Файл: Из истории ландшафтного искусства. Профессии, связанные с ландшафтным дизайном.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Из истории ландшафтного искусства. Профессии, связанные с ландшафтным дизайном».
Цель: ознакомить с понятием и историей ландшафтного дизайна, ознакомить со стилями ландшафтного дизайна, ознакомить с профессиями связанными с ландшафтным дизайном, расширить кругозор в искусстве ландшафта, развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать.
Ход урока.
1.Вводно-мотивационный этап урока.
А) знакомство с разделом, темами,
Б) темы для презентаций.
2.Операционно-познавательный этап урока.
А) изучение нового материала
-история ландшафтного дизайна,
-классические приемы оформления ландшафта,
-профессии ландшафтного дизайна
Б) закрепление изученного материала (фронтальный опрос):
-Что общего в стиле Древнего Рима и в регулярном стиле?
3. Оценочно-рефлексивный этап урока.
А) итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Что запомнилось?
- О чем хотелось бы узнать еще?
Б) домашнее задание: - записи в тетради,
- составление презентаций по выбранной теме.
Ландшафтный дизайн
«Счастье дорожить прекрасным.
Счастье стремиться к прекрасному.
Счастье дарить прекрасное.
Счастье создавать прекрасное.»
Софу Тэсигахар
Культура ландшафтного дизайна развивается с каждым днем все больше и больше. На выставках демонстрируются новые дизайнерские идеи, строительные фирмы предлагают огромный ассортимент строительных материалов на любой вкус, а питомники стремятся приобрести все больше новых и интересных сортов и видов растений. Это можно объяснить растущим спросом людей иметь грамотно организованное место, как для отдыха, так и для работы. Любому человеку приятно жить в красивом месте и наслаждаться природой.
Основной характерной особенностью ландшафтного дизайна и архитектуры являются «живые строительные материалы» - вода, растительность, камни, почва, особенности природного рельефа и даже животного мира. Главная задача при создании ландшафтных композиций - гармонично соотнести и употребить эти материалы в совокупности с искусственной средой. В зависимости от этого созданный ландшафт каждый сезон будет динамично развиваться и приобретать новую, загадочную и удивительную форму. Впервые термин «ландшафтный дизайн» появился чуть больше чем сто лет назад в США, когда там началась закладка первых национальных парков, но это не означает, что история ландшафтного искусства такая короткая. Отнюдь, своими корнями она уходит в далекое прошлое и
имеет богатый опыт и бесценное наследие, которое дошло до наших дней. Первые садовые и полевые опыты (приблизительно 10 тыс. лет назад) возникли в долинах Междуречья. Там появились одни из первых очагов коренного земледелия. Затем появились и другие (Эфиопский, Среднеазиатский, Индийский, Китайский, Среднеземноморский, Индонезийский, Западносуданский, Мексиканский, Перуанский) очаги земледелия, так возникли первые антропогенные ландшафты (это ландшафт, созданный человеком или природный ландшафт подвергнувшийся сильному изменению). Затем эти очаги земледелия стали и основными населенными центрами и люди больше внимания стали уделять эстетической части ландшафта.
Создавались сады для отдыха и целые комплексы озеленения, но стоит учитывать, что это делалось преимущественно знатными особами или в религиозных целях. Уже в то время ценились три основные вида человеческой деятельности - наука, техника и искусство.
Именно эстетическое восприятие ландшафта оказывает самое сильное влияние на человека, поэтому не удивительно, что всегда стремились выделить чем-либо сад или поразить сдержанной красотой. Ландшафтный дизайн – это искусство, которое является отображением культуры общества, которое его создало, например, академик Д. С. Лихачёв подходит «к садовым стилям, как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны». (Д. С. Лихачёв, Поэзия садов, Ленинград, 1982). Ландшафтная архитектура – это огромное творческое и общекультурное наследие всех людей.
Область садово-паркового искусства включает в себя множество видов работ. Начиная от разработки простого цветника и до проектирования опытными ландшафтными дизайнерами озеленения города. Сегодня можно на улице залюбоваться витиевато выполненным цветником, который так удачно дополняет местность. А как же не сказать про модное «озеленение крыш», с помощью которого не только экономится городская площадь, но и создается место для отдыха жителей дома или работников офисов. С каждым годом преображаются сады и парки прошлых лет, производится создание новых.
