Файл: Modul_1_2_po_religioved_dlya_SKD_ZPT.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2021

Просмотров: 703

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часослов – православная богослужебная книга молитв и песнопений суточного круга богослужения, в т.ч. и часы. Отсюда и название книги.

Часы – богослужение первого, третьего, шестого и девятого часов дня. Службы часов одного и того же дня бывают, сходны между собой по составу, но в разные дни в году бывают не одинаковыми.

Чин – это полное изложение в церковных книгах всех молитв, назначенных для определения богослужения, с обозначением их последовательности. Например, Чин божественной литургии в Служебнике, Чин освящения храма в Требнике и т.д.

Штундизм – сектантское течение среди русских и украинских крестьян во 2-й половине XIX в. Возникло под влиянием протестантизма, его элементы учения сочетаются с учением духовных христиан, возникших в Германии и занимавшихся изучением Библии.

Эдикт (от латинского слова edictum) – в Древнем Риме так называлась программа деятельности римских магистратов, которая объявлялась при вступлении в должность. В ряде средневековых монархий Европы это был вид императорского закона.

Экзарх (в переводе с греческого языка – начальник, руководитель) – в древнегреческом жреческом сословии называлось начальственное лицо; в Восточной Церкви с середины IV в. - одна из иерархических степеней. С течением времени титул экзарха носили только видные представители митрополий: Александрийской, Антиохийской, Кесарийской (Каппадокия), Эфесского и Ираклийского во Фракии. После Халкидонского собора в 451 г. во время формирования патриархии прежнее значение слова стало утрачиваться. В Византийской империи так назывались представители императора в городах Африки; в областях Италии. При Константине Багрянородном в X в. экзархом называли церемониймейстера императорского двора. В императорской России титул экзарха носили: местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский (с 1700 г.), первоиерарх Грузии (с 1811 г.), архиепископ Карталинский и Кахетинский. Экзархом называется также чрезвычайный уполномоченный патриарха, который посылается в епархии с разными поручениями.

Эсхатология – теория, отразившая учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека, о загробном существовании, то есть томлении в подземном царстве мертвых, мучениях, странствованиях в призрачном мире или упокоении и блаженстве в стране богов и героев. В плане нравственных идеалов эсхатология рассматривает учение о загробном суде и возмездии, о конечной судьбе всего человечества и всего мира.

ИСЛАМ

Аббасиды – династия арабских халифов в 750 – 1258 гг. Они являлись потомками Аббаса, дяди пророка Махаммада.

Адам – по Корану, первый человек, созданный Аллахом.

Адат – обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой людей.

Адль (араб. – справедливость) – одно из качеств Аллаха, означающее абсолютную справедливость.


Азан (от араб. Азана – извещать, объявлять) – призыв на молитву.

Айван, (перс. Эйван – иван, ливан) – 1. В среднеазиатских жилищах, мечетях и пр. называется терраса с плоским покрытием на колонах или столбах; 2. Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора. Таковыми являются приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского (сасаниды – династия иранских шахов в 224-651 гг.) Ирана, в мечетях и дворцах средневековых Средней Азии, Ирана, Афганистана и пр.

Айша – жена Мухаммада, дочь Абу Бекра. Её называют матерью верующих.

Акида (араб. – вера, догма) – собрание основных догматов ислама, его символ веры.

Алиды – потомки Али. Самыми известным из них были Хасан и Хусейн – сыновья Али и Фатимы – дочери пророка Мухаммада.

Аллахимя бога в исламе. Происходит, видимо, от арабского слова «илах» - божество.

Асхаб, ас-сахаба (араб. – сподвижники, товарищи) – сподвижники Мухаммада, все кто общался с ним, участвовал в его походах или просто как-либо видел его.

Ахбар (от араб. «хабар» - сообщение, рассказ. «ахбар» - множественное число – сообщения, рассказы)

Байрам (турец. – праздник) – термин, который добавляется к названиям двух главных ежегодных религиозных праздников у мусульман: курбан-байрам, ураза-байрам.

Б’идановшество, нововведение, ересь.

Бурак (араб. – молниеносный) – мифическое крылатое верховое животное, которое согласно мусульманской легенде, в мгновение ока перенесло Мухаммада из Мекки в Масджид аль-Акса в Иерусалим., после чего он был вознесён на небеса.

Бурда (араб.) – плащ, накидка Мухаммада, подаренная им поэту Каабу ибн Зухайру (ум. в 661 г.) за панегирик, сложенный в его честь.

