Файл: Тема Глия морфология и функции. Нейрон, строение и функции нейрона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Нейрофизиология часть (1/1)



Группа ММ20П171
Студент
С. А. Бондарева


МОСКВА 2022

Практическое занятие 1 по теме № 3.

Тема 3. Глия – морфология и функции. Нейрон, строение и функции нейрона.

Задания:

  1. Назовите процесс, который Вы видите, опишите где он происходит (в каких элементах н/с) и опишите его суть, с точки зрения этапов, механизмов, составляющих элементов и функций.



Межнейронные синапсы.

Синапсы – это структуры, предназначенные для передачи импульса с одного нейрона на другой или на мышечные и железистые структуры. Синапсы определяют направление проведения импульса.

Классификация:

По способу передачи импульса – химические (передача с помощью медиаторов), электрические (прямое прохождение потенциалов действия от нейрона к нейрону) и смешанные.

По направлению передачи импульса – антеградные (односторонние, серийные) и реципрокные (два направления).

По типу эффекта – тормозящие и возбуждающие.

По местоположению синаптической колбы – аксо-дендритические, аксо-соматические, аксо-аксональные, сомато-дендритические и сомато-соматические.

По количеству колб – простые и сложные.

По форме синаптических пузырьков – круглые и уплощенные (тормозящие).

По отношению толщины пре- и постсинаптической мембраны – симметричные (уплощенные пузырьки) и ассиметричные (округлые пузырьки).

При проведении нервного импульса передача сигнала в виде волны возбуждения в пределах одного Нейрона и от одной клетки к другой. Передача нервного импульса по нервным проводникам происходит с помощью электротонических потенциалов и потенциалов действия, которые распространяются вдоль волокна в обоих направлениях, не переходя на соседние волокна. Передача межклеточных сигналов осуществляется через синапсы чаще всего с помощью медиаторов, вызывающих появление потенциалов постсинаптических. Нервные проводники можно рассматривать как кабели, обладающие относительно низким осевым сопротивлением и более высоким сопротивлением оболочки. Нервный импульс распространяется вдоль нервного проводника посредством прохождения тока между покоящимися и активными участками нерва (локальные токи).


2. Подпишите типы нейронов по количеству отростков и функциям:

А – униполярный,

Б – псевдополярный,

В – биполярный,

Г – мультиполярный.

А – веретеновидные,

Б – круглые, шаровидные,

В – пирамидные,

Г – корзинчатые,

Д – звездчатые,

Е – грушевидные.
Практическое занятие 2 по теме № 11.

Тема 11. Физиология отдельных структур головного мозга
1.Подпишите названия к функциональным блокам мозга и объясните, почему они так называются.

Первый блок (энергетический) – регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга.
Второй блок (задний мозг) – приема, переработки и хранения информации.
Третий блок (передний мозг) – программирование, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Первый блок мозга участвует в обеспечении психической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти, эмоционального состояния и сознания в целом. Кроме того, первый блок мозга участвует в регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок, занимают центральное место в организации эмоциональных и мотивационных состояний. В связи с этим первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния.

Второй блок - блок приема, переработки и хранения информации расположен в наружных отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры. Структурно-анатомической особенностью этого блока мозга является шестислойное строение коры. Она включает первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации), вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора) и третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации). Отличительной особенностью аппаратов второго блока является модальная специфичность.

При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден. При поражении моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц). Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности. Исследования А. Р. Лурия показали, что в этом случае целенаправленное поведение заменяется "полевым" поведением, нарушается программа выполняемой деятельности, лобный больной не может подобрать адекватные средства деятельности, отсутствует контроль за ее выполнением и коррекция ошибок. При этом наблюдается персеверация (повторяемость) и стереотипизация движений.



Анализ особенностей строения и функционирования трех функциональных блоков мозга позволяет предположить, что каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение всего психического процесса в целом. Выделение этих блоков достаточно условно.

2. Подпишите доли коры и их основные функции


  1. Лобная доля – координация функций других областей коры, организация произвольных движений, регуляция сложных форм поведения;

  2. Височная доля – слух и речь, запоминание слов, организация сложных психических процессов;

  3. Теменная доля – реакции на сенсорные стимулы и управление движениями;

  4. Затылочная доля – зрение.