ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 497
Скачиваний: 1
Глава VI |
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ |
6.1. Влияние современной социокультурной ситуации
на развитие личности подростка
В истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. Передача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.
Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений. Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Поэтому и воспитательную работу должны оценивать ни столько по тому, как полно воспитателям удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения.
Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, иначе на каждом крутом вираже истории, в сложной жизненной ситуации человек будет, образно говоря, распадаться на составные части или реагировать неврозами. С другой стороны, необходима высокая психологическая лабильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в возрасте, когда мы привыкли обходиться старым багажом. Без этого индивид отстанет от хода истории [3].
Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, политического строя. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.
Рассмотрим факторы, влияющие на формирование современного подростка. И.С. Кон выделяет несколько важнейших институтов социализации ранней юности: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации [2]. Мы считаем целесообразным добавить влияние внешкольных учреждений досуговой деятельности.
И.С. Кон замечает, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом [2].
К сожалению, в нашей стране отношение родителей к ребенку определяется в зависимости от того, в какой мере ребенок выполняет требования родителей. Если подросток плохо учится в школе, то, как правило, и в семье к нему относятся как к неудачнику, редко хвалят, нанося тем самым тяжелые психологические травмы.
Кроме того, психологически опасным представляется отчуждение детства от мира взрослых вообще. Ребенок стал как бы чужим, ненужным. У нас наблюдается серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку, в том числе и со стороны близких людей. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри семьи. Родители озабочены тем, как накормить и одеть ребенка, а его проблемы, переживания, внутренний мир остаются недоступными им.
У взрослых нет времени и желания разбираться, чем и как живет их ребенок. А ведь подростковый возраст, как никакой другой, требует особого отношения, понимания. При нереализованном общении у многих ребят возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, теряется уважение к важнейшим человеческим ценностям.
Вторым важнейшим фактором, влияющим на развитие современных подростков, является школа. Под словом «школа» понимается не только целенаправленный учебно-воспитательный процесс, но и вся совокупность отношений между учителями и учащимися и отношения учащихся друг с другом.
Как справедливо замечает Д.И. Фельдштейн, «Исторически сложилось так, что основной акцент деятельности нашей школы сделан на обучении, приобретении знаний, а воспитание до сих пор выступает, по сути, побочным продуктом обучения. Такое положение дел обусловлено многими причинами. Во-первых, общей ситуацией, сложившейся в обществе, когда социальная индифферентность, отчужденность от общественных ценностей, некритическое отношение к действительности стали нормой. Во-вторых, установками в области воспитания, когда формирование у учащихся чувства собственного достоинства, ощущение собственной значимости, по сути, подменялось воспитанием послушания. В-третьих, принципами и методами самого воспитательного процесса, где имеется отработанная система поощрений и наказаний, которая формирует не принципиальность, самостоятельность и ответственность, а приспособленчество» [3].
Более того, в школе сами учащиеся ничего не решают. В учебных заведениях создаются такие условия, при которых от ребят требуется не проявление ответственности, а вырабатываются такие качества, как иждивенчество, пассивность, ребенок встает в позицию потребителя.
К сожалению, наша школа совершенно не готовит детей для реальной жизни. Они не включены в различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые: экологических, экономических, социально-политических.
Ни родители, ни школа не удовлетворяют в полной мере потребности ребенка в личном общении, которое необходимо в сложном мире взаимоотношений между людьми. Ребят, особенно в переходном возрасте, часто волнуют вопросы личной значимости, взаимоотношений между полами, проблемы нравственного и этического характера. В этот момент важно наличие старшего товарища, который смог бы помочь подростку в выборе жизненных позиций, его самоопределении.
В подростковом возрасте общество сверстников является едва ли не самым существенным фактором, влияющим на развитие, порой превышающим влияние учителей и родителей. Потребность общения со сверстниками возникает очень рано и к подростковому возрасту усиливается. Отсутствие общения с ровесниками негативно сказывается на развитии коммуникативных способностей детей. И.С. Кон выделяет несколько причин огромного влияния этого фактора [2].
В настоящее время общение подростков принимает зачастую уродливые формы. Отсутствие элементарной культуры общения, всевозможные комплексы и неумение справиться с ними, желание самоутвердиться, получить признание любыми известными способами толкает зачастую подростков на путь нездорового образа жизни, криминального поведения, путь конфликтов и стрессов.