Ваххабиты – последователи религиозного политического течения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, проповедовавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия, отказ от поклонения святым и святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений, возврат к его первоначальной частоте. Для ранних ваххабитов был характерен крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в борьбе с их политическими противниками. В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии. Ваххабиты имеются также в арабских эмиратах Персидского залива, ряде государств Азии и Африки.

Газават (от араб. газв – набег) – война за веру.

Г’ази – 1. мусульманин, принимающий участие в газавате; 2. почётный титул отличившихся в войне за веру. Он стал титулом ряда мусульманских правителей.

Гест (перс., от араб. кыст – справедливый) – термин обозначающий одно из качеств Аллаха – справедливости, которая заключается в предоставлении каждому человеку его собственной жизненной доли. В трактовке некоторых современных исламских идеологов гест связывается в идеей «справедливого распределения» общественного богатства и рассматривается в качестве одно из принципов функционирования идеального исламского общества «всеобщей справедливости».


Даджжал в мусульманской мифологии противник Аллаха, искуситель людей, который должен появиться на земле перед концом света. Он является своего рода исламским аналогом Антихриста.

Дервиш (перс. – ниший, бедняк) – общий термин для обозначения полноправного члена суфийского братства.

Джабр (араб.) – принуждение богом человека совершать те или иные поступки. Те мусульманские богословы, которые считают, что все действия человека предопределены волей Аллаха, именуются джабритами.

Джихад (газават – с араб. дословно усердие, рвение) – священная борьба за веру. В раннем исламе это была война против врагов ислама с целью распространения веры. Но в дальнейшем газават получил расширенное понимание, а именно, любая активная деятельность на пользу ислама, т.е. духовное совершенствование, проповедь ислама, трудовая деятельность на пользу общине, политическая деятельность, направленная на национальное освобождение мусульманских народов.

Ислам (араб., буквально – покорность) – одна из наиболее распространённых религий. Её последователи – мусульмане.

Казии (кази) – шариатские судьи.

Коран (араб., кур’ан, буквально – чтение) –главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесённых Мухаммадов в Мекке и Медине. Самые ранние, сохранившиеся списки Корана, относятся к рубежу VII-VIII вв.

Медресе (от араб. слова мадраса, дараса – изучать) – высшие школы, в которых готовят учителей для мектебов, служащих государственного аппарата в странах Ближнего и Среднего Востока, готовят служителей культа. Программой медресе предусмотрено изучение Корана, правил его чтения и толкования, хадисов, истории ислама, истории государств, географии, изучение арабского и национального языка и другие предметы.

Мектеб (араб., мактаб, буквально – место, где пишут) – 1. с VII в. начальная мусульманская школа церковно-приходского типа; 2. название средней общеобразовательной школы у тюркских народов, проживавших в бывшем СССР.

Мечеть (от араб. масджид – место поклонения) – мусульманское культовое сооружение. С VII-VIII вв. оно имело прямоугольный двор, окружённый галереями и многоколонным молитвенным залом. В X в. появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде, центричные купольные мечети.

Минарет (от араб. манара, буквально – маяк) – круглая, квадратная и многогранная в сечении башня для призыва мусульман на молитву. Она ставится рядом с мечетью или включается её композицию.

Монотеизм (от моно… и греч. theos – бог) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге, в отличие от политеизма – многобожия.

Муфтий (араб.) – высшее духовное лицо у мусульман, облечённое правом выносить решение по религиозно – юридическим вопросам.


Мухаммад (Мухаммед, в европейской литературе – Магомет, Магомед) – жил с ок. 570 по 632 гг. Он основатель ислама, в 630-631 гг. был главой первого мусульманского теократического государства в Аравии, почитается как пророк.

Мухаррам (араб. мухаррем – священный) – первый месяц мусульманского лунного года хиджры. У шиитов первые 10 дней мухаррам являются днями траура, посвящённые памяти их великомученика Хусейна.

Муэдзин (араб. муэззин) – служитель мечети, с минарета, призывающий мусульман к молитве – глашатай.

Омейяды – династия арабских халифов в 661-750 гг., происходившая из рода омейя арабского мекканского племени курейш. При Омейядах арабы завоевали Северную Африк, 6-ю часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории. В результате восстания (747-750 гг.) под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты и к власти пришли Аббасиды.

Рамадан (рамазан) – 9-й месяц мусульманского лунного года хиджры. Согласно догмам ислама, в этом месяце был ниспослан на землю Коран. В рамадан мусульмане должны соблюдать пост (уразу).

Сунна – мусульманское священное предание, состоящее из хадисов, т.е. рассказов из жизни Мухаммада (сборник хадисов). Она сложилась в конце VIIIX вв.

