ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2021
Просмотров: 317
Скачиваний: 2
- Меня поразило, что люди, убегавшие из горящего города, как правило, брали с собой самое ценное, а дядя Леня всему предпочел контрабас.
Я спросила его: «Дядя Леня, неужели у вас нет вещей ценнее, чем эта? » Он улыбнулся и ответил: «Милое мое дитя, это и есть моя самая величайшая ценность. Ведь война, какой бы страшной она ни была, явление временное, а искусство — вечно».
-
НАКАНУНЕ_____________________________________________________________________
17 июля.
На дальних подступах к Сталинграду, началась великая Сталинградская битва. Противник имеет численное преимущество в 4—5 раз, в орудиях и минометах — в 9—10 раз, в танках и самолетах — абсолютное.
- ...Война! Эта страшная весть не причинила мне ни малейшего волнения. Мне хватало и моего горя. Как раз перед самой войной умерла моя мама, умерла 32 лет, оставив нас, троих маленьких детей. В свои неполные двенадцать лет я уже знала горе.
- В мои обязанности входило ходить по магазинам, стоять в очередях и отоваривать карточки. Взяла шестилетнего братишку Толика за руку и в путь.
Простояли мы с ним за хлебом целый день, но его так и не привезли. Голодные и замерзшие побрели домой. Мама уже пришла с работы. Я отдала ей кошелек и пошла раздеваться. Вдруг слышу ее какой-то совсем неестественный голос: «Валюша, а где карточки?» Я взяла кошелек и несколько раз перебрала рубли и трёшки — карточек нет. Ясно, что я или потеряла их, или просто кто-то у меня их украл. Плакали втроем весь вечер.
- Новая школа. Ее построили накануне начала войны. Просторная, светлая, аж на четыре этажа. Школы отдавали под госпитали. Мы освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями. Но настоящая работа началась тогда, когда а одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание. Делать это было совсем непросто. Ведь наши силенки были — не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брались за ручки, а еще двое подлезали под носилки и, чуть приподнявшись, двигались вместе с основными.
- Первые потери мы понесли тогда, когда враг, используя наше ребячье любопытство, стал сбрасывать с самолетов различные игрушки, начиненные взрывчаткой. Для одних мальчишек они явились причиной серьезных травм и увечий, для других — смерти. Так, например, случилось и с моим соседом по лестничной клетке — Сашкой. Принес он домой после одного из таких налетов авторучку. Красивая, с надписью на иностранном языке. Похвалился бабушке: «Смотри, что нашел». А когда стал откручивать колпачок, раздался взрыв, который убил его самого и стоявшую рядом бабушку.
- Немцы почти каждый день сбрасывали листовки, в которых убеждали жителей, что идут освобождать русских людей от большевиков, что опасаться немецких солдат не надо, что их уже с радостью встречали в городах и селах Украины, Белоруссии и России уверяли, что сопротивление немецким войскам бесполезно, высмеивали советское правительство.Это вселяло надежду и уверенность.
2. НАЛЕТ_____________________________________________________________________________
23 августа, воскресенье
В 16 часов 18 минут началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи самолетовылетов. Город был разрушен, десятки тысяч жителей ранены и погибли.
- Утро этого дня было прохладное, но солнечное. На небе ни облачка. Все горожане занимались своими обычными делами: шли на работу, стояли в магазинах за хлебом. Но вдруг радио объявило о начале воздушной тревоги, завыли сирены. Но было как-то тихо, спокойно. Понемногу, не смотря на то, что тревогу не отменили, жители покинули укрытия, блиндажи ,подвалы. Мои тети стали развешивать во дворе выстиранное бельё, разговаривать с соседями о последних новостях.
И тут мы увидели, как на небольшой высоте, идут бесконечной волной тяжелые немецкие самолёты. Раздался вой падающих бомб, разрывы.
Бабушка и тётя с криком ужаса и отчаяния бросились в дом. До блиндажа не возможно было добежать. Дом весь сотрясался от взрывов. Меня затолкали под тяжелый старинный стол, сделанный еще дедом. Тётя и бабушка прикрывали меня от летящих щепок, прижимали к полу. Они шептали : «Мы пожили, тебе бы, тебе бы пожить!». Через разбитые окна и двери в комнату влетали мелкие осколки от снарядов и бомб. Несколько из них с тупым звуком врезались в пол и стену недалеко от нас.
