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, – одна из ключевых в дискуссиях, которые проводятся бизнес-сообществом с участием представителей исполнительной власти и СМИ.
Сложившиеся в полной мере стереотипы и противостояние сторон преодолеть совсем непросто.
Однако прослеживается постепенное формирование более уважительных и партнерских отношений между налоговыми органами и плательщиками. Поэтому одна из важнейших задач для налоговиков – повышение качества предоставляемых налогоплательщикам услуг, в том числе информационных. Каждая налоговая инспекция становится неким аналитическим центром по обработке налоговой информации с эффективной сервисной службой, где любой налогоплательщик легко может заполнить отчетную форму, рассчитать и своевременно уплатить налоги.
Конечный результат деятельности таких центров – увеличение объема налоговых поступлений в бюджет.
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что основа формирования взаимоотношений налоговых органов и плательщиков – эффективная система обслуживания налогоплательщиков.
Государство в лице налоговых органов должно в глазах налогоплательщиков выглядеть справедливым и компетентным. Налоговые органы формируют не только свой образ, но в некоторой степени и образ государства в целом. Поэтому обслуживание налогоплательщиков должно стать приоритетным в деятельности налоговых органов.
При этом у налогоплательщика есть собственные интересы. Ему необходимо иметь полную и достоверную информацию, которая позволит
6 эффективно вступать в налоговые правоотношения. Ее получение осуществляется двумя путями: через налоговые органы либо через специалиста, способного предоставить такую информацию, а также рекомендацию или совет. И государство обязано создать условия, при которых налогоплательщик сможет реально воспользоваться этой информацией.
Степень научной разработанности темы исследования достаточно высокая. Данная проблема исследуется как на законодательном уровне, так и в работах таких авторов, как Дадашева А.З., Красницкого В.А., Лобанова А.В. и
Перонко И.А.
Объект исследования – Инспекция Федеральной налоговой службы
России по г. Заречному Пензенской области.
Предмет исследования – организация деятельности налоговых органов по обслуживанию плательщиков на примере ИФНС России по г. Заречному.
Цель работы – на основе изучения функционирования налоговых органов выявить проблемные вопросы данного направления и определить перспективы развития данного направления деятельности на примере ИФНС России по г.
Заречному.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации работы налоговых органов по обслуживанию плательщиков;
дать характеристику деятельности ИФНС России по г. Заречному;
проанализировать информационное обеспечение организации работы ИФНС;
выявить основные проблемы во взаимоотношениях налогового органа и субъектов хозяйствования;
определить направления совершенствования организации обслуживания налогоплательщиков.
Методы исследования – наблюдение, сравнение, абстрагирование, а также анализ и синтез.
7
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы. Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая раздел работы содержит рассмотрение теоретических основ организации деятельности налоговых органов по обслуживанию плательщиков. Во втором разделе проанализировано данное направление работы на примере ИФНС России по г. Заречному. Также в этом разделе обозначены основные проблемы взаимоотношений налоговых органов и субъектов хозяйствования и пути совершенствования данного направления деятельности ИФНС. В заключении сформулированы основные выводы.
8
1 Теоретические основы организации деятельности
налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков
1.1 Задачи, функции и организация деятельности налоговых органов
За последние десятилетия совершались существенные перемены в налоговых системах как экономически развитых, так же и развивающихся государств. Данные перемены в основном были ориентированы на рост экономического дохода либо на достижение установленных ранее целей улучшения налоговой деятельности.
Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) выступает федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Так же за верностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в определенный бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет других обязательных платежей [11].
Служба выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, исполняющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве частных бизнесменов и фермерских хозяйств. Кроме того уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который обеспечивает понимание в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, условий об уплате неотъемлемых платежей и требований Российской Федерации согласно денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба реализовывает собственную деятельность на прямую с помощью своих территориальных органов во взаимодействии с разными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными
9 объединениями и иными организациями, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.
Федеральная налоговая служба реализовывает последующие права в своей сфере деятельности [16, с. 35]:
выполняет мониторинг и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, кроме того принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, верностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, в связи с обстоятельствами, предусмотренными законодательством РФ за верностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в подходящий бюджет других обязательных платежей;
исполнение валютных операций резидентами и нерезидентами, не выступающими кредитными организациями;
соблюдением условий к контрольно-кассовой технике, режимом и критериями ее регистрации и использования;
воплощает в жизнь в установленном режиме проверку деятельности физических лиц, юридических лиц, фермерских хозяйств в установленной отрасли;
выполняет функции основного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию порученных на нее функций.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные аппараты выступают в качестве юридических лиц, обладают бланком и печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации и с собственным названием, иными печатями, штампами и бланками установленного образца, эмблемой, и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Основные цели работы налоговых органов включают гарантию полного и оперативного сбора налогов и пошлин в согласовании с законодательством и рядом обстоятельств, связанных с применением правовых положений, обуславливающих порядок стимулирования и одобрения законопослушных
10 налогоплательщиков и требуемого контроля, а так же санкции для нарушителей налоговых законов.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что налоговое управление представляет инструмент, который в результате определяет успех либо провал общей бюджетно-налоговой и экономической политики государства.
