Файл: Известия вузов кыргызстана 10, 2017 Убайдуллозода Голиб Хонджон.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41
ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ КЫРГЫЗСТАНА № 10, 2017
Убайдуллозода Голиб Хонджон
ЭНЕРГЕТИКАЛЫК СЕКТОРДУН ЧӨЙРӨСҮНӨ ИНВЕСТИЦИЯЛАРДЫ
ТАРТУУ: КӨЙГӨЙЛӨР ЖАНА ТОБОКЕЛДИКТЕР
Убайдуллозода Голиб Хонджон
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
СЕКТОРА: ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ
Ubaidullozoda Gholib Khondjon
THE ATTRACTING INVESTMENTS IN THE SPHERE OF THE ENERGY
SECTOR: PROBLEMS AND RISKS
УДК: 330.321
В данной статье рассматриваются инвестиционный
климат в сфере энергетики Таджикистана, анализ инвес-
тиционных рисков, реальная оценка степени риска, приня-
тия всех возможных мер по его уменьшению, а также воз-
можностей устранения отмеченных препятствий на пути
привлечения иностранных инвестиций и формировании
инновационной активности предприятий в Таджикистане.
Ключевые слова: анализ, инвестиционный риск, эко-
номика, инвестиционная деятельность, оценка, инвестиро-
вания, фактор, реальный сектор экономики, сфера, энерге-
тика, экономическая стабильность, государственная
политика, механизмы, процессы, стимулирование, законы.
This article examines the investment climate in the energy
sector of Tajikistan, the analysis of investment risks, a real
assessment of the degree of risk, the adoption of all possible
measures to reduce it, as well as the possibilities of eliminating
the noted obstacles to attracting foreign investment and the
formation of innovative activity of enterprises in Tajikistan.
Key words: analysis, investment risk, economy, investment
activity, valuation investment, factor, real sector of economy,
sphere, energy, economic stability, public policy, mechanisms,
processes, incentives, laws.
Сложные и во многом противоречивые для эко- номики Республики Таджикистан процессы становле- ния рыночных отношений обусловили необходи- мость качественного осмысления новых экономиче- ских и социальных явлений. Произошли существен- ные изменения в характеристике и условиях проведе- ния инвестиционной деятельности.
Даже грамотно составленный инвестиционный план еще не гарантирует успехов инвестиционной деятельности в условиях переходной экономики, где может существенно возрастать величина инвести- ционных рисков. Поэтому особую значимость в современных условиях приобретает анализ инвести- ционных рисков, который требует нахождения иного подхода, чем в условиях развитой экономики.
Раздел инвестиционного проекта или бизнес- плана “управление рисками” должен быть посвящен обоснованию возникновения тех или иных рисков и принятию мер по их уменьшению. Риск инвести- ционной деятельности базируется на разнообразных причинах, и их можно разделить на внутренние и внешние. Результатом такого анализа должна явиться реальная оценка степени риска - после принятия всех возможных мер по его уменьшению. Плохая предска- зуемость современной экономической ситуации в
Республике Таджикистан требует учета разнообраз- ных рыночных изменений, и с этой целью произво- дится количественная и качественная оценка степени риска.
Таким образом, в условиях переходной эконо- мики управление инвестиционным риском станови- тся первостепенной задачей бизнес планирования.
“Концепция предпринимательского и инвести- ционного риска состоит в том, что перспективное ре- шение инвестиционного характера имеет стохасти- ческую природу”, и степень его объективности может зависеть от множества факторов: “точности прогнози- руемой динамики денежного потока, цены источни- ков средств, возможности их получения и др.” [1].
Несмотря на возможность получения больших прибылей для зарубежного капитала в условиях Тад- жикистана, охотников находится немного, и именно из-за высокого риска вложения средств. Но и снизить степень риска сторонним участникам не представляе- тся возможным. Эта внутренняя проблема Таджики- стана, от успешного решения которой может зависеть эффективность развития энергетического сектора экономики.
Как отмечает О. Абрамов в своей статье, вопрос состоит не столько в том, чтобы научиться “цивили- зованному” управлению инвестиционными рисками, сколько в определении самих рисков, что, очевидно, должно получиться лучше у самих предпринимателей.
