ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 3767
Скачиваний: 1
«Постановка — творческий процесс создания драматического, оперного и балетного спектакля, циркового представления, эстрадного обозрения, а также кинофильма. Постановка осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, который включает: идейное истолкование (интерпретацию) пьесы; характеристики отдельных персонажей; определение необходимых стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения; решение спектакля во времени: ритм и темп спектакля; решение спектакля в пространстве: мизансцены, планировки; определение характера и принципов оформления» [2].
Далее охарактеризуем понятие «умение». «Умение — это освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания» [5, с. 359].
Таким образом, музыкально-постановочные умения режиссера, на наш взгляд — это освоенный способ подбора музыкального оформления для драматургии конкретного спектакля, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний о музыке, развитостью музыкальных и музыкально-режиссерских способностей, осведомленностью о психологических законах воздействия музыкального искусства на восприятие зрителя и навыков работы с музыкальным материалом. Исходя из определения, мы видим необходимость развития музыкально-постановочных умений режиссера, которые найдут свое отражение в художественном и адекватном подборе музыкального оформления и грамотной его фиксации в музыкальной партитуре сценария.
Для формирования данных умений необходимо развитие музыкально-режиссерского слуха, овладение способами музыкально-режиссерского анализа, элементами нотной грамоты и общими музыкальными знаниями.
Одним из важных компонентов формирования музыкально-постановочных умений является осведомленность режиссера в области драматургических возможностей музыки в театрализованном представлении.
Для того чтобы более подробно осветить и раскрыть драматургические функции музыки в театрализованном представлении, необходимо обратиться к характеристике понятия «музыкальная драматургия». Каждое произведение, которое получает сценическое воплощение, имеет свою драматургию. Драматургия — это «столкновение и взаимодействие различных характеров в их развитии» [8, с. 26]. Театрализованное представление характеризуется наличием двух драматургий: сценарная драматургия и музыкальная драматургия.
Сценарная драматургия определена литературным текстом, который описывает событийную последовательность, ситуации, в которых проявляют себя и развиваются характеры персонажей. Музыкальная драматургия театрализованного представления складывается из столкновения различных музыкальных характеристик и их развития, которыми наделены действующие лица, события и ситуации. Музыкальная драматургия театрализованного представления близка музыкальной драматургии произведений музыкально-сценического жанра (опере, балету, оперетте).
«Музыкальная драматургия — система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие основы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определенная последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитии, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства соответственно природе их выразительных средств. В опере происходящее на сцене выражается музыкой, то есть пением действующих лиц и оркестром. В балете, танцем, пантомимой и оркестром. Вместе с тем и в том и в другом случае музыка является главным обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отдельные ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет все скрытые стороны поведения действующих лиц, их сложные внутренние взаимоотношения, часто непосредственно выражают главную идею произведения. Ведущая роль музыки в опере и других видах музыкально-драматического искусства определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы. Специфика музыкальной драматургии проявляется в большей сжатости и лаконизме либретто в сравнении с литературной драмой. Еще более условный и обобщенный характер свойственен балетному сценарию, поскольку язык жестов и пластики не обладает той степенью дифференцированности и смысловой определенности, которые присущи словесной речи. Существуют смешанные формы музыкальной драматургии, соединяющие элементы оперы и словесной драмы (оперетта, зингшпиль)» .
Проанализируем драматургические функции музыки в театрализованном представлении, предложенные Л. М. Марголиным в работе «Музыка в театрализованном представлении»
1) функция создания эмоциональной атмосферы действия.
Данная функция позволяет режиссеру создавать и корректировать эмоциональный строй театрализованного представления средствами музыкального искусства.
Технология создания единого настроения театрализованного представления включает в себя достаточное внедрение в ткань театрализованного представления музыкальных произведений необходимого настроения (количественная сторона), определение участка театрализованного представления для внедрения музыкального материала (узловой, второстепенный, проходящий моменты), подбор выразительной, яркой, глубинно-эмоциональной музыки.
Эмоциональное развертывание театрализованного представления средствами музыки бывает двух основных видов — это создание настроения идентичного сюжету и создание настроения контрастного сюжету.
2) функция создания национального колорита и колорита эпохи.
Данная драматургическая функция музыки является одной из самых основных. Заключается в создании при помощи музыкального материала национального колорита, колорита эпохи, обозначении места и времени действия. Ярко выраженные национальные или стилистические черты музыки усиливают достоверность происходящего на сцене.
Говоря об этой драматургической функции музыки, необходимо особо отметить возможности песни в её реализации. По словам Л. М. Марголина, именно песня «как ни один другой из музыкальных жанров обладает временной чуткостью, точно и емко выражает и психологию, и настроение, и всю неповторимость того времени, которому она посвящена» .
Применение песенного жанра в режиссерской практике для реализации характеризуемой драматургической функции музыки ограничено. Используется весьма неширокий спектр песенного материала. Это связано со сложившимися штампами и стереотипами, а также с узостью режиссерского кругозора в области музыкального искусства.
3) функция создания характеристики.
