ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2021
Просмотров: 700
Скачиваний: 1
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
Кафедра общеобразовательных дисциплин
«УТВЕРЖДАЮ»
проректор по учебно-воспитательной работе
ГОУ ВПО ВГИИК _________ А.Г. Веденеев
«…….» ____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки – 071800 Социально культурная деятельность.
Профили подготовки:
профиль 1 – менеджмент социально-культурной деятельности;
профиль 3 – постановка и продюсирование культурно-досуговых программ; профиль 5 – менеджмент детско-юношеского досуга.
Квалификация выпускника – БАКАЛАВР;
Форма обучения – очная
Нормативный срок освоения программы – 1 год
Волгоград - 2011 год
Рабочая программа составлена в соответствии с перечнем Федеральных Законов, обеспечивающих переход на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы:
-
Федеральный закон от 24.10.2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования);
-
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта»;
-
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
-
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки».
-
Цели и задачи освоения дисциплины:
- Дать студентам представление о религии как феномене культуры; - показать ранние формы религиозной культуры;
- Проанализировать общее и особенное в историях индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма, джайнизма, сикхизма, иудаизма, христианства и ислама;
- показать историю возникновения христианства и его роль в истории мировой культуры; - показать основные христианские конфессии и специфику исламской культуры РФ;
- определить место православной культуры Византии и России во всемирном процессе религиозных движений в исторической ретроспекции;
- актуализировать внимание на тенденциях современных религиозных движениях (фундаментализм, модернизм); - представить социокультурные аспекты межконфессионального диалога на современном этапе.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- о религии, как феномене культуры;
- предпосылки, причины, движущие силы и закономерности формирования религиозных этических, эстетичных и образовательных форм;
- проблемы изучения религиозных конфессий в историографии;
- ранние формы религиозной культуры;
- основные события, факты и даты истории религий;
- имена, биографии, учения основателей конфессий, течений и религиозных школ;
- политические организации религиозных обществ;
- место религиозной культуры в современном мире;
уметь:
- соотносить знания по религиоведению с историей религиозных конфессий, как части всеобщей истории, культурологии и философии;
- определять последовательность и длительность важнейших событий религиозной культуры народов;
- использовать знания по религиоведению при ответе на вопросы, решении различных учебных и профессиональных задач;
- сравнивать свидетельства разных источников по проблемам религиоведения;
- рассказывать о важнейших событиях развития богословской и философской мысли на основе знаний необходимых фактов, иллюстрированных материалов, фрагментов источников, дат, терминов;
- давать описание религиозным событиям и памятникам культуры;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ и деловых документов;
- выражать своё компетентное и корректное мнение, отношение, суждения к значительным событиям и личностям, связанными с религиозным наследием и современными особенностями религиозной культуры народов мира и РФ;
владеть навыками:
- соотнесения общих процессов и отдельных фактов;
- выявления существенных черт процессов, явлений и событий, общности и различий сравниваемых религиозных конфессий, течений и школ;
- навыком группировки религиоведческих знаний по заданному признаку, объяснения смысла изученных понятий и терминов, причин и следствий важнейших событий в области религий на основе предлагаемого учебного и научного материалов в рамках ГОС;
- навыком анализа социально-политической, научной и исторической литературы по изучаемым вопросам, оценки религиозных процессов, происходящих в современном обществе, формирования своей гражданской и творческой позиции;
- использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- формулирования культуры мышления, использования методик поиска, систематизации, анализа изучаемого материала;
- навыком работы с библиотечным материалом (словари, каталоги, энциклопедии и т.д.), использования методик конспектирования изучаемого материала, работы с современными электронными носителями;
- навыком коммуникации со свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
- владеть культурой мышления; быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- быть готовым к работе в коллективе (ОК-3);
- находить творчески-организационные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы
(ОК-10);
- быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
2.Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Структура:
№ п/п |
Раздел |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды
учебной работы, включая самостоятельную
работу студентов |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
МОДУЛЬ 1 |
||||||||
1 |
Предмет религиоведения. Истоки и формы религиозных культур |
1 |
12 |
Л-24 ч.