- Рев сотен пикирующих самолетов, даже в щели, бил по ушам. Было так страшно, что хотелось поглубже зарыться в землю. Но отец дал команду: «Всем немедленно выходить из щели. Будем пробираться к Волге!». Улицы были охвачены пожаром. В небе ревели немецкие самолеты. Люди выскакивали из своих дворов, у некоторых горела одежда. Кругом все пылало, трещало, взрывалось, а от дыма и гари невозможно было дышать. Повсюду слышались страшные крики людей, обезумевших от ужаса. На узкой кромке под прикрытием крутого берега скопилось много народа. Раненые лежали на земле вместе с мертвыми. Испуганные, в обгоревшей одежде, люди метались, будто в ловушке, не зная, как спастись от гибели. Папа с мамой, держа нас за руки, побежали вместе с другими жителями по берегу, вниз по течению. Наверху, на железнодорожных путях взрывались вагоны с боеприпасами. Над нашими головами летели железнодорожные колеса, горящие обломки, с крутого обрыва падали люди – мертвые и живые. На Волге двигались горящие потоки нефти. Казалось, что горит река. Мы добрались до того места, где Баррикадная улица спускается к берегу. Здесь спрятались под арочным кирпичным мостом, где было много беженцев.
- Самолеты стали бомбить: одна бомба упала во дворе, и у нас отвалилась одна сторона дома. Мама стала закрывать одеялом окно в комнате. Упала вторая бомба под окном. Стекла разбились, и маму с братиком убило, а меня ранило в руку и живот..
- Мы выглянули из окопа. Город пылал, смрад и дым сбивали дыхание, кругом валялось множество обгорелых и изуродованных трупов людей. Вдалеке мы увидели деда из соседнего с нами дома. Он стоял возле погибших жены и внука и проклинал фашистских извергов. А по радио передавали веселые песни.
3. МЕЖДУ НАЛЕТАМИ________________________________________________________________
- Мы жили на поселке Второй километр, рядом с Мамаевым курганом. Когда стало чуть потише, мы вышли наружу и увидели что наших соседей Устиновых, у которых было пять детей, завалило в окопе землей, и только длинные волосы одной из девочек торчали наружу.
- Когда горел Сталинград, людям, уцелевшим от бомбежки нечего было есть, а около универмага был… склад с продовольствием, и мы побежали набрать какой-нибудь крупы, муки. Сахару для еды. Когда люди побежали второй раз там были военные из НКВД с автоматами. Кто набрал продуктов, бежал, а они стреляли по убегающим. Потом все эти продукты загорелись… И получилось - ни людям, ни себе.
- В подвал к нам спустилась женщина, в руках которой была большая кукла. Взгляд ее был отрешенным, внимание рассеянным. Когда ее спросили: зачем ей эта кукла, она ответила, что это ее ребенок. Тогда мы ей стали объяснять, что в руках у нее не ребенок, а кукла. Кажется, наши слова дошли до нее. Женщина пришла в неописуемый ужас. Оказывается , выбегая из горящего дома, она по инерции выхватила из качалки вместо ребенка куклу. Крик этой женщины, ее вой до сих пор забыть невозможно.
4. ПАРОХОД_________________________________________________________________________
27 августа.
Пошел ко дну пароход « Иосиф Сталин», на котором из горящего Сталинграда пытались выбраться около тысячи беженцев. Спаслись всего 163 человека.
- Помните фильм «Волга –Волга»? А колесный пароход, на котором пела Орлова? Так вот, это тот самый пароход! «Иосиф Сталин» снимался в самой веселой довоенной комедии.
Пароход начал движение по Волге. Нас быстро заметили немцы, они открыли огонь по пароходу.
