ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая.
Л. Толстой
§ 1. КВАДРАТНЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА
Речь "квадрата" - логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, монотонная, сухая (без эмоций), высокий голос, речевые штампы, точная профессиональная терминология.
Язык тела - скованные, напряженные позы ("зажатость"), скупые движения, точные жесты, медленная, "солидная" походка, бесстрастное лицо, деланный или "нервный" смех.
Основные психологические характеристики поведении - "Квадраты" никогда не опаздывают на встречи. Им свойственны пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналнтичность, внимательность к деталям, ориентация на факты, цифры, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, упорство при решении задачи, настойчивость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, терпеливость, твердость в решениях, эмоциональная холодность.
Внешний вид - консервативный, опрятный, сдержанный, строгий, неяркий.
Коммуникант -"квадрат" имеет, как правило, деловой внешний вид. Задает очень конкретные вопросы с целью выяснить подробно, получить дополнительный комментарий. Требователен к точным определениям слов, понятий. Не любит громкой и быстрой речи предпочитает все подробно записывать. Думающий и анализирующий человек. Если предполагаются практические действия, то требует четких и подробных инструкций. Следит за регламентом. Менеджеру, юристу в общении с "квадратом" необходимо быть серьезным и соблюдать правила делового этикета. В разговоре должна быть жесткая логика и последовательно структурированный материал, с резюмированием по каждому рассмотренному вопросу информацию следует представлять корректно, цифры и факты должны быть точными, со ссылкой на источник.
§ 2. ТРЕУГОЛЬНЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА
Речь "треугольника" - логичная, ясная, краткая, ориентирована на суть проблемы, уверенная, властная, эмоциональная, быстрая, четкая, голос невысокий, громкий, жаргонные слова, остроты, язык арго.
Язык тела - ненапряженная поза, плавные, уверенные движения, широкие выразительные жесты, уверенная, энергичная походка, непроницаемая маска, сжатые губы, пронзительный взгляд, властное рукопожатие.
Основные психологические характеристики поведения. Треугольник склонен к лидерскому поведению, честолюбив, имеет установку на успех, на победу, прагматичен, способен концентрироваться на цели момента, ориентирован на суть проблемы, уверен и себе, решителен, импульсивен, склонен к риску, энергичен, смел. Обладает высокой работоспособностью, нетерпелив, остроумен, контактен, предрасположен к манипулированию.
Внешний вид - модный, шикарный, соответствует ситуации, дорогие вещи, ухоженный, холеный.
Коммуникант-треугольник" имеет, как правило, уверенный внешний вид. Он всем своим видом показывает, что его время дорого стоит и он не намерен тратить его впустую. Проницательный, все подмечающий, напористый взгляд, моментальная оценка ситуации и мгновенная реакция (иногда довольно ядовитая). Рассказ предпочитает чтению или просмотру документов, материалов. Создает впечатление власти над людьми, неопытных партнеров может подавить своей персоной, высказываниями, комментариями, историями из своей профессиональной жизни.
В общении с "треугольником" коммуникатору необходимо всем (поим видом демонстрировать уверенность в себе, не бояться его пристального взгляда и периодически устанавливать контакт глаз. Речь коммуникатора должна быть четкой и лаконичной, информация должна носить ярко выраженный практический и прагматический характер. "Треугольники" много учатся на престижных семинарax, поэтому их нужно удивлять инновационными сведениями. 11,слесообразно соблюдать регламент и делать своевременные перерывы. К "треугольникам" во время общения нужно проявлять внимание. Будьте готовы к тому, что они будут вас перебивать, вступать в спор, в полемику, не соглашаться с вами и добиваться для себя любого преимущества. Используйте их лидерский потенциал целесообразно.
§ 3. КРУГОВОЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА
Речь "круга" — непоследовательная, как правило отклоняющаяся от главной темы, эмоциональная, расслабляющая, плавная, скорее медленная, чем быстрая, голос сочный, густой, скорее низкий. "Кругу" свойственны восторженные оценки, комплименты, вместо "Я" зачастую говорит "МЫ".
Язык тела - расслабленная поза, свободные, плавные движения, доброжелательная улыбка, частые кивки головой в знак поддержки, "зеркальное" поведение, минимальная социальная дистанция. У него жизнерадостная походка, легко подстраивающаяся под походку другого, подчеркнуто доброжелательное приветствие.
Основные психологические характеристики поведения. "Круг" имеет высокую потребность в общении, контактен, доброжелателен. Ему свойственны забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, уступчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к самообвинению. Он доверчив, ! ориентирован на мнение окружающих, нерешителен, слабый "политик", ; болтлив (любит посплетничать), способен уговаривать, убеждать других, тяготится жестким регламентом, любит гибкий распорядок дня.
Внешний вид: мужчина - неофициальный, часто без галстука, Небрежен, моложав; женщина — неизысканна, женственна, полная.
Коммуникант - "круг" часто в общении первым устанавливает Контакт. В ход идет приятная улыбка, комплименты и все остальное из коммуникативного ассортимента. Деловые встречи он часто использует как возможность общения. На совещании никогда не садится отдельно от других людей, так как ему нужен партнер, с которым он будет обмениваться репликами, впечатлениями. Наряду с вопросами по информации предметного характера часто задает руководителю, юристу вопросы личного характера. Иногда заполняет собой все "коммуникативное пространство", умолкает на время лишь в момент принятия решения.
Коммуникатору в 'общении с "кругом" лучше использовать непринужденную беседу. Если нужно вызвать практический интерес "круга" к информации, то лучше всего ссылаться на свой собственный опыт. Кроме того, он с удовольствием рассказывает о себе, ему можно задавать вопросы личного характера. Для "круга" важно чувствовать себя уютно: мягкие кресла, теплое помещение, внимательное, доброжелательное отношение и демонстрация уважительного отношения к нему просто как к человеку.
