Файл: Глава VI. Техн. орг. Досуга детей и подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 502

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Список рекомендуемой литературы

Принцип «красной линии». Красная линия – это грань риска, грань меры, грань разумного и допускаемого. В отношениях содружества педагога и детей создается демократическая сфера. Переступив эту грань риска, педагог может оказаться в ситуации панибратства, лжедружбы. Нарушения красной линии могут привести к отсутствию субординации. На информационном уровне красную линию обязательно нужно соблюдать в вопросах политики, истории, национальных проблемах, эротики и секса, организации деятельности, связанной с жизнью и здоровьем.

Принцип «могучей кучки». Досуг – это дело коллективное. Для того, чтобы радость коллективной победы была для каждого индивидуальна, необходим соответствующий психологический климат.

Принцип «фельдмаршала Кутузова». Для того чтобы соблюсти этот принцип, необходимо быть терпеливым и ничего не предпринимать в ситуациях, которые могут разрешиться сами. Досуг – это личное дело ребят, и помощь им должна быть оказана только в том случае, когда она им действительно нужна.

Принцип «горы». Если ребенок достиг чего-то, то следующий его продукт должен быть выше по уровню.

Принцип «антиканона». Этот принцип основан на высказывании: «гениев порождает не система, а противостояние системе». Дети не должны ограничиваться рамками принятой взрослыми педагогики.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.

Список рекомендованной литературы

В этот ответственнейший период формирования личности происходят сложные, противоречивые процессы определения подростками своей гражданской позиции, профессионального выбора и нравственных ориентиров, рождается стремление к личностной неповторимости и оригинальности, что требует напряженной внутренней работы чувств и разума ребенка, чтобы самостоятельно принятые решения не привели к драматическим ошибкам.

Непонимание детей некоторыми педагогами связано с отсутствием интереса к внутреннему миру учащихся, положительного отношения к педагогическому труду. В умении понять детей, важна профессионально-педагогическая направленность педагога. Если воспитатель удовлетворен своей профессией, он испытывает потребность в общении с детьми, стремится познать их внутренний мир и применить полученные знания в работе с ними. Наоборот, в случае неудовлетворенности своей профессией и при равнодушии к детям возникает предубеждение, мешающее правильному познанию их.

Предпосылкой глубокого понимания детей является высокий уровень образованности и воспитанности педагога, внутренней готовности к педагогической деятельности. Неполное, в известной степени, искаженное восприятие подростка связано с косным подходом к воспитательной деятельности. Такие педагоги слабо знают и понимают индивидуальные свойства воспитанников.

Разностороннее познание подростка, умение увидеть в нем личность с ее активным отношением к окружающему миру способствуют установлению хороших отношений педагога и воспитанников. Подростки должны быть уверены в доброжелательности, чуткости, доброте педагога. Даже в конфликтных ситуациях воспитатель обязан быть выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков.

Взгляды и убеждения педагога, его поступки оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между ним и подростками. Как показывают наблюдения, педагоги часто категорично оценивают подростков, хотя позиция «взрослый всегда прав» уже потеряла свою силу.

Ребенок, соблюдая требования педагога, должен верить, что они справедливы, что это не каприз, произвол или чудачество. Если отношения между воспитателем и воспитанником складываются неправильно, то главная вина за это ложится на педагога.

Сложность в отношениях между педагогом и ребятами создается различием в знаниях, опыте и социальной зрелости. Чаще всего воспитатель и подросток – это люди разных поколений, опыта и жизненных интересов. Педагог смотрит на жизнь более трезво, уверенно, спокойно. Подростку она во многом представляется непонятной, загадочной. Из-за недостатка опыта подростки не всегда правильно понимают поступки взрослых.

Ученика легко обидеть даже невзначай, так как он склонен случайный незначительный поступок оценивать как преднамеренный, переживать даже кажущуюся несправедливость воспитателя. Поэтому в поведении педагога нет мелочей, ему не прощается слабость, плохое настроение, повышенная раздражительность.


Педагог должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям, уметь переубеждать своих подопечных и терпеливо разъяснять им их ошибки. Даже вполне правильный поступок педагога может быть превратно истолкован подростком, если он недостаточно мотивирован воспитателем или его форма в чем-то не соответствовала содержанию.

Подростки ценят в воспитателе доброжелательность, честность, принципиальность, ответственность, деловитость. Но еще более – человечность. И педагогу не следует надевать на себя маску бесстрастности и равнодушия. Пусть ребята видят, что воспитатель, как и все, может радоваться, огорчаться, гневаться. Проявление педагогом человеческих чувств, естественное поведение сближает его с подростками, формирует подлинно человеческие отношения между ними. Поэтому педагогу надо чаще разговаривать со своими воспитанниками, спорить, играть, отдыхать, смеяться.

Отношения педагога с подростками должны носить товарищеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются ими бездушно, человечность же воспитателя вызовет ответную человечность ребят и они начнут понимать, что воспитатель так же, как и все, переживает, радуется, сердится.

При соблюдении дистанции, когда на первый план выступает деловая официальная сторона, педагог действует только как человек, выполняющий определенные служебные обязанности. Дистанция ограничивает человеческие контакты. Она создается самими обстоятельствами из-за различий в социальном опыте, знаниях, положении, и мера этой дистанции зависит лишь от педагога. Преувеличение ее может привести к отчуждению, а, следовательно, к уменьшению педагогического влияния воспитателя. Некоторые педагоги, стремясь не показать своих личных или профессиональных слабостей, напускают на себя ложную значительность, становятся в позу непогрешимого человека.

Такому педагогу трудно открыть душу, спросить совет, так как ученик не ждет сочувствия от него. Учитель, занявший такую позицию, плохо информирован о них, не осведомлен, чем живут его подопечные, что их волнует.

Но нельзя впадать и в другую крайность. Педагоги, намереваясь ликвидировать дистанцию между собой и детьми, желая заслужить их любовь, повысить свой авторитет, забывают при этом о своей ведущей роли в педагогическом процессе, во всем идут на поводу у детей, проявляют всепрощение. Такие люди иногда вообще перестают выполнять функции воспитателя.

Конечно, и в близких, обыденных отношениях подростки будут ожидать от воспитателя некоего образца поведения, порядочности, честности, педагогической мудрости. Не каждый воспитатель справляется с этим.

Подросткам хорошо известно, что и педагог допускает ошибки из-за обилия информации, может чего-нибудь не знать, что у него есть нравственные слабости. Важно, не разыгрывать из себя всезнайку или непогрешимое существо, не упорствовать в своих ошибках. Иногда педагоги как будто не понимают, что одной фразой: «Простите, я не прав!» – можно заработать прочный авторитет у подростков.


Живуче упрямство педагогов даже сейчас, когда общественная жизнь страны бурлит, идет ломка взглядов, стереотипов. Конечно, прежде всего общественной обстановкой обусловлен труд педагога. А разве личность педагога, его профессионализм, его человеческие качества ни на что не влияют?

На наш взгляд, установлению нравственно-этических отношений между педагогом и подростками способствуют умение и желание воспитателя проникнуть во внутренний мир подростка, оценить его состояние даже по голосу, мимике, интонации, то есть педагогу надо быть хорошим психологом.

Надо очеловечить отношения с детьми, общение с ними строить на основе доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. Характер общения должен помочь подросткам развивать свою индивидуальность, дать простор творчеству, инициативе, самостоятельности.

Педагогу необходимо более целенаправленно учиться общей и педагогической культуре общения, которая проявляется в благожелательности, душевной теплоте; тем самым создается определенный эмоциональный фон, объединяющий их общими переживаниями, тогда более успешным будет и воспитательный процесс.


Список рекомендованной литературы


  1. Педагогика: Учеб. пособие / А.Г. Шебуняев и др. 2-е изд., испр. и доп. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999.

  2. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998.

  3. Нравственно-этическая подготовленность учителя в системе непрерывного педагогического образования. Научно-методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1994.



6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры
и семьи в процессе организации досуга подростков


Для оптимизации процесса взаимодействия семьи, школы и учреждений социально-культурной сферы в формировании культуры досуга подрастающего поколения необходимо полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Дело это не простое, ведь сейчас почти утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью, а знания родителями основ теории современного воспитания невелики и бессистемны.