Алексеевна схватила два круга. Здоровые девки – пулеметчицы пытались отнять круги, отталкивая нас. Алексеевна двинула одной из них кругом прямо по лицу, но уже в воде отдала один круг тонущей женщине с грудным ребенком… Я плавать не умела. Сестра и Алексеевна были уже в воде и звали меня. Я стояла на горящей палубе на втором этаже и не могла решиться. Наконец зажмурилась и прыгнула. Алексеевна меня поймала. А пароход пылал, как костер.
- Мама, поцеловав нас всех по очереди, сказала: «Прощайте, детки» Потом, взяв моего одиннадцатилетнего братишку за пальто зубами и освободив руки, одним взмахом сбросила всех нас в воду. Следом кинулась и сама. Когда мы с Валей всплыли, то неожиданно увидели перед собой спасательный круг, а внутри его — девушку. Мы с сестрой ухватились за его веревки, оставаясь таким образом все трое на плаву. В сознании вспыхнула какая-то надежда на спасение. Неожиданно к нам в таком же круге подплыла мать этой девушки и стала отрывать нас от веревок. Первую она оторвала Валю. Я видела, как сестра, несколько раз беспомощно взмахнув руками, скрылась под водой. Настала и моя очередь. Женщина рвала мои руки, тянула за волосы, но пальцы словно бы превратились у меня в железные, мертвой хваткой зажав веревку. Поняв, что таким образом оторвать от спасательного круга меня нельзя, она стала кусать мои пальцы. До сих пор не пойму: почему я не ощущала боли. Чудом обошла смерть стороной и мою маму с братишкой: Не выпуская его из зубов, держась по течению на воде, она неожиданно натолкнулась на указатель мели.
5. ПРОДОЛЖЕНИЕ БОМБЕЖКИ_____________________________________________________
Массированная бомбардировка города продолжалась до 29 августа.
- Я вздремнула у мамы на коленях и выронила гуттаперчевого Генку, которого так бережно несла от Красного Октября до переправы. Меня охватил ужас. Я стала шарить по земле руками, но потерю найти было невозможно. В толпе меня чуть не задавили, а мама еле вытащила меня оттуда. По узкому трапу военные пропускали людей на паром, который потом тащил маленький баркас. Мой дедушка от всех переживаний ослеп и упал в воду. Мне его было очень жалко. Его вытащили мокрого, растерянного и безразличного ко всему, что происходило.
- Нервы у мамы начали сдавать. Во время очередной страшной бомбежки, она повела нас к железнодорожному вокзалу, прикрепив нам на груди бумажные таблички с нашими именами. Она бежала впереди так быстро, что мы едва за ней поспевали. Недалеко от вокзала увидели, что на нас с неба падает бомба. И время замедлилось, будто для того, чтобы дать нам возможность рассмотреть её смертоносный полет. Она была черная, «пузатая», с оперением. Мама подняла руки к верху и стала кричать: «Деточки! Вот она, наша бомба! Наконец-то, это наша бомба!».
- У родителе моего отца было 13 человек детей из которых шестеро умерло во младенчестве , семеро имели семьи а три брата и сестра обитали в нашем дворе каждый в своем доме, всего 22 человека. После бомбежки осталось только семеро. Снарядом оторвало голову моей тёти и закинуло на крюк, зацепив за её пышные волосы; так голова и раскачивалась, смотря мертвыми голубыми глазами на обугленный труп своей дочки Тани. Семилетняя Милочка умерла на руках своей раненой матери. Моя подружка Таня Попова сгорела в доме вместе с братиком и бабушкой, а мать её сошла с ума от потрясений.
6. ПОДГОТОВКА К БАЛУ___________________________________________________________
1 сентября.
Бои уже приближаются к окраинам города.
- В нашей семье на свет появился мальчик, мой брат. Он родился в тёмном бомбоубежище, во время сильной бомбёжки.
- Мы ждём свою маму, и вдруг всё вокруг затряслось, раздался грохот и всё потемнело. Смотрим, а внутри склада, вдали от нас, быстро по кругу заметался красный шар. Сделал несколько кругов и выскочил в открытые ворота. Мы сидели прижавшись друг к другу и боялись шелохнуться. Смотрим, а девушка как сидела, обнявшись с парнем, так и осталась сидеть, только черепа у неё не было, парень остался без ног. Вся семья, которая сидела около кровати старушки, мертвы. А мы живы.