Важно суметь “предугадать все типы рисков, с кото- рыми возможно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения”, и уже затем разработать соответствующие меры по их снижению [2].
Энергетика в Таджикистане характеризуется не только высокой степенью риска, но и ассортиментом рисков, что делает сам бизнес плохо предсказуемым, а значит решение данной проблемы - весьма важной.
При этом, причины риска могут иметь как объектив- ный, так и субъективный характер. Понятие риска может быть определено, как вероятность не получе- ния прибыли. Определение же риска как вероятности
“отличия реальных доходов от прогнозируемых”, в


42
ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ КЫРГЫЗСТАНА № 10, 2017 данном случае, представляется не совсем коррект- ным, так как в этом случае теряет свой смысл понятие
“управления риском”.
Любой риск может и должен быть спрогнозиро- ван, по возможности должны быть учтены все факто- ры влияния на утрату части прибыли, но не все они поддаются воздействию на них с точки зрения управ- ляющей деятельности. Управление риском предпола- гает с наибольшей точностью прогнозирование ве- роятности потери доходов, оно должно также вклю- чать в себя обеспечение мер по его уменьшению, а неподдающиеся влиянию риски могут подлежать страхованию.
Для переходной экономики Таджикистана ха- рактерно осуществление экономических преобразо- ваний на стыке двух парадигм, приверженцы которых умышленно или неосознанно могут руководствова- ться соответствующими принципами и становиться причинами внешнего и внутреннего влияния на эф- фективность деятельности фирмы. Уменьшение же внешнего влияния такого рода факторов и причин их возникновения, конечно, не менее значимо и может осуществляться как экономическими, так и организа- ционными мерами. К последним следует отнести про- цессы общей реорганизации экономической сферы, включая приватизацию предприятий ранее находя- щихся в государственной собственности, а также об- разование холдинговых структур, в рамках которых становится возможным снижать “внешнее влияние” и осуществлять более четкое организационное построе- ние и управление.
Управление риском, в первую очередь, должно решать вопросы уменьшения влияния внутренних рисков, и, в сущности, эту цель преследует само биз- нес-планирование. Минимизация внутренних рисков предусматривает:
- обеспечение платежеспособности предприятия на любой стадии его развития и в наименьшей зависи- мости от влияния внешних факторов;
- увязывание всех стадий производственного процесса и налаживание надежного его обеспечения;
- организацию реализации производимой про- дукции и получения доходов;
- экономию средств, увеличение рентабельности производства и сокращение сроков окупаемости, уве- личении прибыльности деятельности;
- оптимизацию организационного построения и системы управления.
Снижение влияния внешних факторов, на кото- рые предприятия не способна оказать непосредствен- ного воздействия, может осуществляться с помощью прогнозов относительно степени их влияния и разра- ботки мер по его уменьшению, выбору наименее рисковых путей развития.
Таким образом, управление с учетом риска нап- равлено на защиту предпринимательства от возмож- ных убытков и минимизацию затрат на прирост стои- мости капитала. И именно холдинговые структуры оказываются способными уменьшать влияние как внутренних, так и внешних рисков, обеспечивать ус- тойчивость коммерческой деятельности [3].
В условиях развитого рынка широко используе- мым понятием является “систематический риск”, в рамках которого предусмотрено рассмотрение влия- ния таких факторов, как: закрытие предприятия, вве- дение ограничений на производство по экологиче- ским соображениям, появление на рынке конкурентов и некоторые другие. На основе статистических дан- ных и соответствующих расчетов размеры риска оп- ределяются в зависимости – от сферы деятельности, отраслевой принадлежности, развитости рынка.
Рассчитать несистематический риск нельзя, ориентируясь только на сопоставимые объекты. Он предполагает воздействие некоторых нетипичных факторов, таких, например, как землетрясения, по- жары, банкротство. Сами термины систематического и несистематического риска заимствованы из концеп- ций управления портфелем инвестиций, используе- мых в области финансового менеджмента.
