ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2612
Скачиваний: 1
Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
Кафедра философии, истории, теории искусств и культуры
Учебно-методический комплекс по дисциплине
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
«общеобразовательный цикл»
по направлению подготовки – 071401.65 – социально культурная деятельность
профили:
– менеджмент социально-культурной деятельности;
– технология социально-культурной деятельности;
– менеджмент туризма.
для студентов очной формы обучения
Волгоград – 2012 год
Составитель: Тинина Зоя Павловна, канд. ист. наук; научное звание – доцент; должность – профессор кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
Утверждено на заседании кафедры философии, истории, теории искусств и культуры ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Протокол № _____ от ____________ 20___ г.
Рецензент: Литвинова Ирина Николаевна, канд. ист. наук; научное звание – доцент; должность – доцент кафедры социальной работы и педагогики института истории, международных отношений и социальных технологий ФГАОУ ВПО «ВолГУ»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО «РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ»
для студентов направления подготовки: «Социально-культурная деятельность»
1. Извлечение из ГОС ВПО по дисциплине «Религиоведение» …………………………………………….. С. 4
2. Компетентностная карта учебной дисциплины……………………………………………………………..С. 5
3. Тематический план по «Религиоведению» ………………….………………………………………………С. 8
4. Методические рекомендации по дисциплине. ………………………………………………………………С. 9
5. Методические рекомендации по организации СРС……………………………………………………….. С. 11
6. Планы семинарских занятий для студентов СКД и БИД …………………………………………………С. 12
7. Темы докладов по дисциплине …............................................................……………………………………..С. 15
8. Контрольные вопросы к зачёту по дисциплине …………………………………………………………… С. 16
9. Текущий контроль знаний студентов………………………………………………………………………...С. 18
10. Комплект тестовых материалов……………………………………………………………………………. С. 19
11. Лекционный курс по дисциплине (тезисы) ……….………………………………………………………С. 48
12. Лекционный курс по дисциплине (конспект)…………………………………………………………….. С. 50
12. Глоссарий …………………………………………………………………… ……………………………….. С. 230
13. Библиография………………………………………………………………………………………………….С. 261
14. Контроль результатов обучения студентов в баллах……………………………………………………. С. 264
15. Методика формирования результирующей оценки …………..………………………………………… С. 265
16. Критерии автоматического получения оценки студентом по религиоведению …………………….. С. 267
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
ИЗ ГОС ВПО по ДИСЦИПЛИНЕ «религиоведение»
ОП Д.Ф.О8 религиоведение
религия как феномен культуры; ранние формы религиозной культуры. История индуизма и буддизма, конфуцианства, джайнизма и даосизма; история иудаизма; возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры; Основные христианские конфессии; история ислама и специфика исламской культуры; история православной культуры Византии и России; современные религиозные движения; фундаментализм и модернизм; социокультурные аспекты межконфессионального диалога.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Коды компетенций |
Названия компетенций |
Краткое содержание и структура, характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускника |
|
Структура компетенций |
характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускника |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
ОК |
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА: |
|
|
ОК 1 |
способность владеть культурой мышления; быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
- предпосылки, причины, движущие силы и закономерности формирования религиозных форм; - проблемы изучения религий в историографии; - историю религиозной культуры; события, факты и теории религиоведения; - место религиозной культуры в современном мире;
- соотносить знания по религиоведению с историей философии, мировой цивилизации и культурологии; - использовать знания при решении профессиональных задач; - пользоваться терминологией, сравнительным методом; - давать описание религиозным событиям и памятникам культуры; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ и деловых документов; - выражать своё компетентное и корректное мнение, отношение, суждения к значительным событиям и личностям;
- знаниями об общих процессах и отдельных фактах, явлений, событий, конфессий, течений и школ; - анализа социально-политической, научной, исторической литературы о религиозных процессах сегодня; - гражданской и творческой позиции; - использования знаний и умений в практической деятельности; - формулирования культуры мышления, использования методик поиска, систематизации, анализа изучаемого материала. |
Пороговый уровень
Продвинутый уровень
Высокий уровень
|
ОК 2 |
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
|
Пороговый уровень
Продвинутый уровень
Высокий уровень
|
|
ОК 3 |
быть готовым к работе в коллективе |
Пороговый уровень
Продвинутый уровень
Высокий уровень
|
|
ОК 4
|
Находить творчески-организационные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Пороговый уровень
Продвинутый уровень
Высокий уровень
|
|
ОК 9
|
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
Пороговый уровень
Продвинутый уровень
Высокий уровень
|
|
ОК 10
|
быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы
|
Пороговый уровень
Продвинутый уровень
Высокий уровень
|
|
ОК 13 |
быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях |
||
Пороговый уровень
Продвинутый уровень
Высокий уровень
|
Тематический план по Религиоведению
для студентов 1-го курса (2-3 семестр)
по направлению 071800.62 СКД; 071900.62 БИД:
Модуль № 1 «Предмет религиоведения, истоки и формы религиозной культуры»
№ п/п |
Разделы и темы |
лекции |
семинары |
СРС |
Всего |
1 |
Введение |
2 |
|
|
2 |
2 |
Религия как феномен культуры |
6 |
4 |
8 |
18 |
3 |
Языческие формы религиозной культуры древних народов, автохтонные религии, античной цивилизации, древних кельтов, германцев, славян |
8 |
4 |
14 |
26 |
4 |
История и культура национальных религий Индии, Китая, Японии, Ближнего Востока |
8 |
4 |
14 |
26 |
|
Всего: |
24 |
12 |
36 |
72 |
Модуль № 2 «Особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
1 |
Буддизм и его ассимиляция с местными культурами. Буддизм в России. |
4 |
2 |
4 |
10 |
2 |
Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии, течения и секты. |
2 |
1 |
6 |
9 |
3 |
Особенности православной культуры России по византийскому образцу |
4 |
2 |
4 |
10 |
4 |
Традиции, обрядность, символика, иконопись, социокультурная значимость праздников и постов в христианстве. |
4 |
2 |
4 |
10 |
5 |
Столпы, школы и правовые основы исламской культуры. История и конфессиональные особенности ислама в России |
2 |
2 |
6 |
10 |
6 |
Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. |
4 |
2 |
6 |
12 |
7 |
Социокультурные аспекты межконфессионального диалога |
4 |
1 |
6 |
11 |
|
Всего: |
24 |
12 |
36 |
72 |
|
Итого: |
48 |
24 |
72 |
144 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Изучение религии очень важно особенно в наше время, в нашей стране, после крушения старых формирования новых идеалов. Ещё не так давно шла борьба с религией, а ныне звучат призывы к возрождению религии в качестве основы культуры и даже государственной идеологии. Предмет религиоведения как научной дисциплины, включает в себя исследование сущности религии, её структуры и функций, типов и форм, её места в культуре и обществе.
