Файл: Введение Предпосылки и становления революции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение………………………………………………………………………..2

  2. Предпосылки и становления революции…………………………………….4

  3. Картина мира Аристотеля и Птолемея (Старый космос)…………………...5

  4. Галилео Галилей (формирование научной парадигмы)………………….....7

Вывод………………………………………………………………...…………9

  1. Декарт Рене (теоретико-методологические основы науки)…………….…10

Вывод………………………………………………………………………….12

  1. Исаак Ньютон - начало современной науки……………………….……….13

Вывод…………………………………………………………………….……15

  1. Фрэнсис Бэкон. Наука нового времени…………………………….………16

Вывод……………………………………………………………………….…17

  1. Заключение………………...……………………………………………..…..18

  2. Список литературы и интернет-ресурсов………………………………..…19



Введение.

«Я не обязан верить, что один и тот же Бог одарил нас чувствами, здравым смыслом и разумом - и при этом требует, чтобы мы отказались от их использования…» - Галилео Галилей.

Научная революция не была самостоятельным явлением. Она тесно связана с революционными изменениями, которые происходили в экономике, в политике, в религии (реформация), в революции искусства, живописи. 

Революция - от латинского глагола Revolvo:

-проходить в обратном направлении;

-снова испытывать, перечитывать, передумывать;

-откатываться назад.

Постепенно слово революция начинает ассоциироваться с идеей глубоких перемен. 

Понятие научной революции как особого периода в развитии науки это не 18 и не 19 век. Термин революция ввел британский историк Герберт Баттерфилд (1900-1979). 

          Связана научная революция 17 века с эмансипацией разума. Разум стал самостоятельной силой которой было вверено объяснение мира и применения одного лишь разума к естествознанию лишенного контроля веры, породило впечатляющие научные результаты, которые стали революционными. Это событие стало возможным, потому что наука наконец-то получила язык. Сформированы принципы механики, описанные на языке формул. 

Важная сторона этой научной революции заключалась в обретении метода, ученые осознали, что критерием научности является соответствие определенным методическим процедурам, получение знаний определенным образом. Принципы механики стали применятся не только к физической реальности, но и к социальной, к общественной жизни, политической жизни. Человек рассматривается как машина, общество как механизм. Человечество, обнаружив законы и закономерности, подчинилось искушению подчинить этим законам абсолютно все. Например, Декарт рассматривал человека как систему рычагов, которые двигаются в соответствии с законами механики. Томас Гоббс описывая механику действия устройства человека дополняет ее механикой устройства сообщества людей - государство. 


По мере накопления знаний происходит дифференциация идеалов и норм научного исследования (у каждой науки свой язык, свои методы изучения и объяснения), накопление знаний требовало обособления предметных областей. 

Первая и вторая глобальная революция ответственны за формирования классического мышления, классической науки. По мере развития новой междисциплинарной организованной науки выяснились такие вещи как несовместимость законов одной области с законами другой области. Например развитие общественных наук привело к изменению представления о том что такое научный закон. Стали подниматься вопросы о том, чем отличаются естественные науки от гуманитарных и не являются ли эти науки принципиально разными. Возник вопрос о роли человека в процессе познания. Стало ясно что человек активно участвует в процессе познания, а не просто фиксирует происходящее. 

Могут быть выделены три этапа становления науки. Первый, связанный, прежде всего, с деятельностью Галилея – формирование новой научной парадигмы; второй – с Декартом – формирование теоретико-методологических основ новой науки; и третий – "главным" героем которого был И. Ньютон, – полное завершение новой научной парадигмы – начало современной науки. И хотя не все согласны с определением "научная революция", впервые введенным в 1939 г. А. Койре, все сходятся в том, что именно в 17 в. была создана классическая наука современного типа. 

В каждой революции решается проблема разрушения для созидания. В содержательном плане научная революция 17 века ознаменовала собой смену картин мира. Поэтому главной предметной областью проходивших процессов была физика и астрономия.

Предпосылки и становления революции.