В условиях Таджикистана подобная неопреде- ленность неизмеримо возрастает, что может привести к выводам о сложности самого прогнозирования и управления рисками. И, тем не менее, некоторые из известных методов оценки экономического риска мо- гут успешно применяться и в отечественных усло- виях. Это, прежде всего, относится к определению не- которого отправного пункта в предпринимательской деятельности, преодоление которого позволяет гово- рить о ее успешности.
При анализе может быть выявлена такая кар- тина, что одинаковый уровень доходности по разным активам дает различную величину рассеяния его зна- чений, а значит и разной будет степень риска. Учиты- вая же тот факт, что величину риска рассматривают во времени, она неизменно будет возрастать вследст- вие того, что предсказать доходность актива в более отдаленной перспективе сложнее. Таким способом можно обосновать нежелательность долгосрочных планов в условиях переходной экономики, так как риск начинает значительно увеличиваться.
Таким образом, изучение проблемы риска в ус- ловиях переходной экономики позволило не только осознать высокую степень риска инвестиционной деятельности в сфере энергетики и ее причины, но отыскать возможности для управления риском.
Деятельность предприятий и компаний в сфере энергетического предпринимательства в Республике
Таджикистан связана с объемами и формами осу- ществляемых инвестиций. В более широкой трактов- ке инвестиции выражают вложение капитала с целью его последующего увеличения. При этом прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от имеющихся средств на потреб- ление в текущем периоде, вознаградить его за риск и возместить потери от инфляции в будущем периоде.
Основу инвестирования составляет вложение средств в реальный сектор экономики, т.е. в сфере


43
ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ КЫРГЫЗСТАНА № 10, 2017 энергетики. Готовность иностранного инвестора к вложению капитала в экономику Таджикистана зави- сит от существующего в ней инвестиционного кли- мата, а он в настоящее время является благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций
[4].
Стимулов инвестиции в Республике Таджики- стан можно назвать немало, но есть и другая чаша ве- сов, на которой размещаются риски. Одним из важ- нейших элементов является фактор экономической стабильности. Инвесторы вынуждены очень часто пе- ресматривать свои бизнес-планы, так как за год мно- гократно меняются различные входящие параметры
(валютный курс, налоги, дополнительные издержки и т.д.).
Сдерживающим фактором является отсутствие целостной государственной политики привлечения иностранных инвестиций. Окончательно не опреде- лён инвестиционный режим (либо государство идёт на преференции, либо он равноправный или дискри- минационный в пользу внутреннего производителя), не продемонстрированы и не прописаны приоритеты
(по отраслям, видам инвестиций), до конца не обеспе- чены механизмы гарантий (защита прав собственнос- ти, репатриация прибыли). Тормозящим фактором является слабое информационное обеспечение про- цесса инвестиций (плохая статистика, разрозненность и расхождение источников, недостаточная прозрач- ность). Плохо организован системный и стратегиче- ский маркетинг инвестиций. Плохо проработаны с точки зрения сравнительного права и стимулирования инвестиций основные законы: закон об акционерных обществах, требует доработки закон об инвестициях
[5].
Банковская система не соответствуют задачам проводников инвестиций и их перераспределения в реальный сектор. Остро стоит проблема налогов (дело преимущественно не в количестве, а в частой их сменяемости, в возможности различных толкований налоговых приложений). Наблюдается слабость зако- нодательной и исполнительской “культуры” и судеб- ных методов решения споров. Плохой пример инвес- торам показывает ограниченность внутренних инвес- тиций.
Наконец, огромная, если не сказать базовая, проблема – это таджикский бизнес-менталитет: в Тад- жикистане часто не доверяют иностранным инвесто- рам, ждут лёгких денег, искусственно торопят про- цесс, не соблюдают договорённые обязательства. На- лицо кризис деловой репутации довольно значитель- ной части таджикского бизнеса. Видно, что часть проблем лежит на государственном уровне, другая - на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной значимости и возможностей устранения от- меченных препятствий на пути привлечения ино- странных инвестиций и формировании инновацион- ной активности предприятий в Таджикистане целесо- образно в ближайшее время сконцентрировать усилия на решение следующих конкретных проблем [6]:
1. Для развития производства, где используются ввозимые из-за рубежа и не производимые внутри республики материалы и комплектующие необходи- мо снизить или отменить НДС и ввозные таможенные пошлины. В частности, это относится к комплектую- щим электрическим оборудованы, трансформаторы, электронную электрические счетчики и другие энер- гетические материалы, используемые при производ- стве и передачи электроэнергии.
