ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 327

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Туризм высокодоходная отрасль экономики - но пока только теоретически. Феномен туризма в правовой сфере состоит в том, что он регулируется практически всеми основными отраслями законодательства. И только там, где государство проводит в жизнь надлежащую государственную политику в отношении туризма, формирование экономико-правовых принципов регулирования этих видов деятельности и обеспечение устойчивого развития туризма, успех в туризме налицо, что подтверждается фантастическими доходами отдельных стран от туристской деятельности (США, Франция, Испания).

Таким образом, государственное регулирование туризма - важное звено в экономике страны, поэтому центральное место в Законе о туризме занимает глава "Государственное регулирование туристской деятельности".

Принцип государственной поддержки туризма включает две составляющие: социальную и экономическую. Социальная составляющая заключается в развитии социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста. Экономическая составляющая предполагает развитие туризма и его индустрии как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации, что напрямую влияет на состояние бюджетов субъектов РФ. В связи с этим приоритетными направлениями туризма государством признаются внутренний, въездной, социальный и самодеятельный туризм.

Принцип формирования представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, прежде всего связан с укреплением связей между государствами и развитием национальных туристских ресурсов.

Принцип поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений заключается в разработке нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, принятии мер по обеспечению безопасности туристов и туристских организаций, введении механизмов реализации прав и законных интересов субъектов туристской деятельности, установлении мер административной, гражданской и уголовной ответственности за нарушение прав и свобод туристов и туристских организаций.


Среди основных целей государственного регулирования превалируют основные конституционные принципы и постулаты, реализации которых призваны служить все нормативные правовые акты РФ, - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды, развитие международных контактов. Другие цели выражают сущность туризма и его основное предназначение - создание новых рабочих мест, увеличение дохода государства, сохранение и развитие туристских ресурсов.

Каждое государство, учитывая интересы нации, устанавливает приоритетные направления туристской деятельности.


В общем случае туризм - один из важнейших способов физического и духовного оздоровления нации, залог ее возрождения, возможность реализации конституционных прав граждан на отдых и досуг институтами туризма. Поэтому внутренний туризм, как правило, имеет высший приоритет и соответственно поддержку государства. Следует иметь в виду, что далеко не большая часть населения имеет возможность участия в выездном туризме по различным признакам, среди которых экономические - не первые.

Государственное регулирование туристской деятельности в соответствии с Законом возложено на федеральный орган исполнительной власти. Указом Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" было образовано Федеральное агентство по туризму РФ. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 утверждено "Положение о Федеральном агентстве по туризму".





















Лекция 2 Права и обязанности туриста


1. Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

1.1. необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды. Во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет турфирма при заключении договора. Данная информация должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения потребителя на русском языке. Информация об исполнителе включает информацию о фирменном наименовании исполнителя, месте его нахождения (юридический адрес) и режиме работы. Поскольку теперь туроператор должен получить свидетельство о внесении записи в Единый федеральный реестр туроператоров, турфирмой должна быть предоставлена информация о номере свидетельства, сроке его действия, а также об органе, выдавшем это свидетельство.

Информация об услуге в обязательном порядке также должна содержать цены и условия приобретения услуг, место нахождения (юридический адрес) исполнителя, правила и условия эффективного и безопасного использования услуги.

Вся перечисленная информация должна содержаться в предлагаемых туристу документах: в договоре, в туристской путевке и информационном листке.

1.2. свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.

1.3. обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. Понятие безопасности предоставляемой услуги включает обеспечение сохранности имущества потребителя. На протяжении всей поездки турфирма обязана обеспечивать сохранность имущества туриста. В каждой гостинице независимо от ее категории должен быть замок с внутренним предохранителем; такие услуги, как хранение ценностей в сейфе администрации и хранение багажа.


1.4. возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи.

1.6. беспрепятственный доступ к средствам связи.


2. Обязанности туриста

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

2.1. соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

2.2. сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

2.3. соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;


Выполнение этих обязанностей возможно только в случае получения от турфирмы необходимой и достоверной информации о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды. Таким образом, обязанности туриста ставятся в прямую зависимость от предоставленной ему турфирмой при заключении договора информации. Поэтому в случае непредоставления туристу указанной информации он не может рассматриваться как нарушитель соответствующих правил.

2.4. соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

2.5. Выполнять условия договора до начала путешествия (речь идет о профилактических прививках от инфекционных заболеваний при предполагаемых поездках в страны (места) с повышенным риском таких заболеваний). В соответствии со ст. 432 ГК РФ эта обязанность туриста должна рассматриваться как необходимое условие договора. Турфирма, предоставившая услугу без подтверждения в установленном порядке выполнения туристом указанной обязанности, не несет ответственности перед туристом за причиненный вред, поскольку он возник по вине самого туриста, не выполнившего своего обязательства, предусмотренного законом.


2. Судебная защита прав туриста

Если говорить о судебных спорах между туристами и туристскими фирмами, то подавляющее большинство поступающих в суды исков предъявляется в связи с ненадлежащим качеством оказанных услуг и недостоверной информацией о них. Ведь именно право потребителя на качество и право на информацию чаще всего нарушаются туристскими фирмами.

