Файл: Глава VI. Техн. орг. Досуга детей и подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 499

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Список рекомендуемой литературы

Принцип «красной линии». Красная линия – это грань риска, грань меры, грань разумного и допускаемого. В отношениях содружества педагога и детей создается демократическая сфера. Переступив эту грань риска, педагог может оказаться в ситуации панибратства, лжедружбы. Нарушения красной линии могут привести к отсутствию субординации. На информационном уровне красную линию обязательно нужно соблюдать в вопросах политики, истории, национальных проблемах, эротики и секса, организации деятельности, связанной с жизнью и здоровьем.

Принцип «могучей кучки». Досуг – это дело коллективное. Для того, чтобы радость коллективной победы была для каждого индивидуальна, необходим соответствующий психологический климат.

Принцип «фельдмаршала Кутузова». Для того чтобы соблюсти этот принцип, необходимо быть терпеливым и ничего не предпринимать в ситуациях, которые могут разрешиться сами. Досуг – это личное дело ребят, и помощь им должна быть оказана только в том случае, когда она им действительно нужна.

Принцип «горы». Если ребенок достиг чего-то, то следующий его продукт должен быть выше по уровню.

Принцип «антиканона». Этот принцип основан на высказывании: «гениев порождает не система, а противостояние системе». Дети не должны ограничиваться рамками принятой взрослыми педагогики.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.

Список рекомендованной литературы

Несмотря на загруженность подростка школьными дисциплинами, у него все же остается масса времени. В среднем 180 дней составляют каникулы, воскресные дни и праздники и еще около 100 дней остаются свободным за счет часов, находящихся в личном распоряжении подростка. То есть 280 дней у подростков предоставлено в полное личное использование. А вот как они это время проводят?

Для многих подростков это не свобода выбора любимого вида деятельности, а пустое времяпрепровождение.

Если разобраться, чему же современные подростки отдают предпочтение в свободное время, то вырисовывается следующая картина. Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, приблизительно 87% – это зрительско-слушательские мероприятия. Нельзя сказать, что это никому не нужная и бесполезная форма проведения досуга. Несомненно, подросток прислушивается к беседам на темы о прекрасном и вечном, посещает кинозалы, театральные постановки. Но уже во время просмотра и прослушивания в нем зарождается потребительское зерно. Пассивное проведение свободного времени отрицает наличие какой-либо активной формы досуга. В стенах школы мероприятия, направленные на зрительско-слушательскую аудиторию, почти не достигают своей цели. А вот дома подросток все свое свободное время проводит у телеэкрана.

А ведь каждую неделю, по самым скромным подсчетам, по телевидению можно посмотреть от 20 до 30 (!) художественных фильмов и мультфильмов, не считая других весьма заманчивых телепередач. И получается, что свободное время, которое остается у подростка в его личном пользовании, полностью поглощает «голубой экран». Нельзя отрицать полезность той информации, которую подросток получает из увиденного и услышанного, но это лишь пассивное времяпрепровождение. Пассивность досуга порождает пассивность поведения, удовлетворенность тем, что есть.

Актуальность проблемы свободного времени подростка является для педагога – организатора досуга социально значимой.

Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуальных, физических и др.). Главное для организатора досуга – выстроить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка. Это:

  • создание условий для развития и саморазвития;

  • управление процессами развития (формирования) личности посредством создания необходимых для этого условий;

  • целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентаций;

  • восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);

  • повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики (тесты, тренинги, КВНы, брейн-ринги);

  • развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские);

  • выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры).


Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.

Какие же досуговые формы наиболее предпочтительны. Самая доступная форма – игра. Игра – это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на развитие познавательных, интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности.

Существует большое разнообразие игры для детей и подростков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидактические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Роль игры трудно переоценить. Игру рассматривают как «наслаждение» (Шиллер), «радость и забавы» (Бейтендайк). Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные.

Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии («Березка», макраме), объединения, кружки (при Дворцах творчества, в Академиях Детства, подростковых клубах), секции туризма, турклубы, секции борьбы. Они помогают подростку пережить минуты романтики (турслеты, походы, марш-броски), увидеть мир приблизиться к природе. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами.

Как видно, проблема досуга, несмотря на внешнюю безобидность, является одной из причин социальных проблем общества, касающихся подросткового возраста.


Список рекомендуемой литературы


  1. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз, 1998.



6.3. Роль педагога в организации досуга
детей, подростков и юношества


Центральной фигурой в работе внешкольных учреждений досуговой сферы является педагог – творческая, социально активная личность, умеющая нешаблонно мыслить, профессионально действовать, создавать новые общественные ценности.

Требования к педагогу, работающему с подростками в досуговой сфере деятельности, включают в себя общие профессиональные направления в педагогической деятельности, обусловленные досуговой сферой, и требования к личным качествам.

В учебном пособии «Педагогика» [1] Л.Н. Макаровой был предложен ряд профессиональных и личных характеристик, которым должен удовлетворять педагог нового типа. Мы полностью поддерживаем их точку зрения и будем придерживаться ее в изложении. Под педагогом нового типа понимается не просто преподаватель, транслирующий знания, «он прежде всего творит личность, утверждает человека в человеке». Его характеризуют:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;

  • любовь к детям, потребность в общении с ними, способность проникнуть в их мир;


  • подлинная интеллигентность, духовная культура, личное достоинство;

  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

  • потребность в постоянном самообразовании и саморазвитии и готовность к этому;

  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Центральное место в профессионализме педагога занимает направленность его личности. В ней выделяют социально-нравственный, профессионально-педагогический и познавательный аспекты.