В соответствии с налоговым законодательством РФ налоговые органы имеют право [1]:
1)
Осуществлять в компаниях, у граждан Российской Федерации, зарубежных граждан и лиц, не имеющих гражданства: бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, проверки денежных документов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; приобретать нужные объяснения, справки и данные о проблемах, возникающих при проверках, за исключением данных, образующих коммерческую тайну, характеризуемую в установленном законодательством режиме. Проводить контроль за соблюдением условий к контрольно-кассовой технике, системе и условий ее регистрации и использования, которые формируются законодательством Российской Федерации об использовании контрольно-кассовой техники при исполнении наличных денежных расчетов и расчетов с применением платежных карт. За полнотой учета выручки в компаниях и у отдельных предпринимателей, проверять бумаги, сопряженных с использованием контрольно-кассовой техники, приобретать нужные объяснения, справки и данные о проблемах, возникающих при осуществлении проверок, осуществлять контроль выдачи кассовых чеков, накладывать штрафы на компании. Кроме того на отдельных предпринимателей за несоблюдение условий законодательства Российской Федерации оби с пользовании контрольно-кассовой техники при исполнении наличных денежных расчетов и расчетов с применением платежных карт.
2)
Осуществлять контроль соблюдения законодательства гражданами, которые ведут предпринимательскую деятельность.
11 3)
Приобретать от компаний, предприятий, организаций, и от граждан с их согласия необходимые справки, бумаги и их копии, затрагивающие хозяйственную деятельность налогоплательщика которые нужны для правильного налогообложения. Официальные лица налогового органа должны хранить в тайне сведения о взносах людей и компаний.
4)
Исследовать с соблюдением определенных законов при исполнении собственных полномочий возможные применяемые для извлечения доходов или сопряженные с содержанием объектов налогообложения независимо от зоны их пребывания складские, производственные, торговые и другие помещения предприятий, компаний, организаций и людей. Исходя из обстоятельств отказа граждан, возможно, позволить должностным лицам налоговых органов приступить к обследованию отмеченных помещений, налоговые органы имею право определять облагаемую прибыль подобных лиц на основании определенных документов, подтверждающих получение ими прибыли, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся подобного рода деятельностью.
5)
Запрашивать у руководителей и прочих должностных лиц контролируемых компаний, предприятий, учреждений, а также от граждан, ликвидация обнаруженных нарушений законодательства о налогах и прочих неотъемлемых платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и осуществлять контроль по их исполнению.
6)
Задерживать операции компании, предприятия, учреждения, а так же граждан по расчетным и иными счетам в банках и другими финансово- кредитных организациями. В случаях непредставления (либо отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам расчетов, бухгалтерских отчетов, балансов, деклараций и прочих документов, относящимся с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.
7)
Конфисковать у компаний, предприятий и учреждений необходимые документы, подтверждающие сокрытие либо занижение
12 прибыли, то есть дохода, либо о сокрытии других объектов от налогообложения, с синхронным производством осмотра документов, регистрации их содержания. Размер и структура изымаемых документов формируется инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Основанием для изъятия определенных документов выступает письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.
8)
Выдвигать заключения о привлечении учреждений и граждан к ответственности за осуществление налоговых правонарушений в режиме, установленном НК РФ.
9)
Взымать задолженность по налогам и взыскивать пени в режиме, установленном НК РФ.
10)
Пробуждать ходатайства о воспрещении в установленном порядке, вести индивидуальную трудовой деятельность.
11)
Предоставить в суде и арбитражном суде иски:
о ликвидации компании любой организационно-правовой формы по причинам, установленным законодательством Российской Федерации. О признании регистрации компании бессильной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или нарушения учредительных документов условиям законодательства и взыскании прибыли, полученной в таких случаях;
о признании сделок вымышленными и взыскании в прибыль страны всего приобретенного согласно таким сделкам.
12)
Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля ее погашения.
13)
Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
14)
Осуществлять консультативную деятельность по использованию законодательства о налогах и сборах, кроме того принятых в согласовании с
13 ним нормативных правовых актов, безвозмездно оповещать налогоплательщиков о функционирующих налогах и сборах, демонстрировать формы установленной отчетности и разъяснять процедуру их заполнения, предоставлять разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
15)
Реализовывать возвращение либо зачет чрезмерно уплаченных или чрезмерно взысканных сумм налогов, пеней и штрафами в порядке, предусмотренном реальным Кодексом.
16)
Придерживаться налоговой тайны.
17)
Адресовать налогоплательщику либо же налоговому агенту копии акта налогового контроля и заключения налогового органа, кроме того в случаях, предусмотренных реальным Кодексом, налоговое извещение и распоряжение об уплате налога и сбора.
18)
Отправить необходимые материалы в органы внутренних дел с целью решения проблемы о возбуждении уголовного разбирательства при раскрытии факторов, позволяющих предполагать осуществления нарушения законодательства о налогах и сборах, включающего особенности преступления, в декадный период со дня раскрытия отмеченных факторов.
19)
Прочие прямые обязанности, предусмотренные НК РФ и другими федеральными законами. Целью работы ФНС выступает осуществление порученных на ФНС полномочий, в соответствии с реализацией вышеперечисленных задач.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности [2]:
1)
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов.
2)
Выдача разрешений и свидетельств (на проведение всероссийских лотерей; о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами;
14 свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом).
3)
Осуществляет регистрацию: юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
4)
Ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков
(ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН).
5)
Бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах.
6)
Осуществляет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
7)
Принимает в установленном законодательством Российской
Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
8)
Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
9)
Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской
Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.
Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром