Файл: 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Государственно- педагогический институт

(наименование института полностью)

Педагогика и психология

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика дошкольного образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №2
по учебному курсу «Дошкольная педагогика»

(наименование учебного курса)


Обучающегося

Е.А. Кузовкова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-2001а













Преподаватель

С.Е.Анфисова







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023
Требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
Принципы и требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации




п/п


Принципы

(А.В. Петровский)


Характеристика принципов

Соответствие требованиям

к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО

1.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Развивающая среда создает условия для физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

Частично соответствует требованию вариативности среды, в части наличия в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)

2.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2–4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Это способствует преобразовывать окружающую среду, и развивать мелкую моторику.

Освещение должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой)

Частично соответствует требованию доступности. Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Отсутствие использования электроосвещение, гигиенические комнаты не подстроены для участия детей в настоящей «взрослой жизни».

3.

Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.

В среде могут использоваться легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Они изменяют цветовую и звуковую среду. Например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора. Спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке.

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование – ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.


Соответствует требованию трансформируемости. вариативности. Перестановка столов в зависимости от образовательной организации.

4.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.


Полностью соответствует требованию, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной. Выделены зоны оснащенные оборудованием по каждому направлению развития: рабочая зона, спокойная зона, активная зона.

5.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Каждому воспитаннику

отводится место экспонирования детских работ независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.



Соответствует требованию содержательно-насыщенной среды трансформируемости.

6.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи, простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.


Соответствует требованию содержательно-насыщенной среды

7.

Принцип открытости – закрытости:

– открытость Природе;

– открытость Культуре;

– открытость Обществу;

– открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.

– Открытость Природе – такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями – деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

– Открытость Культуре присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

– Открытость Обществу обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

– Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).


Не соответствует требования ФГОС ДО

8.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.


Не соответствует требованиям ФГОС ДО