Идейная убежденность лежит в основе социальных потребностей, моральных и ценностных ориентаций, чувства гражданской ответственности, социальной активности учителя. В процессе воспитания педагог воздействует на убеждения личности, а это возможно только при наличии собственных убеждений.

Профессиональная направленность педагога включает интерес к своей профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, конкретным видам педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание формируется в процессе накопления педагогом опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям.

В профессиональные качества входят педагогический долг и ответственность. В пределах своих прав и компетенции учитель обязан оказать помощь детям в любых конфликтных ситуациях. Кодекс педагогической морали обязывает педагога предъявлять к себе повышенные требования, что является особенно актуальным в настоящее время.

Педагогический такт включает в себя и чувство меры, и сознательную дозировку действия, и способность проконтролировать его. Он во многом зависит от личных качеств педагога, его культуры, кругозора, воли и профессионального мастерства.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, отмечает Л.Н. Макарова, является четкость профессиональной позиции ее представителей. Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности, которые являются источником ее активности. Решающими среди факторов, влияющих на выбор профессиональной позиции, оказываются профессиональные установки педагога, индивидуально-типологические особенности его личности, темперамент и характер.

Л.Н. Макарова дает характеристику типичным ролевым педагогическим позициям. Педагог может выступать в качестве:

  • информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм и так далее (например, надо быть честным);


  • друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

  • диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

  • советчика, если он использует осторожное уговаривание;

  • просителя, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь, порой до унижения и лести;

  • вдохновителя, если он стремится увлечь интересными целями и перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя, но всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол, подыгрывание ребенку, превращение его в маленького диктатора или кумира, подкуп, неуважение к личности ребенка.

«Овладеть педагогической профессией можно только на индивидуально-личностном уровне, когда имеются возможности для самореализации личности каждого педагога, то есть для выявления и развития его творческой индивидуальности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей» [2].

Творчество педагога проявляется при решении разнообразных задач, где требуются умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории, используя разнообразные приемы) и другое. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность, – способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Можно выделить следующие признаки креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инертности мышления, высокая потребность в достижении целей, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

В практике социально-культурной сферы чаще всего используются следующие принципы досуговой деятельности:

Принцип «красной линии». Красная линия – это грань риска, грань меры, грань разумного и допускаемого. В отношениях содружества педагога и детей создается демократическая сфера. Переступив эту грань риска, педагог может оказаться в ситуации панибратства, лжедружбы. Нарушения красной линии могут привести к отсутствию субординации. На информационном уровне красную линию обязательно нужно соблюдать в вопросах политики, истории, национальных проблемах, эротики и секса, организации деятельности, связанной с жизнью и здоровьем.

Принцип «могучей кучки». Досуг – это дело коллективное. Для того, чтобы радость коллективной победы была для каждого индивидуальна, необходим соответствующий психологический климат.


Принцип «фельдмаршала Кутузова». Для того чтобы соблюсти этот принцип, необходимо быть терпеливым и ничего не предпринимать в ситуациях, которые могут разрешиться сами. Досуг – это личное дело ребят, и помощь им должна быть оказана только в том случае, когда она им действительно нужна.

Принцип «горы». Если ребенок достиг чего-то, то следующий его продукт должен быть выше по уровню.

Принцип «антиканона». Этот принцип основан на высказывании: «гениев порождает не система, а противостояние системе». Дети не должны ограничиваться рамками принятой взрослыми педагогики.

Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Увидеть доброе в ребенке и опираться на это – в этом заключается этот принцип.

По мнению педагогов Г.Ф. Терещенко и Ю.Т. Минеевой, в последнее время работать с подростками стало труднее. Сегодняшние проблемы школьников есть специфическое отражение кризиса, в котором оказалось наше общество. Утеряны ориентиры социальной жизни, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а новые еще не утвердились. Затруднения в отношениях вызваны и тем, что общество стало сильно меняться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы теряет свою актуальность для новых поколений. Учителя сами должны быть способны к изменениям и не относиться к своему сложившемуся опыту как единственно ценному, уметь понять позицию сегодняшних подростков [3].

12-13-летние подростки стремятся определить свое место в событиях общественной жизни, реально оценить свои возможности. Они испытывают потребность действовать в соответствии со своими убеждениями через поступки, где самостоятельно принятые решения они проверяют посредством реальности нравственных норм, предложенных им в процессе воспитания.

Через собственную интеллектуальную деятельность у ребят идет дальнейший процесс формирования собственных позиций, проявляется стремление познать сложный мир человеческих отношений, самого себя, и все это порождает состояние внутреннего напряжения, которое они скрывают под маской внешней развязности, шутовства и иронии.

Это период поиска и созидания собственного «я». Идет процесс полового созревания, появляются новые потребности, переживания по поводу несоответствия собственных личностных качеств принятым социально-ценным установкам, оценкам окружающих и самооценке. В период социальной адаптации у подростков ярко проявляются индивидуальные особенности, способность к широким контактам с новыми людьми. Иногда они увлекаются внешне престижными атрибутами взрослого поведения, избавляя тем самым себя от внутренней работы по созиданию собственной личности.

Долго и мучительно подростки ищут себя, не могут разобраться, определить свое место во взаимоотношениях с окружающими. Моральные принципы их неустойчивы, отношения с людьми порой непредсказуемы. Педагоги, плохо знающие внутренний мир подростков, часто не могут объективно оценить их поступки, что приводит к сложным ситуациям, отчуждению, личностным конфликтам. В то же самое время ребята активно ищут среди воспитателей тех, с кем можно обо всем поговорить откровенно. Взаимоотношения с педагогами становятся для них ареной для демонстрации новых возможностей в личностном общении, способом выработки отношений со взрослыми людьми в целом.