Эта функция проявляется в том, что участие музыки в театрализованном представлении содержит в себе элементы характеристики. Объектами музыкальной характеристики могут являться: человек, его душевный мир, темперамент, характер и т. д., а также группа людей, участники и свидетели тех или иных событий.
Существуют два вида музыкальных характеристик: непосредственно создающие образ и косвенно создающие образ (по отношению персонажа к музыке). Первый вид может реализовываться при использовании различных типов театральной музыки, как сюжетной, так и условной. Второй вид может прибегать только к сюжетной музыке, так как у действующих лиц есть возможность реагировать на нее только при условии её восприятия.
Известны также основные приемы применения музыкальной характеристики, используемые режиссерами в практике театрализованного представления: самохарактеристика (музыка исполняется самим героем), косвенная характеристика (реакция на звучащую музыку), музыка, описывающая принадлежность событию, комическая характеристика.
4) функция изображения внутреннего действия и состояния.
Актерскими выразительными средствами, раскрывающими внутренний мир действующих лиц, являются жест, слово, поступок. К неактерским средствам относится музыка. В сочетании с актерскими, она может передать и отразить чувства, переживания и размышления героя, не передающиеся словесно, причем в ярко-эмоциональном исполнении. В данном случае музыка является средством материализации чувств героя или группы лиц.
5) функция обобщения через музыку.
Данная функция заключается в раскрытии при помощи музыки основного замысла произведения. Обобщающая функция всегда тесно связана с режиссерским отношением к происходящему. К основным видам музыкальных обобщений относятся контрастное (наиболее яркое) и резюме (музыка едина с образным содержанием, выражает сквозную линию).
6) темпо-ритмическая функция создания.
Термин «темпо-ритм» определяет один из важнейших моментов сценического творчества. Сценический темпо-ритм — это темпо-ритм действия, от самого малого (простого физического движения) до самого большого (сквозного действия спектакля).
Ритм внутренней жизни актера на сцене определяет собой ритм его физического поведения. В музыке ритм выражен ритмическим рисунком. Введение режиссером музыки в сценическое действие дополняет его видимые, ощутимые ритмы или вскрывает невидимые, придавая всему большую ритмическую определенность.
Сущность музыкального ритма заключается в том или ином чередовании звуков одинаковой или разной длительности, соотносимых со временем. Основой ритма пластического движения является пространственное расстояние, преодолеваемое за ту же единицу времени. Общей точкой соприкосновения является — время, соответствие звуков и перемещения различных предметов в пространстве.
Музыка в театрализованном представлении, может оказывать влияние на темпо-ритм постановки в двух вариантах. Первый вариант — когда музыка и действие имеют одинаковый темпо-ритм. К этому варианту можно отнести: музыку, сопровождающую сцены, имеющие выраженный ритм движения (строевой шаг, танцевальные номера), усиливающую динамику, скорость движения (погоня, состязание, бег). Второй вариант — когда музыка и действие имеет разный темпо-ритм. В данном случае музыка может создать видимость более быстрого, чем на сцене или, наоборот, более медленного движения.
Эмоциональная и динамическая сторона музыкального движения должны образовывать неразрывное единство.
7) функция создания лейтмотива.
Большие возможности в музыкальном оформлении принадлежат функции создания лейтмотивов. Лейтмотив — повтор музыкальных тем, сквозное их звучание. Лейтмотив сопровождает неоднократное появление действующего лица, повторение события или упоминание о нем. Важным принципом применения лейтмотива является его связь с действием, сам по себе он не имеет смысла.
8) функция создания контраста.
Ярким приемом применения музыки в театрализованном представлении является принцип контраста. Заключается он в движении музыки по внутренней, скрытой линии подтекста, психологического, скрытого содержания. Музыка в таких случаях не непосредственно раскрывает состояние героя, а своим эмоциональным содержанием как бы противоречит ему, выражая чувства, диаметрально противоположные тем, что переживет в данный момент персонаж.
Музыка может звучать в контрасте с различными компонентами представления: с оформлением, с действием.
Знание основополагающих драматургических функций музыки позволяет режиссеру отойти от механического применения музыкального материала при постановке зрелищных видов искусства. Так как формализм в данном вопросе лишает специалистов в области режиссуры возможности использовать богатый потенциал музыкального искусства, заключающийся в его эмоциональном воздействии на духовный мир зрителя. Осведомленность в области драматургических возможностей музыки приучает режиссера к обдуманности и обоснованности действий, связанных с составлением музыкально-шумовой партитуры постановки, что постепенно позволяет выработать музыкально-постановочные умения и, в конечном итоге, повышает качество режиссерского продукта.
ВОПРОС 40. Художественный образ
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ создаётся автором для максимально полного освоения художественного мира произведения. В первую очередь через художественный образ читатель раскрывает картину мира, сюжетно-фабульные ходы и особенности психологизма в произведении.
Художественный образ диалектичен: он объединяет живое созерцание, его субъективную интерпретацию и оценку автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
Художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства.
В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.
В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное приувеличенное, приуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора» (термин К. Кедрова). Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.