Становление механистической картины мира связано с экономическим фоном, который тесно связан с политическим фоном. В Европе следуют перевороты в политических структурах – эпоха первых буржуазных революций в Нидерландах, Англии и Испании – на основе которых становится возможной построение новой экономики. Старая экономика основывалась на принципе социального аристократизма, а новая экономика основывается на принципе капитала. Новая экономика и политическая система являются стимулами появления новой науки. Б. М. Гессен в работе “О социально экономических корнях механики Ньютона” пытался доказать, что появление теории Ньютона стало возможным только в результате развития капиталистического общества и появления принципиально новых потребностей, связанных со строительством дорог, без которых капитализм не мог бы развиваться, горнодобывающей промышленности и военного дела. С современной точки зрения прямой связи нет, поэтому социально экономические предпосылки являются только одними из предпосылок, важными, но не определяющими.



Следующий важный шаг в развитии науки – это введение в науку идеи эксперимента. Опыт в понимании древнегреческих натурфилософов (особенно Аристотель) – это созерцание природы. В 17-18 веке природа – это мастерская, где человек должен работать. Опыт - испытание природы. Природу надо ставить в некоторые искусственные условия, используя соответствующие приборы. 

Следующая предпосылка – осознанное введение особого языка науки – математики. Во всей античности был только качественный анализ. В средневековье у Августина Блаженного математика – это средство возвышения души к Богу. В эпоху возрождения математика была самостоятельной дисциплиной, чисто интеллектуальным занятием (не имело особенного прикладного значения).

В аксиологическом плане наука начинает пониматься как богоугодное дело.

Признание онтологической значимости теории Коперника. Отсюда следует вывод о самодостаточности природы и объективности существующих законов.

Эпистемологическая значимость науки состоит в том, что эпистеме - это твердо установленные знания.

Проблема истины, что истину нужно искать, и что она отличается от мнения, способствовала дальнейшему культурному развитию Европы. Жесткая установка на поиск истины давала возможность развиваться всему и вся.

К концу 17 века в естествознании сложились серьезные предпосылки для смены научной парадигмы, господствовавшей со времен Аристотеля.

Основная причина революции: рывок информации, книгопечатание.

 

Картина мира Аристотеля и Птолемея (Старый космос). 

Под Вселенной Аристотель понимал всю существующую материю, состоящую с его точки зрения из 4 обычных элементов: земли, воды, воздуха и огня, а также 5-го элемента – эфира, в отличие от других не имеющего ни легкости, ни тяжести. Вселенная – это конечная ограниченная сфера, за границами которой нет ничего материального. Там нет и пространства, которое мыслится как нечто, заполненное материей. За пределами Вселенной не существует и времени. Время Аристотель определял как меру движения (количество движения) и связывал с материей, поясняя, что “нет движения без тела физического”. За пределами Вселенной помещался нематериальный, вечный, неподвижный, совершенный перводвигатель (божество), который сообщал миру, а в частности и космическим телам совершенное равномерное круговое движение. Так как шарообразность Вселенной была видна невооруженным глазом в форме небосвода, круговом суточном движении небесных светил (Солнца, Луны и др.), в наблюдении лунных затмений, когда круглая тень Земли наползала на диск Луны (что подтверждало и шарообразность нашей Земли), то в такой ограниченной Вселенной должен был существовать центр, как особая точка, равноудаленная от периферии. Таким образом, центральное положение Земли следовало из общих свойств Вселенной: самый тяжелый элемент – земля, составляющий в основном земной шар, не мог не быть всегда в центре мира. Менее тяжелым элементом, тяготеющим к земле, была вода, а легкими – огонь и воздух. В надлунном мире единственный элемент – эфир находился в вечном круговом движении в мировом пространстве. Из эфира, согласно Аристотелю, состояли все небесные тела, идеальной сферической формы, скрепленные каждое со своей сферой, твердой и кристально-прозрачной, с которой они вместе двигались по небу. Точнее говоря, двигались сферы, а с ними и планеты. Движение небесных тел с востока на запад Аристотель считал естественным и наилучшим (“природа всегда осуществляет наилучшую из возможностей”). Аристотель выделял 8 сфер во Вселенной. Он считал, что для небесных тел естественным является именно круговое, вечное, равномерное движение, которое постулировалось как признак совершенства небесных тел.