Активное участие учреждений социально-культурной сферы и школы в организации семейного досуга, как показывает практика, позволяет смотреть на досуговую деятельность как важный фактор преодоления социальной пассивности некоторой части семей, нейтрализации внутрисистемных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создание благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга.

Основными задачами совместной деятельности семьи, школы и учреждений культуры по организации досуга подрастающего поколения всегда являлись:

  • формирование гармонически развитой личности;

  • нравственное, эстетическое и физическое совершенствование подростков;

  • удовлетворение духовных запросов подростков и развитие их творческих способностей.


Но, к сожалению, данные исследования, проведенные кафедрой социально-культурной деятельности ТГУ им. Г.Р. Дер-жавина в 1999 году свидетельствуют, что большинство культурно-досуговых учреждений в своей работе нацелены не на активное взаимодействие с семьей и школой.

В настоящее время существует большое количество внешкольных учреждений (студий, клубов юных техников, станций юных туристов и многое др.), которые ориентируются только на детей, а центры культуры и досуга проводят мероприятия в основном для молодежи и взрослых. Театры ставят спектакли или для детей, или для взрослых. Это вряд ли является социально и педагогически оправданным в современных условиях. Усилия учреждений культуры и школы должны быть направлены, прежде всего, на семью как коллектив, на организацию совместной социально-ориентированной досуговой деятельности родителей и детей – в этом одно из необходимых условий оптимизации такой работы.

Формы работы учреждений социально-культурной сферы и школы с семьей могут быть самые разнообразные. Так, например, в подростковых клубах города Тамбова стали традиционными семейные праздники, семейные вечера, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, русские посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых – «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей должны способствовать клубы семейного общения, клубы по интересам, театры кукол и актера, библиотеки и другие центры. А в основе деятельности Тамбовского городского Центра по работе с детьми и молодежью является программа «Взрослые и дети», которая включает в себя множество разнообразных экспериментальных программ, среди которых наиболее популярны «Мир красотой спасется», «Я для России», «Милосердие и забота», «Познай себя и узнаешь мир людей».

Основная цель программы «Взрослые и дети» – акцентировать внимание детей и родителей на целесообразность совместного времяпровождения. Ведущими направлениями данной программы являются:

  • нравственное и духовное возрождение семьи;

  • социально-психологическая реабилитация семьи;

  • личностная реабилитация подростков;

  • обновление подхода к организации совместного досуга взрослых и детей;

  • формирование здорового образа жизни.

Интересно отметить, что осуществление программы проходит на основе тесного взаимодействия различных социально-культур-ных институтов на базе подростковых клубов, куда постоянно ходят как дети, так и взрослые. Только за 1-е полугодие 2000 года при учете ежедневного посещения всех 28 подростковых клубов города, общий охват подростков и взрослых составил 71265 человек.


В настоящее время все чаще создаются и становятся популярными конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Ценность культурно-досуговых форм по работе с семьей заключается в том, что в них активно включаются такие механизмы общения, как: дети и дети, семья – дети, семья – семья, дети – подростки – взрослые. Эти контакты придают процессу общения особую привлекательность и задушевность. Возможность общаться взрослым вместе с детьми создает благоприятный психологический микроклимат в семье и укрепляет ее устои.

Эффективность использования социального потенциала семьи в большой степени зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клубных учреждений, библиотек и других центров. Сегодня педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей. Необходимо создавать службы психологической помощи не только подросткам, но и семьям. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов.

В организации досуга необходимо использовать те формы работы, которые наиболее популярны у населения и в которых есть потребность. Задача состоит в том, чтобы направить эти формы общения в социально ценное русло, способствующее воспитанию культуры. Нужно подумать, как это сделать в каждом клубе конкретно, с учетом традиций, нравов, привычек, характерных для данной местности.



6.5. Новые технологии в организации досуга

детей и подростков


Организация досуга детей и молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня.

Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

Отсутствие комплексных педагогических исследований, новых технологий в организации свободного времени детей и молодежи приводит к тому, что в этой деятельности часто наблюдаются безразличие руководящих работников, профессиональная некомпетентность и даже профнепригодность организаторов досуга.