Отчасти в этом вина состояния современного общества. За несколько лет «шараханий» из одной крайности в другую старые идеалы и принципы были искажены или попросту забыты, а новые еще не установились. Многие нравственные качества, такие, как честность, порядочность, в современном обществе как бы нивелировались. Сама новая социальная политика не определилась в своих идеалах.
Психологи отмечают, что современные подростки более жестоки и циничны. Нашим подросткам очень не хватает гуманности и человечности в отношениях друг к другу. Средства массовой информации заставляют смотреть их на жизнь с эгоистической точки зрения, с позиции «иметь», а не «быть». Качество жизни измеряется ими количеством приобретенных вещей, а не духовных ценностей. Современные подростки очень рано познают правила межполовых отношений, но лишь в примитивном их варианте. Плоды этих отношений затем пополняют дома ребенка и интернаты.
Средства массовой информации, призванные обогащать духовный мир человека, в нашей стране как будто забыли о своем главном назначении. Из трех основных функций: культурно-про-светительской, информационной и развлекательной, возложенной на него, – культурно-просветительной уделяется самое маленькое значение.
Д.Н. Кондратьев, проанализировав передачи, транслируемые современным телевидением по основным каналам, пришел к выводу, что нашим подросткам практически нечего посмотреть [1]. Это либо развлекательные передачи, не несущие практически никакого воспитательного значения, либо старые фильмы, во многом потерявшие свою актуальность и в силу этого не способные служить ориентиром в современной жизни. Либо это передачи, ориентированные на взрослых, имеющие слабую эмоциональную окраску. Из этого следует вывод, уже сделанный ранее, – современные подростки оторваны от общества.
Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые неотделимы друг от друга. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная творческая деятельность. Возможность для такой деятельности могут предоставить воспитательные учреждения досуговой сферы.
Список рекомендуемой литературы
-
Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги / Педагогика. 1998. № 4. С. 70-73.
-
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
-
Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола / Вопросы философии. 1990. С. 5-12.
6.2. Основные проблемы в организации досуга детей и подростков
В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и выказывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами. Какие же затруднения чаще всего испытывают дети в подростковом возрасте?
В результате анализа психолого-педагогических исследований и собственной экспериментальной работы были выявлены следующие проблемные области подростков: «Родители», «Будущее», «Сверстники», «Школа», «Свободное время», «Другой пол», «Собственное Я» [1].
Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей.
В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально.
Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего поколения, стали платными. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят. Группа подростков, живущих в семьях с низким материальным достатком (а таких с каждым днем становится все больше), оказалась отрезанной от этой сферы досуга.
Еще одна важная проблема досуга – неспособность удовлетворить потребности подростка. А первая потребность подросткового возраста – потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. – это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга – ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей.
Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-со-циальных проблем. Неумение правильно организовать свой досуг приводит современных подростков к долгому сидению перед телевизором, компьютерной зависимости и т.п. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение.
Компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Кроме вреда, приносимого компьютерами при несоблюдении правил гигиены пользования ЭВМ, присутствует и негативное влияние другого плана. Компьютер используется подростками в основном как возможность поиграть в различные развлекательные игры, хотя существует множество интересных программ различных направлений, способствующих общему развитию. Возможность выхода в сеть Интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реальными сверстниками. Наоборот, некоторая безответственность за свои слова все дальше отталкивает ребят от реального общения. «Домашние» дети до поры до времени не вызывают опасений родителей, проблемы появляются потом в виде различных болезней, конфликтов со сверстниками и т.п.
Вторую крайность представляют так называемые «дворовые» дети, которые предпочитают проводить свободное время не возле телевизоров и компьютеров, а в непосредственном общении со сверстниками, но не на спортивных площадках и стадионах, а в грязных подвалах. Это подростки, стремящиеся к общению, но не умеющие его организовать. В результате из-за скуки, за компанию здесь учатся курить, пить, пробуют наркотики, принимают участие в противоправных деяниях.
Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально-актив-ную деятельность. Деятельность может быть организована в различных структурах. Например:
-
по месту действия (школа, внешкольные учреждения, летние центры, детские лагеря);
-
по целям деятельности (учеба, отдых, сбор детских организаций);
-
в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, игра, труд);
-
по коллективному составу (центр, отряд, микрогруппа);
-
по половому составу (однополые, разнополые) (по А.Г. Кирпичнику);
-
по возрастному составу (одновозрастные, разновозрастные).
Каждая структура выполняет определенный блок задач по отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздействие для выполнения конкретных задач, определенный вид деятельности приобщает подростка к труду, учебе, игре.