2. В качестве поддержки отечественных произ- водителей необходимо увеличить ввозные таможен- ные пошлины на аналогичные зарубежные товары. В
РТ необходимо принять Закон «О защите отечествен- ных производителей» и разработать механизм реали- зации этого Закона.
3. При проведении тендеров на закупку или из- готовление товаров/услуг по проектам, финансируе- мым за счет госбюджета или инвестициях в рекон- струкцию и освоение новых мощностей (при разнице в ценах до 10%) предпочтение должно отдаваться оте- чественным товаропроизводителям.
4. Включение энергетических инвестиционных проектов в Программу государственных инвестиций.
Имеются в виду те проекты, которые входят в госу- дарственные программы, в которых нет ни одного проекта по энергетики.
5. Для получения кредитов международных и за- рубежных банков необходимо получение правитель- ственных гарантий, либо гарантий Национального банка, которые сегодня в республике отменены. Счи- таем необходимым, определить конкретные приори- тетные объекты или проекты по всем отраслям эконо- мики, имеющим первостепенное значение для рес- публики, отдельных областей и регионов, по которым могут быть выданы такие гарантии.
6. Снижение процентных ставок по кредитам коммерческих таджикских банков. Предприятиям необходимы кредиты для пополнения оборотных средств и технического перевооружения.
7. Не отработан механизм контроля за привати- зированными предприятиями, в части сохранения профиля, увеличения рабочих мест, увеличения объе- мов производства (многие предприятия практически не выпускают продукцию после приватизации).
8. С принятием Стратегии по приватизации сред- них и крупных предприятий практически стало невоз- можным создание совместных предприятий. Пред- приятие выставляется на тендер, но, однако на тендер выставляются акции предприятий, а при создании совместного предприятия в качестве доли таджик- ской стороны передаются отдельные основные сред- ства в виде зданий, сооружений, оборудования и т.д.
При выкупе государственных акций новый владелец перезаключает учредительный договор и устав сов- местного предприятия с иностранным участником.
Никаких противоречий в данном случае, на наш взгляд, нет.
9. Вопросы транзита разрядных грузов через тер- риторию соседних стран.


44
ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ КЫРГЫЗСТАНА № 10, 2017 10. Условия пребывания иностранных специа- листов в Республике Таджикистан (оплата проездных билетов, проживание в гостинице и другие расходы в
2 раза выше, чем для граждан Республики Таджи- кистан).
Мы считаем, что мало искать проблемы слабого развития энергетического сектора национальной экономики – надо искать пути их решения. Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что ис- пользование внешних инвестиций позволяет улуч- шить развитие энергетического предпринимательства в Республики Таджикистан в условиях мирового эко- номического кризиса с целью снижения уровня риска в первую очередь в срочном порядке необходимо решать вышеперечисленных проблем.
Литература:
1. Цветкова Е.В. Риски в экономической деятельности. -
СПб., 2002.
2. Абрамов О. Оценка риска инвестирования. // Экономика строительства. 1996. - №12. - С. 2-12.
3. Клейнер Г. Риски энергетических предприятий // Жур- нал «Экономическая наука современной России», 1994.
- №5-6.
4. Амонов С.Н. «О проблемах привлечения эффективнос- ти использования иностранных инвестиций в экономи- ку Республики Таджикистан».
5. Закон Республики Таджикистан «Об инвестициях в Рес- публике Таджикистан» от 16 мая 2007 года.
6. Таджикистан: Инвестиционные проекты, МЭ и ТРТ. -
Душанбе, 2014.
Рецензент: д.э.н. Шамсиев К.Б.
_______________