Неподвижность Земли в центре мира Аристотель просто постулировал, чтобы обосновать суточное вращение всего небосвода. Согласно ученому, Вселенная не возникла и принципиально неуничтожима, она вечна, поскольку единственна и объемлет всю возможную материю, ей не из чего возникнуть и не во что превратиться. “Возникает и уничтожается не Космос, а его состояния”.

Космологическая система Аристотеля была теорией, опиравшейся на экспериментальные данные наук того времени. Аристотель считал, что Земля свободно парит в пространстве, а не уходит корнями в бесконечность (Ксенофан), или не плавает на воде (Фалес). Но вместе с ошибочными представлениями своих предшественников Аристотель отбросил и правильные догадки пифагорейцев о вращении Земли вокруг своей воображаемой геометрической оси, так как это вращение не ощущалось в повседневном опыте. Аристотель стремился очистить картину мира от мифологического элемента. Он резко критиковал древние учения, согласно которым небо и небесные тела, чтобы не упасть на Землю, должны были опираться на плечи могучих героев – Атлантов.

В основу своей теории Птолемей положил несколько постулатов: шарообразность Земли, ее неподвижность и центральное положение во Вселенной, равномерное круговое движение небесных тел, колоссальная удаленность Земли от сферы неподвижных звезд. Птолемей считал, что чем быстрее планета движется по небу (то есть речь идет о видимом движении), тем ближе к Земле она расположена. Отсюда вытекало и расположение планет относительно Земли: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Он считал, что с поверхности вращающейся Земли все свободно лежащие на ней тела должны были бы быть сорваны и отброшены в мировое пространство в сторону, обратную направлению вращения Земли. Однако он не учел колоссальную массу Земли по сравнению со всеми живыми и неживыми объектами на ее поверхности. Но никого даже сегодня не удивляет тот факт, что на экваторе вес одних и тех же предметов за счет центробежной силы меньше, чем на полюсе.

Теория К. Птолемея была грандиозным успехом человеческой мысли в математическом анализе явлений природы.

 

Галилео Галилей (формирование научной парадигмы).

В 1564 году, в год, когда Англия получила Шекспира, в итальянском городе Пиза, колыбели Ренессанса, родился Галилей...


Галилей был настоящим гением всех времен и народов, многое из того, что он изобрел и того, что он изучал, опередило его время на целое столетие.

С детства Галилей увлекался механикой, что говорит о его пытливом разуме. Теории Аристотеля преследовали Галилея всю жизнь. Он сражался что бы разрушить мертвое древо теории Аристотеля веками не подвергавшихся сомнениям государства и церкви. Для Галилея важно было экспериментальное доказательство. Галилей был фанатом математики, он утверждал что природа написана математическими формулами. Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Галилей ввел принцип инерции (если на тело не действуют силы, оно покоится либо равномерно движется), который уравнял покой и движение. Теперь движение с постоянной скоростью не требует причины. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке.

Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней.  Это говорит о том, что классическая физика, основания которой заложил Галилей, не является беспредпосылочным и потому единственно верным наблюдением природы «как она есть». Она сама покоится на определенных фундаментальных умозрительных допущениях. Ведь основания физики Галилея строятся из принципиально ненаблюдаемых элементов: бесконечное инерциальное движение, движение материальной точки в пустоте, движение Земли и т.д. Как раз аристотелевская физика была ближе к непосредственной очевидности: различие верха и низа в пространстве, движение Солнца вокруг Земли, покой тела, если на него не действуют внешние силы и т.д. 

К главным изобретения Галилео, повлиявшим на многие сферы жизни человечества, относятся: гидростатические весы для определения плотности тел, термоскоп, телескоп и обратная версия устройства – микроскоп, пропорциональный циркуль для изменения масштаба. 

В число открытий, кардинально изменивших научное мировоззрение, входят: закон изохронности, закон свободного падения тел, принцип движения тел по наклонной плоскости, закон сложения движений, принцип относительности, закон инерции.