Файл: Нонконформизм (художественная культура) в Москве и Ленинграде 8090х годов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нонконформизм (художественная культура) в Москве и Ленинграде 80-90-х годов
Содержание

Введение

Глава 1. Нонконформистское искусство Москвы и Ленинграда

1.1. Московский концептуализм и его связь с западным концептуализмом

1.2. Особенности, школы и художники московского концептуализма. Соцарт.

1.3. Основные художники и школы ленинградского нонконформизма с конца 1940-х до конца 1970-х.

Глава 2. Влияние искусства нонконформизма на современное российское искусство

1.1. Ленинградский нонконформизм в 1980-1990-е гг.

1.2. Московский нонконформизм в 1980-1990-е гг.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение
Актуальность исследования.

Современное искусство не является достаточно изученной сферой культурной жизни общества, поскольку сегодня творческое выражение приобрело огромное количество новых форм и сложное смысловое наполнение. Изучение искусства как ничто иное дает понимание о состоянии культуры, ее основных чертах и проблемах, о мышлении и развитии общества. В свою очередь исследование именно нонконформистского искусства позволяет понять отечественное искусство наших дней, поскольку именно неофициальное искусство имеет прямое отношение к современности, так как многие деятели того времени до сих пор имеют влияние на нынешнюю культурную ситуацию, создают новые произведения искусства (Илья Кабаков, Эрик Булатов, Павел Пепперштейн и т.д.), и многие из их работ высоко ценятся на мировом арт-рынке, проходят их временные и постоянные выставки в России и за рубежом: от Русского музея в Санкт-Петербурге до галереи “Тейт Модерн” в Лондоне. Нонконформизм развивался параллельно с историко-политической жизнью общества: особенно бурно в период 70-80-90-х годов, во времена “оттепели”, “застоя” и “перестройки”, когда социально-психологическая обстановка в обществе порождала появление новых форм творчества в противовес закостенелой, утвержденной политике официального искусства, установленным “сверху” политически обусловленным стилям (например, “соцреализм”). Соответственно, с падением советской системы, государственный контроль над искусством спал, и неофициальное искусство начало постепенно выходить из андеграунда и набирать популярность среди широких масс. Нонконформистское искусство, включая акционизм, стало предтечей современного российского искусства, что можно увидеть в работах Я. Гинзбурга, М. Насыбулловой и других молодых авторов.


Степень изученности:

Нонконформистское искусство Москвы и Ленинграда до сих пор остается достаточно фрагментарно изученным. Тем не менее, затронутой теме, а конкретно, неофициальному московскому искусству, были посвящены работы таких учёных как Е.Бобринская, она, с точки зрения семиотического и историко-сравнительного подхода, писала об истоках московского концептуализма и его связь с западным, Б.Гройс, М.Тупицына, В.Тупицын, будучи непосредственными участниками художественных объединений исследовали основные темы и идеи московского нонконформизма. из американских специалистов данной темой занимались, в частности, А.Розенфельд, немецкие исследователи Сабина .Хенсген (группа коллективные действия, акционизм) Сильвия Засс.

Значительный вклад в исследование специфики ленинградского нонконформизма внесли Г.Соколов, А.Михаилович, Е.Андреева, в рамках описательного и семиотического метода данные исследователи изучали ленинградское художественные школы, выставки в 1980-1990-х гг, их взаимосвязь с современной рос культурой)

Цель исследования: определить отличительные черты и особенности художественной культуры нонконформистского искусства Москвы и Ленинграда 80-90-х годов, изучить его основные течения и творческие объединения, выявить причины и предпосылки его становления, а также его влияние на отечественную художественную культуру.

Объектом исследования является художественная культура Москвы и Ленинграда 80-90-х г.г.

Предмет исследования - Искусство нонконформизма в художественной культуре Москвы и Ленинграда 80-90-х гг.

Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:

  1. Определить причины и предпосылки возникновения нонконформистского искусства

  2. Рассмотреть основных представителей, творческие объединения неофициального искусства

  3. Выявить отличительные черты и особенности нонконформистского искусства

  4. Проанализировать влияние искусства нонконформизма на художественную культуру России

Методами для написания курсовой работы послужили: историко-сравнительный, описательный, семиотический
Заключение

В ходе работы над данной курсовой работой было выяснено, что нонконформистское искусство представляет собой кладезь творческого наследия, который уже смело можно назвать важным этапом в истории советского и российского искусства.



Изучено, что причинами формирования нонконформистской культуры стали государственный контроль над культурной сферой общества: установление единого художественного стиля - соцреализма,

Были определены особенности московской неофициальной художественной культуры, такие как тесная связь московского концептуализма с западным, наличие общих принципов и тем (например, “дематериализация искусства”, тема языка и слова в восприятии искусства, идея “ничто”, необычные способы экспонирования произведения искусства)

Также важной чертой является то, что каждое поколение московских концептуалистов отличалось друг от друга тем, что в их творчестве преобладали различные темы, свойственные для их времени. Так, поколение старших концептуалистов (Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров и др.), заставшее “сталинскую” эпоху, предстает более “серьезным”, раскрывает в своих работах больше экзистенциальных проблем, связанных со страхом и свободой. Концептуалисты, формирование которых выпало на годы “оттепели”(Виталий Комар, Александр Меламид, Дмитрий Пригов и др.) в своих картинах затрагивают больше актуальных социально-политических тем. Концептуалисты периода “застоя” (Герловины, Лев Рубинштейн, Андрей Монастырский и др.) выделяются большей схожестью с западным концептуализмом, философскими размышлениями.