Очень важно в общении с "кругом" устанавливать обратную связь, то есть задавать вопросы на уточнение, на понимание или проверять, правильно ли он понял вашу информацию, при этом кивок головой со стороны "круга" вовсе не означает, что он вас понял или уловил суть сказанного. "Круг" чрезвычайно редко жалуется, и, если он это делает, тому есть серьезная причина.
§ 4. ЗИГЗАГОВЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА
Речь "зигзага" - непоследовательная, ассоциативная, яркая. образная, эмоциональная, зажигательная, быстрая, богатые голосовые вариации, восторженные оценки, богатая лексика, жаргон,
остроты.
Язык тела - ненапряженные, быстро меняющиеся позы, быстрые, плавные движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика, "всевидящий" взгляд, манерность.
Основные психологические характеристики поведения. "Зигзагу" свойственны жажда изменений, креативность, концептуальность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, установка на новое, философия бунтаря, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, разбросанность, непостоянство настроения, поведения и отношений, недисциплинированность, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, остроумие.
Внешний вид - растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный. Женщины - разнообразны, небрежны, экстравагантны, иногда супермодны.
Коммуникант-"зигзаг" - относится к людям импульсивного типа. Они без всякого стеснения и сожаления могут уйти с совещания, собрания, если предлагаемая информация их не устраивает с позиции содержания, качества чтения доклада, способов взаимодействия. "Зигзаг" постоянно куда-то спешит, порой создается впечатление, что он случайно попал на встречу. Ему свойственны быстрые движения и речь, скачки от одного вопроса к другому, порой он задает вопросы не дожидаясь на них ответа. Быстро и откровенно оценивает партнера, коллег, ситуацию. В момент принятия решения погружается в себя.
Коммуникатор в общении с "зигзагом" должен говорить быстро, кратко и по существу, допускаются шутки, юмор, остроты, однако они должны быть целесообразными и уместными. "Зигзагу" нужно уделять постоянное внимание; если он работает успешно, то следует его публично отмечать, хвалить его за успехи, демонстрировать его преимущества. "Зигзаг" с удовольствием участвует в творческих заседаниях. Чем больше творчества и инновационной деятельности, тем больший интерес к работе он проявляет. Вместе с тем, эмоциональные "зигзаги" не всегда срабатываются с "квадратами", поэтому следует более грамотно распределить задания и роли в команде. Необходимо также помнить, что источник стресса у "зигзага" - это | скучная, однообразная работа, недостаток внешних побуждений. Доброжелательность и чувство юмора помогут в общении с ним.
§ 5. ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА
Речь "прямоугольника" - неуверенная, неясная, сбивчивая, Эмоциональная, аритмичная, с "паузами нерешительности", скороговорками; колебания громкости и высоты тона, высокий, срывающийся голос, междометия, "слова-паразиты", путаные вопросы.
Язык тела — неуклюжий, резкие, отрывистые движения, неуверенные, незаконченные жесты, неуверенная, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, как правило часто краснеет.
Основные характеристики поведения. "Прямоугольнику" свойственна изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость (до безрассудства), низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, импульсивность, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, "барсучья психология", имитация поведения других людей ("примеривание ролей"), тенденция к простудам.
Внешний вид - меняющийся, неопрятный, ситуативно неуместный.
Коммуникант-"прямоугольник", как правило, не знает, что ему нужно, плохо "вписывается" в ситуацию. Поначалу ведет себя робко, застенчиво, неуверенно, интерес к информации не показывает, может задавать неоднократно одни и те же вопросы, невнимательно слушает ответы на них. Например, во время юридической консультации может прервать ответ юриста вопросом совершенно по другому поводу. Может делать вид, что удовлетворен работой, но на самом деле может потерять к ней интерес. стать равнодушным ("уйти в себя") или даже критически настроенным. Подвержен переменам настроения.
В общении с "прямоугольником" коммуникатору необходимо проявить участие, но не быть навязчивым, когда тот пришел в замешательство и засмущался. Общаться с ним желательно просто, говорить четко и кратко. Поскольку он старается рассказать о своих проблемах, бедах и неудачах, нужно быть осторожным, терпеливым и корректным, особенно если у вас нет возможности его выслушивать. Давая информацию "прямоугольнику", необходимо показать ее практическую значимость в решении его проблем, это повысит его мотивацию. Инструктаж "прямоугольника" по выполнению конкретном работы потребует большего времени, чем у других фигур. Чрезвычайно важно вовремя обнаружить у него стресс. В этот момент ему свойственны: сильное замешательство, резкое снижение самооценки, крутые, мгновенные изменения настроения, изменчивость и не последовательность поведения, чрезмерная доверчивость и повышенная внушаемость, активизация игрового поведения.
Таким образом, владея информацией по психогеометрии, коммуникатор в процессе общения с деловыми партнерами достаточно быстро и адекватно поставит диагноз и использует эту информации' для разработки таких сценариев коммуникативного поведения, которые позволят дифференцирование управлять коммуникацией и научат искусству "быть другим" с целью эффективного, конструктивного взаимодействия и достижения поставленных целей.
Вместе с тем следует помнить, что в реальной практике человеческого взаимодействия "чистые" типы людей не встречаются. В большинстве своем люди представляют смешанный тип, например диады треугольник с зигзагом (сам генерирует идеи и сам их реализует) или квадрат с кругом (организованный, педантичный, но человечный) или триады: например, ведущая фигура треугольник, сопутствующая — квадрат и некоторые элементы круга.