Суннизм – одно из двух (суннизм, шиизм) направлений ислама. Приверженцы суннизма называются суннитами. Наряду с Кораном они признают сунну.

Сура (араб) – глава Корана.

Суфизм (от двух араб. слов: «суфи» - шерстяная одежда, которую носили подвижники, и «тасав-вуф» - учение о сокровенном) – учение суфитов, отстаивающее мистический путь познания Бога вплоть до полного единения с Ним с помощью особого мистического экстаза. Философско-теологические основы суфизма разработаны теологом Абу Хамидом аль-Газали (1058-1111 гг.) в труде «Оживление наук о религии».

Улемы (араб. улама – учёные) – в точном смысле – сословие мусульманских богословов и законоведов. На практике улемами часто называются все категории мусульманских духовных наставников, тех, кто совершил паломничество в Мекку, а также образованных уважаемых мусульман.

Ураза (тюрк.) – 30-дневный пост у мусульман в месяце рамадане.

Хадис (араб.) – предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Большая часть хадисов возникла в конце VII – начале VIII вв.

Халифат (араб. Халиф – титул верховного правителя, объединявшего в своих руках духовную и светскую власть) - мусульманская феодальная теократия с халифом во главе. С X в. Халифат в Западной Европе называли также государство, образовавшееся в результате арабского завоевания VII-IX вв. (Арабский Халифат). В Турции Халифат был ликвидирован в 1924 г.

Хиджра (араб. переселение) – переселение Мухаммада и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 г. При халифе Омаре I (634-644 гг.) год хиджры был объявлен началом мусульманского летоисчисления. Исходным для этого года принято 1-е число 1-го месяца (мухаррама), а именно 16 июля 622 г.


Хусейн (626-680 гг.) – сын халифа Али и Фатимы, дочери Мухаммада, третий шиитский имам. Он был убит в стычке с отрядом омейядских войск. К предполагаемому месту захоронения Хусейна в Кербелу (Ирак) шииты совершают паломничество.

Шариат (от араб. шариа – правильный путь к цели) – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Шариат считается «божественным законом», который доводится до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. Принципы этих законов интерпретируются в соответствии с основными шариатскими принципами: рай – это личное мнение богослова-правоведа; иджма – это согласное мнение знатоков шариата; иджтихат – это право компетентного лица на самостоятельную интерпретацию Корана и Сунны; кыяс – это суждение по аналогии.

Шиизм (от араб. ши’а – группа приверженцев) – одно из основных направлений в исламе. Он возник в VII в. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками и толкователями ислама лишь династию 12-ти имамов: Алидов, т.е. Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммада Фатимой.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

ИСТОЧНИКИ:

  1. Абеляр Петр. Теологические трактаты /Пер., комм., сост., Неретиной С.С. М., 1995.

  2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

  3. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. /Пер., комм. Купреевой И.В. М., 1995.

  4. Бернар Клервосский. О благодати и свободе воли //СВ. М., 1982. Вып. 45.

  5. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

  6. Григорий Палама. Св. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.

  7. Григорий Турский. История франков / Изд. Подг. Савукова В.Д. М., 1987.

  8. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. М., 1995.

  9. Дневник архиепископа Царицынского Дамиана. / Пред., комм. Тининой З.П. // Мир православия. Волгоград, 2002. № 4. С. 277-318.

  10. Евсевий Памфил. Церковная история /Комм. примеч. Кравца С.Л. М., 1993.

  11. Задворный В.Л. История римских пап. М., 1995. Т. 1.

  12. Иоанна Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. – Ростов/Д., 1992.

  13. История российских немцев в документах (1763-1992). М., 1993.

  14. Коран / Пер. и комм. Крачковского И. 2-е изд. М., 1990.

  15. Лукреций. О природе вещей. М.-Л., 1946.

  16. Мифы народов мира: В 2-х т. / Энциклопедия. М., 1987, 1988.

  17. Письма по церковным делам из русского архива Яна Сапеги 1607-1611 годов / Пред., комм. Тупиковой Н.А., Тюменцевой Н.Е., Тюменцева И.О. // Мир православия. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 167-180.

  18. Сидоний Апполинарий. Письма //Хрестоматия по истории древнего Рима /Под ред. Кузищина В.И. М., 1987. С.406-420.

  19. Аквинский. О правлении государей /Публ., прим. Срединской Н.Б. //Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990.

  20. Фома Кемпийский. О подражании Христу. М. – Минск, 1993.

  21. Франциск Ассезский. Сочинения. /Ред., пер., комм. Задворного В.Л. М., 1995.

  22. Экхарт Майстер. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991.