Файл: Психогеометрические хар-ки личности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то холод­ная, то мутная, то теплая.

Л. Толстой


§ 1. КВАДРАТНЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА

Речь "квадрата" - логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая (без эмоций), высокий голос, речевые штампы, точная профессиональная терминология.

Язык тела - скованные, напряженные позы ("зажатость"), скупые движения, точные жесты, медленная, "солидная" походка, бесстрастное лицо, деланный или "нервный" смех.

Основные психологические характеристики поведении - "Квадраты" никогда не опаздывают на встречи. Им свойственны пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналнтичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, цифры, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, упорство при решении задачи, настой­чивость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, терпеливость, твердость в решениях, эмоциональная холодность.

Внешний вид - консервативный, опрятный, сдержанный, строгий, неяркий.

Коммуникант -"квадрат" имеет, как правило, деловой внешний вид. Задает очень конкретные вопросы с целью выяснить подробно, получить дополнительный комментарий. Требователен к точным определениям слов, понятий. Не любит громкой и быстрой речи предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий человек. Если предполагаются практические действия, то требует четких и подробных инструкций. Следит за регламентом. Менеджеру, юристу в общении с "квадратом" необходимо быть серьезным и соблюдать правила делового этикета. В разговоре должна быть жесткая логика и последовательно структурированный материал, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу информацию следует представлять корректно, цифры и факты должны быть точными, со ссылкой на источник.



§ 2. ТРЕУГОЛЬНЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА

Речь "треугольника" - логичная, ясная, краткая, ориентирована на суть проблемы, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая, голос невысокий, громкий, жаргонные слова, остроты, язык арго.

Язык тела - ненапряженная поза, плавные, уверенные движе­ния, широкие выразительные жесты, уверенная, энергичная поход­ка, непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд, вла­стное рукопожатие.

Основные психологические характеристики поведения. Тре­угольник склонен к лидерскому поведению, честолюбив, имеет ус­тановку на успех, на победу, прагматичен, способен концентриро­ваться на цели момента, ориентирован на суть проблемы, уверен и себе, решителен, импульсивен, склонен к риску, энергичен, смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив, остроумен, контактен, предрасположен к манипулированию.


Внешний вид - модный, шикарный, соответствует ситуации, до­рогие вещи, ухоженный, холеный.

Коммуникант-треугольник" имеет, как правило, уверенный внешний вид. Он всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. Проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, моментальная оценка ситуации и мгновенная реакция (иногда довольно ядовитая). Рассказ предпочитает чтению или просмотру документов, материалов. Создает впе­чатление власти над людьми, неопытных партнеров может подавить своей персоной, высказываниями, комментариями, историями из своей профессиональной жизни.

В общении с "треугольником" коммуникатору необходимо всем (поим видом демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь коммуникатора должна быть четкой и лаконичной, информа­ция должна носить ярко выраженный практический и прагматиче­ский характер. "Треугольники" много учатся на престижных семинарax, поэтому их нужно удивлять инновационными сведениями. 11,слесообразно соблюдать регламент и делать своевременные переры­вы. К "треугольникам" во время общения нужно проявлять внимание. Будьте готовы к тому, что они будут вас перебивать, вступать в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого пре­имущества. Используйте их лидерский потенциал целесообразно.


§ 3. КРУГОВОЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА

Речь "круга" — непоследовательная, как правило отклоняющая­ся от главной темы, эмоциональная, расслабляющая, плавная, скорее медленная, чем быстрая, голос сочный, густой, скорее низкий. "Кругу" свойственны восторженные оценки, комплименты, вместо "Я" зачастую говорит "МЫ".

Язык тела - расслабленная поза, свободные, плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки, "зеркальное" поведение, минимальная социальная дистанция. У не­го жизнерадостная походка, легко подстраивающаяся под походку другого, подчеркнуто доброжелательное приветствие.

Основные психологические характеристики поведения. "Круг" имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжела­телен. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопе­реживанию, хорошая интуиция, спокойствие, уступчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению. Он доверчив, ! ориентирован на мнение окружающих, нерешителен, слабый "политик", ; болтлив (любит посплетничать), способен уговаривать, убеждать других, тяготится жестким регламентом, любит гибкий распорядок дня.

Внешний вид: мужчина - неофициальный, часто без галстука, Небрежен, моложав; женщина — неизысканна, женственна, полная.

Коммуникант - "круг" часто в общении первым устанавливает Контакт. В ход идет приятная улыбка, комплименты и все остальное из коммуникативного ассортимента. Деловые встречи он часто ис­пользует как возможность общения. На совещании никогда не са­дится отдельно от других людей, так как ему нужен партнер, с кото­рым он будет обмениваться репликами, впечатлениями. Наряду с вопросами по информации предметного характера часто задает ру­ководителю, юристу вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все "коммуникативное пространство", умолкает на время лишь в момент принятия решения.


Коммуникатору в 'общении с "кругом" лучше использовать не­принужденную беседу. Если нужно вызвать практический интерес "круга" к информации, то лучше всего ссылаться на свой собствен­ный опыт. Кроме того, он с удовольствием рассказывает о себе, ему можно задавать вопросы личного характера. Для "круга" важно чув­ствовать себя уютно: мягкие кресла, теплое помещение, вниматель­ное, доброжелательное отношение и демонстрация уважительного отношения к нему просто как к человеку.