Такого рода иски связаны чаще всего с поселением потребителей во время путешествия в средствах размещения, не соответствующих условиям договора, либо предоставлением недостоверной информации о средствах размещения.


В рамках подобных исков туристы, как правило, предъявляют требования об уменьшении цены оказанной услуги либо о возврате всей уплаченной за туристскую путевку суммы.

Нередки случаи, когда граждане, которые были вынуждены самостоятельно оплатить не предоставленные им во время путешествия либо некачественно оказанные услуги, требуют впоследствии в суде возмещения расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами.

Практически во всех исках, связанных с ненадлежащим качеством оказанных услуг либо ненадлежащей информацией, помимо основных исковых требований имущественного характера (об уменьшении цены услуги, возмещении расходов по устранению недостатков третьими лицами и т.п.) содержится и требование о компенсации морального вреда.

Несмотря на то что законодательство предусматривает право потребителя потребовать уплаты неустойки за нарушение сроков удовлетворения законного требования потребителя (3% цены услуги за каждый день просрочки, но не более всей цены услуги), граждане крайне редко включают и предъявляют данное требование в иске. Вероятно, это является причиной слабой популяризации возможности потребовать неустойку в публикациях, содержащих рекомендации для туристов, чьи права нарушены.

Удовлетворение иска или отказ в удовлетворении иска судом прежде всего зависит от того, счел ли суд услугу оказанной с недостатком или предоставленную информацию об услуге ненадлежащей. В свою очередь, мнение суда складывается исходя из предоставленных сторонами доказательств. Поскольку бремя доказывания обстоятельств лежит на той стороне, которая на соответствующие обстоятельства ссылается, туристу приходится доказывать ненадлежащее качество услуги и предоставление ненадлежащей информации. В случае, если такие доказательства отсутствуют или признаются судом недостаточными, следует отказ в иске. Однако предоставление доказательств туристом само по себе не является единственным основанием для удовлетворения иска. Помимо этого непременно возникает вопрос, а является ли тот факт, который турист считает свидетельством недостатка услуги, действительно таковым. В случае когда турист настаивает на том, что ему была предоставлена неполная информация об услуге, возникает спор, обязана ли была туристская фирма предоставлять информацию, которой туристу оказалось недостаточно. При решении данных вопросов выясняется, что критерии недостатков туристской услуги, а также перечень информации, которую обязан предоставить потребителю исполнитель, в законодательстве крайне ограниченны и сведены к минимуму.


Закон РФ "О защите прав потребителей", если рассматривать его применительно к отношениям между туристом и туристской фирмой, предусматривает право потребителя, которому была оказана услуга с недостатками, потребовать по своему выбору:


безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги. Разумеется, что устранения недостатков можно потребовать лишь при оказании туристской услуги, однако турист редко может рассчитывать на удовлетворение такого требования. По возвращении из путешествия предъявлять такое требование уже не имеет смысла;

возмещения расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами.

Например, нередки случаи, когда при поселении туриста в гостинице категории, ниже предусмотренной в договоре, гражданин оплачивает за свой счет гостиницу, соответствующую согласованной с турфирмой категории, и по возвращении из путешествия требует возмещения данных расходов. Однако, чтобы воспользоваться подобным правом, турист должен располагать в путешествии немалым количеством свободных денежных средств. Поскольку большинство граждан тщательно рассчитывают те деньги, которые могут потребоваться в поездке, затраты денежных средств на проживание в другой гостинице означают снижение эффективности отдыха и, как следствие, причинение туристу нравственных страданий, наличие которых позволяет требовать по возвращении компенсации морального вреда;

повторного безвозмездного оказания услуги. Если исходить из логики данной нормы, можно прийти к выводу, что, даже если в номере туриста оказался сломанным кондиционер, он по возвращении вправе потребовать безвозмездно отправить его вновь в такое же путешествие. Однако, как уже было сказано выше, данное требование в суде туристами практически не предъявляется;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Можно сказать, что данное требование является самым разумным и справедливым как для нарушителя, так и для того, чье право нарушено. Однако при применении данной нормы часто возникает вопрос о том, что понимать под соответствующим уменьшением цены, т.е. на какую сумму уменьшать цену услуги в каждом конкретном случае. Если туристу предоставляется услуга дешевле той, которая должна была быть оказана, рассчитать уменьшение цены услуги не представляет труда. Однако остается неясным, как уменьшить цену услуги, если гостиница, в которую поселили туриста, оказалась расположена не в 100 метрах от моря, как было предусмотрено в договоре, а в 2 километрах, и т.п. В связи с этим судьи вынуждены уменьшать цену услуги исключительно по своему усмотрению, не опираясь при этом на какие-либо нормы и обычаи делового оборота.

Помимо перечисленных требований потребитель вправе потребовать расторжения договора об оказании услуги (при наличии существенных недостатков услуги или иных существенных отступлений от условий договора либо при нарушении исполнителем сроков удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков услуги). И нередко подобные требования предъявляются туристами после возвращения из путешествия, несмотря на использование ими всего комплекса предоставленных услуг.