Было выявлено, что на московский концептуализм 1980-х, (представленный группой “Мухоморы”, “СЗ”, “Медицинская герменевтика” Иваном Чуйковым, Семёном Фабисовичем, Юрием Альбертом, Никитой Алексеевым и другими) повлияло явление “новой волны”, а в 1990-е гг., главным образом, - распад СССР.

Также было уделено внимание соцарту (представленный Виталием Комаром, Александром Меламидом, Александром Косолаповым и др.), как ироническому пересосмыслению советской идеологии и массовой культуры, а также выставкам, проходившим в 1990-е.

Рассмотрен нонконформизм в Ленинграде, история его развития, основные художественные школы: школа В.В.Стерлигова, О.А.Сидлина, Г.Я.Длугача, группы: “Алеф”, “Орден непродающихся живописцев, “Группа одиннадцати”, “Группа восьми”, “Лестница”, “Одна композиция” и другие. Выявлено, что нонконформистская культура в Ленинграде в большей степени, чем московская, продолжала традиции русского авангарда. В 1980-1990-е ленинградскую неофициальную культуру представляли, например, художники Тимур Новиков, Виктор Цой, Владислав Мамышев-Монро, Георгий Гурьянов, Дмитрий Шагин, Игорь Межерицкий и не только, группы: “Митьки”, “Новые художники”, “Цэнтр Тижолава Изкуства”, “Старый город”, “Эрмитаж”, “Полигон”, “Некрореалисты”, “Боевые слоны”, “Около”, “Остров” и так далее.


Тема не теряет актуальности и по сей день, поскольку с течением времени нонконформистская художественная культура выходит из андеграунда и развивается уже в контексте нашей современности. Соответственно, нонконформистское искусство Москвы и Ленинграда имеет высокие перспективы дальнейшего исследования, в рамках которого планируется подробное изучение творчества других художественных групп и деятелей неофициального искусства 1980-1990-х, а также анализ их влияния на искусство России в 2000-2010-х годах.

Список литературы

  1. Андреева Е.Ю. Угол несоответствия: школы нонконформизма, Москва-Ленинград, 1946–1991. М.: Искусство – XXI в., 2012. 464 с.

  2. Михаилович А. «Митьки» и искусство постмодернистского протеста в России. М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 352 с.

  3. Погорелова И.Ю. Концептуализм как форма художественного сознания ХХ века / И.Ю.Погорелова // Вопросы русской литературы. — 2016. — №1-3. — С.119—126.

  4. Нечаева Е.А. Эстетическая коммуникация в художественной практике Московского концептуализма / Е.А.Нечаева // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. — 2016. — №3. С.223—231.

  5. Кусовац Е. Эволюция московского концептуализма: от раннего Кабакова до позднего Пепперштейна / Е. Кусовац // Quaestio Rossica. — 2021. — Т. 9, № 2. — С. 435-450.

  6. Смирнов И.П. Московский концептуализм и исторический авангард, или Деконструкция деконструкции / И.П.Смирнов // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. — 2021. — №2 (136). — С. 249—268.

  7. Володина А.В. Живопись "арефьевского круга": делезианский подход к исследованию искусства / А.В.Володина // Культура и искусство. — 2017. — №5. С. 94—103.

  8. Бобринская Е.А. Концептуализм. — М. : Галарт, 1994. — 216 с.

  9. Бобринская Е.А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М. : Breus, 2013. — 496 с.

  10. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969—1978.

  11. Светляков К.А. Художественные практики Виталия Комара и Александра Меламида: от производства к медиа / К.А.Светляков // Актуальные проблемы теории и истории искусства. — 2018. — №8. — С.758—778.

  12. Павловской Н. А. Ленинградский нонконформизм и современное искусство Петербурга в новых исследованиях / Н. А. Павловской // Новое литературное обозрение. — 2022. №1. — С. 314—326.

  13. Андреева Е.Ю. Постсоветское искусство 1990-х – начала 2000-х между историей и ностальгией / Е.Ю. Андреева // Международный журнал исследований культуры. — 2019. — №3. — С. 114—127.

  14. Соколов Г.А. Ранний период неофициального искусства: Ленинградский контекст / Г.А Соколов // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. — 2019. — №S1. — С. 90—94.

  15. Дёготь Е. Ю. Русское искусство XX века — М.: Трилистник, 2000. — 224 с.

  16. Юрий Альберт. Московский концептуализм. Начало. Приволжский филиал ГЦСИ, 2014. — 272 с.

  17. Суворов Н.Н. Галерейное дело. Обращение произведений искусства: Учебное пособие. — Спб.: Лань; Планета музыки, 2015. — 288 с.

  18. Комягин Н.В. Образы советского быта в творчестве художников «Второго русского авангарда» / Н.В.Комягин // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2015. — №1. — С. 93— 96.

  19. Андреева Е.Ю. Игра “Новых художников” / Е.Ю. Андреева // Искусствознание. — 2018. — №3. — С. 208—235.

  20. Соколов Г. Неофициальное искусство Ленинграда: круг свободы. М.: Слово/Slovo, 2021. — 256 с.