Файл: Реферат Система обучения и воспитания в иезуитских школах. Мягкова Надежда Андреевна Введение. 1 Определение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Забайкальский институт предпринимательства СИБУПК «Сибирский университет потребительской кооперации»

Реферат

Система обучения и воспитания в иезуитских школах.

Выполнила: Мягкова Надежда Андреевна

Введение.

1)Определение Педагóгика иезуи́тов.

2) Система образовательных учреждений.

3) Устройство обучения.

4) Воспитательная система.

5) Примечания.







































Определение Педагóгика иезуи́тов.

Педагóгика иезуи́тов — образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети иезуитских школ, в которых осуществляли воспитание и обучение в католическом духе юношей из привилегированных социальных слоёв.

Система образовательных учреждений.

Иезуитские коллегии

Иезуитские коллегии (колледжи) — среднее образовательное учреждение. Первые колледжи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561).

Весь курс обучения в иезуитских коллегиях составлял 5 лет, на протяжении которых воспитанники осваивали программу колледжа. В программу колледжа входили латинский и греческий языки, античная литература, катехизис на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания.Коллегии состояли из двух отделений младшего и старшего:

Младшее отделение состояло в свою очередь из классов: грамматического (младший, средний, старший классы), гуманитарного риторического (2 года обучения). Содержание обучения — «семь свободных искусств»: Грамматический класс: грамматика, риторика, диалектика + богословие.Гуманитарный риторический класс: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки + «эрудиция»: начала географии, истории, археологии, природоведения.Старшее отделение высшего типа заключалось в 3-летней подготовке артистического (подготовительного) факультета университета.


Семинарии

Семинарии — образовательное учреждение высшего уровня (коллегии высшего типа).

Академии

Академия — образовательное учреждение высшего уровня, направленное на подготовку: теологов, церковных юристов, преподавателей (только выпускников коллегий).

Образование учителей:

2 года — совершенствование полученных знаний и навыков, специальная проверка в ходе новициата;

3 года — изучение философии;

2 года — педагогическая практика под руководством опытных наставников, ведение педагогического дневника;

4 года — изучение теологии, совершенствование светских наук.

Вся организация и деятельность учебных заведений регламентировалась уставом 1599 года. Изменения были внесены лишь в 1832 году. К началу XVIII века насчитывали около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе 20 университетов.

Устройство обучения.

Иезуитское обучение было организованно следующим образом :

-Классно-урочная система обучения при жёсткой централизации и регламентации школьного дела, в том числе деятельности учащихся и учителей (вплоть до интонаций, жестов, мимики и освещённости классов).

-Упражнения и регулярные повторения, обучение — от лёгкого к трудному. Учебный день начинали с повторения предыдущего урока. Точно так же учебную неделю начинали с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год открывали обзором пройденного в предыдущем году. Начало занятий в «классах риторики» предваряли кратким повторением материала «грамматических классов». Девизом служил лозунг: «Важнее основательность, чем объём знания».

-Ежемесячные конкурсы сочинений.

-Прочность знаний как способ устранения сомнений и дисциплинированности ума.

-Отработанная методика лекций, построенная на устной последовательности изложения материала в несколько приёмов:

-Полное изложение.

-Анализ содержания лекций по частям.

-Дополнение историческими и другими справками.

-Стилистический анализ первоисточников.

В философии ведущее место отводили Аристотелю и Фоме Аквинскому. Всех античных авторов (приоритетно Цицерон) подгоняли к целям иезуитского воспитания, осознано пренебрегали гуманистическим содержанием произведений античной культуры, поощряли осуждение в них «нравственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы. Комфортность коллегий — помещения просторны, удобны, чисты и хорошо оборудованы.



Принцип здорового образа жизни — хорошее питание, регулярный отдых, физическое развитие воспитанников (занятия гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием). Занятия не более 5 часов в сутки, обязательные поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким — 180 дней и прерывали частыми каникулами.

Воспитательная система.

Стремясь воспитать преданных последователей католической церкви — «христовых воинов», способных противостоять идеям протестантизма, иезуиты для своих учебных заведений разработали чёткие правила образовательно-воспитательной деятельности, изложенные в детально разработанном «Школьном уставе». Этот документ, принятый ещё в 1599 году, сохранял свою силу вплоть до 1832 года. В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей.

Принципы воспитания

Воспитание направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества. Методы стимулирования:

  1. Основа иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики;

  2. Групповое и индивидуальное соперничество;

  3. Регулярная селекция лучших и отстающих;

  4. Ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождающееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших; соревнование отдельных учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий;

  5. Создание магистрата среди лучших учеников с присуждением почётных званий, организация «академий» (прообразов школьных кружков);

  6. Система поощрений: почётные звания, почётные места в классе, занесение на доску почёта;

  7. Система наказаний: скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища;

  8. Физические наказания, допускаемые за проступки против религии. Исполняли светские лица («корректоры»);

Важное место отводили светскому воспитанию — правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника.


Этих методов достигали, прежде всего, жёсткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимный разбор поведения на собраниях, система доносительства.

Среди воспитанников иезуитов было немало крупных учёных, писателей, философов, политиков (Ж. Боссюэ, Р. Декарт, П. Корнель, Ж.-Б. Мольер и др.). Позже некоторые из них отреклись от своих учителей. Вольтер, например, писал: «Отцы научили меня лишь немного латыни и глупостям». Ему вторил Г. Лейбниц: «Иезуиты в деле воспитания остались ниже посредственности».

Примечания.

Образование и воспитание в эпоху Реформации. Иезуитская система воспитания. Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано 13 марта 2016 года.

Лявшук В. Е. Организационные аспекты образовательной модели иезуитского коллегиума. — Гродно: ГрГУ, 2010. — С. 165—218. — 239 с. — ISBN 978-985-515-341-3.

Лявшук В.Е. Организационные аспекты образовательной модели иезуитского коллегиума. — Гродно: ГрГУ, 2010. — С. 76—95. — 239 с. — ISBN 978-985-515-341-3.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

Дети, деньги и религия Иезуитские школы В 16 веке Римской-католической. Дворянск