Религиоведение включает ряд разделов, основными из которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.
Философия религии представляет собой совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны. Интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа – материализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.
Социология религии изучает общественную детерминированность религии, общественные закономерности её возникновения, развития и функционирования, её элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.
Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и пр.). Психология религии изучает также содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на религиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.
Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов, а также с учётом этого даёт систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всём его многообразии, воспроизводит его прошлое в конкретных формах, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.
В учебно-методическом пособии не представляется возможным строго развести материал по всем указанным разделам. Поэтому в ходе изложения материала по мере необходимости будут использованы результаты исследований всех разделов религиоведения.
В религиоведении используются самые различные понятия и термины. Из общефилософских и социально-философских категорий используются: «бытие», «сознание», «познание», «отражение», «символ», «истина», материальное и духовное», «культура», «отчуждение» и пр. Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: «знак», «значение», «смысл», «совесть», «ответственность», «милосердие», «сострадание», «красота». Применяются также общенаучные понятия, такие как: «система», «структура», «функция», «роль», «закон» и т.д. Учение о религии взаимодействует с конкретными науками. Поэтому оно заимствует из них и частнонаучные понятия: «эпоха», «право», «иллюзия», «вера», «чувство», «настроение», «сострадание», «общение», «язык», «жизнь», «смерть». Но существуют и специальные религиоведческие понятия, такие как: «религия», «теология», «религиозный культ», «церковь», «конфессия», «храм», «молитва», «теизм», «деизм», «пантеизм», «атеизм», «скептицизм» и пр.
Комплексная дисциплина «религиоведение» использует большое число разнообразных методов познания, как собственные, так и методы других гуманитарных наук. Например, установление социальных фактов требует изучение документов, опросы разного рода – интервью, анкетирование и пр., методы первичной обработки полученных данных, группировка, ранжирование, составление статистических таблиц и т.д. Психология религий использует анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрию и пр. В изучении религии очень важен исторический метод, который исходит из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории. Логика истории позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее, даёт руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого. Генетический метод имеет в виду выведение последующих этапов развития из начальной фазы. Сравнительно – исторический метод позволяет сопоставить разные этапы развития одной религии в разное время, сравнить разные религии, существовавшие в одно время и пр. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам. В результате типологизации получаются типы, которые задают модель типологической общности для определённых объектов, явлений. Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет соотносить его к соответствующему типу. Феноменологический метод включает совокупность приёмов выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей, соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений. Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования.
Исходным принципом изложения материала является строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета. Другой принцип предполагает рассмотрение религии, религиозной философии в контексте развития духовной культуры, решая тем самым ряд культурологических проблем. Выявляются особенности религии как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образований, специфика религиозной философии, своеобразие различных выражений свободомыслия в духовной жизни общества и личности. Очень важным является принцип изложения вопросов на языке толерантности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Содержание, дидактика и методика изложения сообразны с положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах, таких как: «Всеобщая декларация прав человека» ООН от 10 декабря 1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г., «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» от 1 августа 1975 г., «Парижская хартия для новой Европы» от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими положениями Конституции России и Закона России «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Для успешной самостоятельной работы студентов по данной дисциплине необходимо:
- познакомиться с содержанием рабочей программы преподавателя, со списком предлагаемой в ней литературы по той или иной проблематике;
- разобраться с содержанием конспекта лекций, планами семинарских занятий, темами докладов и дидактическим материалом по дисциплине;
- изучить предлагаемую библиографию по религиоведению;
- быть активным участником дискуссий на семинарах и лекциях-беседах;
- выступать с докладами, рецензиями к предлагаемым научным публикациям по религиозным проблемам;
- быть готовым к текущему и рубежному контролю результатов обучения студентов по «Религиоведению»;
- в работе над темой следует сначала изучить соответствующую библиографию, затем составить план выступления, при выступлении необходимо использовать методы логического изложения;
- При подготовке к самостоятельной работе над темами семинаров студент обязан изучить предлагаемую литературу по конкретной теме, выработать собственное представление по каждому из вопросов темы. Семинарское занятие может проходить в разной форме по усмотрению преподавателя. Это может быть коллоквиум, дискуссия, беседа, круглый стол, командная игра на заданную тему. Практические занятия могут проходить в форме просмотра видеоматериалов, а также коллективных просмотров соответствующих дисциплинам фильмов в кинотеатрах с последующим обсуждением увиденного. Наконец, это может быть рубежное тестирование по изученному и повторенному студентами разделу курса. Как правило, с целью лучшего освоения студентами предмета преподаватель выбирает не одну, а несколько приемлемых для него форм самостоятельного изучения курса студентами, а также контроля над этим процессом.