История ландшафтной архитектуры
О древности ландшафтного искусства мы можем судить по немногочисленным раскопкам археологов и исследованиям историков. Из анализа их работы можно сделать вывод, что ландшафтная архитектура, в виде декоративного садоводства, появилась на ранних этапах развития человечества и связанна с развитием материальной и духовной жизни общества. В Шумере, Ассирии и Вавилоне ещё за 20 веков до н. э. существовали города с правильным геометрическим планом улиц и системой каналов.
Древнейшие из известных садов находились в Египте. Они принадлежали знатным вельможам либо фараонам, либо жрецам. Это были регулярные сады с бассейнами, декоративными насаждениями и зонами для отдыха. Уже тогда начали применяться эффектные элементы ландшафтного планирования, например «Аллеи сфинксов», аллеи из пальм. (
Для Древнего Египта характерны следующие черты:
- широкие улицы имели прямоугольный рисунок, соединяющий дворцы и храмы;
- применение аллей из пальм и рядовых посадок; использование экзотических растений (инжир, гранат, розы, жасмин), ценились деревья, дающие благовонные масла, из травенистых распространены гвоздики, васильки, маки;
- ближе к храмам устанавливались фигуры сфинксов;
-наличие водоемов (иногда это главная часть сада).
Известны всему миру Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, которые считаются одним из семи чудес света. Строительство их велось приблизительно в VII в. до н. э. На месте раскопок были обнаружены массивные кирпичные столбы, на которых, по всей видимости, находились сами сады. (Слайд №7)
Для Ассиро-Вавилонского садово-паркового строительства характерно:
- строительство храмов и дворцов велось на искусственно созданных насыпных платформах;
- выступающие края платформ озеленялись, образуя висячие сады (озеленение по вертикали).
Относительно больше информации имеется об античном мире градостроительства, ландшафтной архитектуры и садоводства (VIв до н.э. – IVвнэ.).
Акрополи, театры, форумы, террасы агор как бы вырастают из ландшафта. Умело используются открытые пространства для создания площадей, рассчитанных на большое количество людей. Например, Афинский акрополь выглядит как скульптурное завершение скалы, на которой он расположен.
Известно, что греческие сады устраивали часто в учебных заведениях - для размышления и созерцания природы. Существуют упоминания о садах Александрии, Олимпии, Афин и других городах. Особенностью их ландшафтного виденья можно считать стремление повторить природные контуры композиций, постараться не вмешиваться в природную красоту и ничего не нарушать. Греки также умело использовали вертикальное планирование своих площадей – агор. Они рассекали пространство с помощью низких подпорных стенок, протяженных лестниц, и изящных границ зданий. Иногда вдоль улиц ставили статуи выдающихся людей (примером может служить улица Куретес в Эфесе), а к числу известных памятников можно отнести статую Афины Промахос на Афинском Акрополе и знаменитый Колосс Родосский.
Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озелененных территорий:
- Священные рощи – герооны (посвящались героям и носили мемориальный характер), это лесные массивы с источниками, скульптурами, архитектурными сооружениями;
- философские сады предназначались для ученых бесед и занятий;
- зеленое оформление городских площадей, улиц складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и сооружений;
- частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер, в них широко использовались цветочные растения.
Основной принцип – функциональность насаждений. Понятие о красоте складывалось исходя из полезности и качества самого устройства.
Римское садово-парковое искусство отличается от греческого многими элементами, например, они использовали монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях, то есть они как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразных декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов. Свидетельством высокого развития ландшафтной архитектуры может являться тот факт, что на рубеже нашей эры родственник императора Августа Агриппа возвел в Риме большие термы (банные комплексы) с садами, построил около 700 бассейнов, 500 фонтанов и акведуки. Даже до сих пор многие мосты и акведуки служат для транспортных перемещений. Многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало в античности и служат основой создания искусственной среды.
В садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы — перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции — сад-ксист, сад-ипподром и сад-перистиль.
- Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома.
- Сад-ипподром был заимствован из Греции. Он представлял собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.
Сад перистиль — жилой дом, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветниками и снабженные водой.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
- совершенствование приемов Античной Греции и создание своих(фигурная стрижка, использование скульптуры в
убранстве садов, пергол, аллей);
- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады-ипподромы, сады при виллах);
-отсутствие композиционного единства в садах.