Файл: Реферат Система обучения и воспитания в иезуитских школах. Мягкова Надежда Андреевна Введение. 1 Определение.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Забайкальский институт предпринимательства СИБУПК «Сибирский университет потребительской кооперации»
Реферат
Система обучения и воспитания в иезуитских школах.
Выполнила: Мягкова Надежда Андреевна
Введение.
1)Определение Педагóгика иезуи́тов.
2) Система образовательных учреждений.
3) Устройство обучения.
4) Воспитательная система.
5) Примечания.
Определение Педагóгика иезуи́тов.
Педагóгика иезуи́тов — образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети иезуитских школ, в которых осуществляли воспитание и обучение в католическом духе юношей из привилегированных социальных слоёв.
Система образовательных учреждений.
Иезуитские коллегии
Иезуитские коллегии (колледжи) — среднее образовательное учреждение. Первые колледжи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561).
Весь курс обучения в иезуитских коллегиях составлял 5 лет, на протяжении которых воспитанники осваивали программу колледжа. В программу колледжа входили латинский и греческий языки, античная литература, катехизис на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания.Коллегии состояли из двух отделений младшего и старшего:
Младшее отделение состояло в свою очередь из классов: грамматического (младший, средний, старший классы), гуманитарного риторического (2 года обучения). Содержание обучения — «семь свободных искусств»: Грамматический класс: грамматика, риторика, диалектика + богословие.Гуманитарный риторический класс: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки + «эрудиция»: начала географии, истории, археологии, природоведения.Старшее отделение высшего типа заключалось в 3-летней подготовке артистического (подготовительного) факультета университета.
Семинарии
Семинарии — образовательное учреждение высшего уровня (коллегии высшего типа).
Академии
Академия — образовательное учреждение высшего уровня, направленное на подготовку: теологов, церковных юристов, преподавателей (только выпускников коллегий).
Образование учителей:
2 года — совершенствование полученных знаний и навыков, специальная проверка в ходе новициата;
3 года — изучение философии;
2 года — педагогическая практика под руководством опытных наставников, ведение педагогического дневника;
4 года — изучение теологии, совершенствование светских наук.
Вся организация и деятельность учебных заведений регламентировалась уставом 1599 года. Изменения были внесены лишь в 1832 году. К началу XVIII века насчитывали около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе 20 университетов.
Устройство обучения.
Иезуитское обучение было организованно следующим образом :
-Классно-урочная система обучения при жёсткой централизации и регламентации школьного дела, в том числе деятельности учащихся и учителей (вплоть до интонаций, жестов, мимики и освещённости классов).
-Упражнения и регулярные повторения, обучение — от лёгкого к трудному. Учебный день начинали с повторения предыдущего урока. Точно так же учебную неделю начинали с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год открывали обзором пройденного в предыдущем году. Начало занятий в «классах риторики» предваряли кратким повторением материала «грамматических классов». Девизом служил лозунг: «Важнее основательность, чем объём знания».
-Ежемесячные конкурсы сочинений.
-Прочность знаний как способ устранения сомнений и дисциплинированности ума.
-Отработанная методика лекций, построенная на устной последовательности изложения материала в несколько приёмов:
-Полное изложение.
-Анализ содержания лекций по частям.
-Дополнение историческими и другими справками.
-Стилистический анализ первоисточников.
В философии ведущее место отводили Аристотелю и Фоме Аквинскому. Всех античных авторов (приоритетно Цицерон) подгоняли к целям иезуитского воспитания, осознано пренебрегали гуманистическим содержанием произведений античной культуры, поощряли осуждение в них «нравственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы. Комфортность коллегий — помещения просторны, удобны, чисты и хорошо оборудованы.
Принцип здорового образа жизни — хорошее питание, регулярный отдых, физическое развитие воспитанников (занятия гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием). Занятия не более 5 часов в сутки, обязательные поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким — 180 дней и прерывали частыми каникулами.
Воспитательная система.
Стремясь воспитать преданных последователей католической церкви — «христовых воинов», способных противостоять идеям протестантизма, иезуиты для своих учебных заведений разработали чёткие правила образовательно-воспитательной деятельности, изложенные в детально разработанном «Школьном уставе». Этот документ, принятый ещё в 1599 году, сохранял свою силу вплоть до 1832 года. В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей.
Принципы воспитания
Воспитание направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества. Методы стимулирования:
-
Основа иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики; -
Групповое и индивидуальное соперничество; -
Регулярная селекция лучших и отстающих; -
Ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождающееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших; соревнование отдельных учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий; -
Создание магистрата среди лучших учеников с присуждением почётных званий, организация «академий» (прообразов школьных кружков); -
Система поощрений: почётные звания, почётные места в классе, занесение на доску почёта; -
Система наказаний: скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища; -
Физические наказания, допускаемые за проступки против религии. Исполняли светские лица («корректоры»);
Важное место отводили светскому воспитанию — правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника.
Этих методов достигали, прежде всего, жёсткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимный разбор поведения на собраниях, система доносительства.
Среди воспитанников иезуитов было немало крупных учёных, писателей, философов, политиков (Ж. Боссюэ, Р. Декарт, П. Корнель, Ж.-Б. Мольер и др.). Позже некоторые из них отреклись от своих учителей. Вольтер, например, писал: «Отцы научили меня лишь немного латыни и глупостям». Ему вторил Г. Лейбниц: «Иезуиты в деле воспитания остались ниже посредственности».
Примечания.
Образование и воспитание в эпоху Реформации. Иезуитская система воспитания. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 13 марта 2016 года.
Лявшук В. Е. Организационные аспекты образовательной модели иезуитского коллегиума. — Гродно: ГрГУ, 2010. — С. 165—218. — 239 с. — ISBN 978-985-515-341-3.
Лявшук В.Е. Организационные аспекты образовательной модели иезуитского коллегиума. — Гродно: ГрГУ, 2010. — С. 76—95. — 239 с. — ISBN 978-985-515-341-3.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.
Дети, деньги и религия Иезуитские школы В 16 веке Римской-католической. Дворянск