|
С-12 ч. |
|
|
- выступления, дополнения к выступлениям, доклады, содоклады на семинарах (4-12 недели); - 1 рубежный рейтинг – терминологический диктант (9-я неделя); - 2 рубежный рейтинг – тестирование (12-я неделя). |
МОДУЛЬ 2 |
||||||||
2 |
История, особенности и школы и традиции мировых религий |
2 |
14 |
Л-24 ч. |
С-12 ч. |
|
зачёт |
- выступления, дополнения к выступлениям, доклады, содоклады на семинарах (4-14 недели); - 1 рубежный рейтинг – терминологический диктант (10-я неделя); - 2 рубежный рейтинг – тестирование (14-я неделя); - зачёт (14-я неделя) |
Содержание дисциплины:
Тематический план:
Модуль № 1 «Предмет религиоведения. Истоки и формы религиозных культур»
№ п/п |
Разделы и темы |
лекции |
семин. |
практ |
ИНД |
СРС |
Всего |
1 |
Введение |
2 |
|
|
|
|
2 |
2 |
Религия как феномен культуры |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
3 |
Языческие формы религиозной культуры древних народов, автохтонные религии, античной цивилизации, древних кельтов, германцев, славян |
6 |
4 |
|
|
|
10 |
4 |
История и культура национальных религий Индии, Китая, Японии, Ближнего Востока |
6 |
2 |
|
|
|
8 |
5 |
Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии, течения и секты. |
4 |
2 |
|
|
|
6 |
6 |
Исламская культура в России и в мире |
4 |
2 |
|
|
|
6 |
|
Итого: |
24 |
12 |
|
|
|
36 |
Модуль № 2 «История, особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
1 |
Буддизм и его ассимиляция с местными культурами. Буддизм в России. |
2 |
1 |
|
|
|
3 |
2 |
История православной культуры России по византийскому образцу |
2 |
1 |
|
|
|
3 |
3 |
Институт монашества в православной культуре |
2 |
1 |
|
|
|
3 |
4 |
Особенности католического и православного искусства и богослужения |
4 |
2 |
|
|
|
6 |
5 |
Протестантская культура |
2 |
1 |
|
|
|
3 |
6 |
Столпы, школы и правовые основы исламской культуры |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
7 |
Региональный ламаизм, как один из разновидностей мирового буддизма |
2 |
1 |
|
|
|
3 |
8 |
Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. |
4 |
2 |
|
|
|
6 |
9 |
Социокультурные аспекты межконфессионального диалога |
4 |
1 |
|
|
|
5 |
|
Итого: |
24 |
12 |
|
|
|
36 |
лекционный курс:
Модуль № 1
«Предмет религиоведения. Истоки и формы религиозных культур»
1. Введение.
Цель и задачи курса. Концепции происхождения религии в историографии. Истоки религии. Генезис религиозного сознания в исторической ретроспективе: ранние формы религиозной культуры (тотемизм, шаманизм, магия гомеопатическая и контагиозная, анимизм); полидемонизм; политеизм; национальные и мировые религии.
Тема 2. Религия как феномен культуры.
Проблема соотношения религии и культуры в историографии. Основополагающая роль религии на протяжении веков в создании «жизненного мира человека». Функции и роли религии. Сущностные характеристики религии. Религия как сфера духовной жизни общества, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. Мировые религии и система искусств.
Тема 3. Языческие формы религиозной культуры у древних народов, автохтонные религии, античной цивилизации, древних кельтов, германцев, славян.
Культура автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии. Религиозная культура Древнего Египта, Древней Месопотамии. Античная религиозная культура. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян, протоиндийской цивилизации. Ведическая культура. Брахманизм. Джайнизм.
Тема 4. История национальных религий Индии, Китая, Японии, Ближнего Востока.
Истоки, история формирования, направления, философско-нравственные концепции, литература, традиции и обрядность Индуизма, Конфуцианства, Даосизма, Джайнизма, Синтоизма, Сикхизма, Иудаизма. Национальные религии и современность.
Тема 5. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии, течения и секты.
Тема 6. История и особенности исламской культуры в России и в мире.
Формирование, распространение, течения, школы ислама. Особенности этнической картины исламского социума в России. Два очага исламской цивилизации: Волжско-Уральский регион и Сибирь; Северный Кавказ. Шамиль. Взаимоотношения государственной власти и мусульманского населения в России в разные эпохи. Особенности современных их взаимоотношений.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС:
Модуль № 2
«История, особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
Тема 1. Буддизм и его ассимиляция с местными культурами. Буддизм в России.
Источники и литература по теме. История формирования, основные идеи и учения буддизма. Школы и направления буддизма. Причины отсутствия антагонистического характера между направлениями и школами буддизма. Традиционные районы буддийской религии в Российской Федерации. Калмыкия.
Тема 2. История православной культуры России по византийскому образцу.
О преемственности православной культуры России от Византии. Особенность русского православия региона в процессе ассимиляции языческой культуры с православной культурой Византии.
Тема 3. Институт монашества в православной культуре.
История развития института монашества в регионе и его формы. Отношение православного монашества к оружию в исторической ретроспективе. Аскетика. Исихазм. Григорий Синаит. Григорий Палама. Афон как общепризнанный центр православного монашества. О видных представителях российского православия, живших в регионе.
Тема 4. Особенности католического и православного искусства и богослужения.
Значение слова и музыки в православном и католическом богослужении. Наследие духовной музыки русских композиторов XVIII-XX веков. Традиции и обрядность двунадесятых праздников и постов. История Иконопись. Зодчество. Традиции, нравственность, обряды, праздники в мирской жизни. Церковные таинства и их обрядность. Православная одежда духовенства и мирян. Православный этикет.
Тема 5. Протестантская культура.
История лютеран на Нижней Волге. Особенности лютеранской вероисповедной системы «Чья власть, того и вера». Баптизм, его течения и учения. Общее и отличное в вероучении и культе пятидесятников. Маргинальные религии: Бахаизм, Мормоны, Свидетели Иеговы и т.д.
Тема 6. Столпы, школы и правовые основы исламской культуры.
Столпы, религиозно-правовые школы, праздники ислама. Отличительная черта конфессиональной организации ислама. Сходство суфизма с мистическими учениями буддизма и христианства. Ветхозаветные пророки в Коране. Персонажи христианских книг Нового Завета в Коране. Наличие в исламе культа Иерусалима как священного города. Идейное влияние эллинизма на догматику ислама. Семитская традиция в проповеди Мухаммада.
Тема 7. Региональный ламаизм, как один из разновидностей мирового буддизма