Очень важно в общении с "кругом" устанавливать обратную связь, то есть задавать вопросы на уточнение, на понимание или проверять, правильно ли он понял вашу информацию, при этом ки­вок головой со стороны "круга" вовсе не означает, что он вас понял или уловил суть сказанного. "Круг" чрезвычайно редко жалуется, и, если он это делает, тому есть серьезная причина.


§ 4. ЗИГЗАГОВЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА

Речь "зигзага" - непоследовательная, ассоциативная, яркая. образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая, богатые голо­совые вариации, восторженные оценки, богатая лексика, жаргон,

остроты.

Язык тела - ненапряженные, быстро меняющиеся позы, быст­рые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика, "всевидящий" взгляд, манерность.

Основные психологические характеристики поведения. "Зигзагу" свойственны жажда изменений, креативность, концептуальность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, установка на новое, философия бунтаря, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство настроения, поведения и отношений, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, остроумие.

Внешний вид - растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный. Женщины - разнообразны, небрежны, экстра­вагантны, иногда супермодны.

Коммуникант-"зигзаг" - относится к людям импульсивного ти­па. Они без всякого стеснения и сожаления могут уйти с совещания, собрания, если предлагаемая информация их не устраивает с пози­ции содержания, качества чтения доклада, способов взаимодействия. "Зигзаг" постоянно куда-то спешит, порой создает­ся впечатление, что он случайно попал на встречу. Ему свойственны быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому, по­рой он задает вопросы не дожидаясь на них ответа. Быстро и откро­венно оценивает партнера, коллег, ситуацию. В момент принятия решения погружается в себя.

Коммуникатор в общении с "зигзагом" должен говорить быстро, кратко и по существу, допускаются шутки, юмор, остроты, однако они должны быть целесообразными и уместными. "Зигзагу" нужно уделять постоянное внимание; если он работает успешно, то следует его публично отмечать, хвалить его за успехи, демонстрировать его преимущества. "Зигзаг" с удовольствием участвует в творческих заседаниях. Чем больше творчества и инновационной деятельности, тем больший интерес к работе он проявляет. Вместе с тем, эмоцио­нальные "зигзаги" не всегда срабатываются с "квадратами", поэтому следует более грамотно распределить задания и роли в команде. Не­обходимо также помнить, что источник стресса у "зигзага" - это | скучная, однообразная работа, недостаток внешних побуждений. Доброжелательность и чувство юмора помогут в общении с ним.



§ 5. ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА

Речь "прямоугольника" - неуверенная, неясная, сбивчивая, Эмоциональная, аритмичная, с "паузами нерешительности", скоро­говорками; колебания громкости и высоты тона, высокий, срываю­щийся голос, междометия, "слова-паразиты", путаные вопросы.

Язык тела — неуклюжий, резкие, отрывистые движения, неуве­ренные, незаконченные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, как правило часто краснеет.

Основные характеристики поведения. "Прямоугольнику" свойственна изменчивость, непоследовательность, неопределен­ность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость (до безрассудства), низкая самооценка, не­уверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, за­бывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, "барсучья психология", имитация поведения других людей ("примеривание ролей"), тенденция к простудам.

Внешний вид - меняющийся, неопрятный, ситуативно неуме­стный.

Коммуникант-"прямоугольник", как правило, не знает, что ему нужно, плохо "вписывается" в ситуацию. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, интерес к информации не показывает, может задавать неоднократно одни и те же вопросы, невнимательно слушает ответы на них. Например, во время юри­дической консультации может прервать ответ юриста вопросом совершенно по другому поводу. Может делать вид, что удовле­творен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес. стать равнодушным ("уйти в себя") или даже критически настро­енным. Подвержен переменам настроения.

В общении с "прямоугольником" коммуникатору необходимо проявить участие, но не быть навязчивым, когда тот пришел в замешательство и засмущался. Общаться с ним желательно просто, говорить четко и кратко. Поскольку он старается рассказать о своих пробле­мах, бедах и неудачах, нужно быть осторожным, терпеливым и корректным, особенно если у вас нет возможности его выслушивать. Давая информацию "прямоугольнику", необходимо показать ее практическую значимость в решении его проблем, это повысит его мотивацию. Инструктаж "прямоугольника" по выполнению конкретном работы потребует большего времени, чем у других фигур. Чрезвычайно важно вовремя обнаружить у него стресс. В этот момент ему свойственны: сильное замешательство, резкое снижение самооценки, крутые, мгновенные изменения настроения, изменчивость и не последовательность поведения, чрезмерная доверчивость и повышенная внушаемость, активизация игрового поведения.

Таким образом, владея информацией по психогеометрии, коммуникатор в процессе общения с деловыми партнерами достаточно быстро и адекватно поставит диагноз и использует эту информации' для разработки таких сценариев коммуникативного поведения, которые позволят дифференцирование управлять коммуникацией и научат искусству "быть другим" с целью эффективного, конструктивного взаимодействия и достижения поставленных целей.


Вместе с тем следует помнить, что в реальной практике человеческого взаимодействия "чистые" типы людей не встречаются. В большинстве своем люди представляют смешанный тип, например диады треугольник с зигзагом (сам генерирует идеи и сам их реализует) или квадрат с кругом (организованный, педантичный, но человечный) или триады: например, ведущая фигура треугольник, сопутствующая — квадрат и некоторые элементы круга.