- Мы смотрели на пожар из щели. Треск стоял ужасный. Такой сильный, что мы порой не слышали, как падали бомбы. Я все думала о том, как сегодня утором, когда еще не было пожара и самолеты не прилетели, я зашла в дом, увидела кусок ваты и слепила из него платье для своей куклы. Оно получилось такое воздушное, и моя кукла стала похожа на Снегурочку. Для нового года было ой как далеко, поэтому я сняла платье по частям, снова слепила и повесила в шкаф. Там ничегошеньки не было – одно платье для Снегурочки. Ну и пусть, до зимы далеко. Зато мне не нужно было возиться с кукольным нарядом. Открою шкаф, пожалуйста – одевайтесь. Отвалилась боковая стена дома, что была ближе к нам, и я увидела шкаф. Он пылал во всю, и платье, наверное, давным - давно сгорело. Оно ведь было легкое, как перышко.
- В небе советские истребители сражались с немецкими самолётами. Но слишком часто немецкие «мессершмитты» сбивали наши «ястребки», вызывая нашу ярость и даже слёзы. Мы торжествовали, когда увидели дымящийся немецкий самолёт. Он спланировал за домами на деревья и мы побежали туда. Там были четыре фашиста, они отстреливались, пока у них не кончились патроны, затем их взяли в плен. А из останков самолёта делали сковороды и кастрюли. Из парашютов женщины шили себе платья.
7. БАЛ________________________________________________________________________________
- Страха у детей моего возраста не было. Наверное, не понимали, что это такое. Во время бомбежки вылезали из щели и глядели, как пикируют фашистские самолеты. Большую радость доставляла ловля сброшенных ими листовок. Налёты участились. Сгорел трамвайный парк, по улицам бегал табун лошадей, было голодно, ели конину. Паёк давно перестали давать, сгорела кондитерская фабрика – принесли оплавленный сахар, зёрна кофе, а с территории зоопарка – убитую птицу. Почти весь зоопарк эвакуировали, не смогли увезти только слониху Нелли. Она, бедная, металась по городу, так и погибла.
- Сад наш превратился в обрубленные пеньки с меня ростом, как будто кто прошел с гигантской пилой и все спилил.
8. ПЕНЬКИ____________________________________________________________________________
- Мёртвых солдат грузили на военные зелёные машины, а мы стояли рядом, нас всегда было пятеро девчушек. Мы стояли и смотрели, как мёртвых солдат грузили на машины, как дрова, складывали друг на друга доверху, потом накрывали брезентом и машины уезжали. Меня тогда мучила одна мысль, где они возьмут столько гробов, чтобы их всех похоронить. Один грузивший солдат вдруг подбежал к нам, мы испугались, думали, нас будет ругать, он сказал нам: «Деточки мои родненькие, Христа ради, прошу вас никогда не смотрите на это, уйдите!» На несколько шагов мы отошли, но идти нам было некуда. Мы продолжали смотреть на погрузку мёртвых солдат.
- Недалеко от нас стояла походная кухня. Еду возили на передовую в термосах. Они были большие, зелёного цвета, а внутри белые. Часто повар привозил еду назад и говорил: «Ешьте, детки! Там кормить уже некого…»
9. ПЕРЕДОВАЯ________________________________________________________________________
14 сентября.
Начался штурм Сталинграда. Гитлеровцы овладели Мамаевым курганом, вокзалом Сталинград-1.
- Дети есть дети. Побежали смотреть немцев. Ребята кричат: «Смотрите, немец!» Я всматриваюсь и никак не могу увидеть «немца». Они видят, а я нет. Я искала большую «коричневую чуму», которую рисовали на плакатах, а по полотну железной дороги ходят люди в зелёной военной форме. В моём понятии враг – фашист должен иметь облик зверя, но не в коем случае не человека. Я ушла, мне было не интересно. Впервые я была глубоко обманута взрослыми и никак не могла понять, почему же «люди» так жестоко бомбили нас, почему эти «люди» так ненавидели нас, что заставляли нас голодать, превратили нас, именно нас, сталинградцев, в каких-то загнанных, напуганных зверушек?