Файл: Памятка Иствуда Атватера Как надо и как не надо слушать Приемы правильного слушания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология общения

Практикоориентированное задание 2:

Составление списка рекомендаций по оптимизации общения
Оптимизация общения может проходить по различным направлениям. Это может быть умение правильно выражать свои мысли и чувства, создавать обстановку, способствующую формированию контакта с собеседником, а также развитие способности к пониманию партнера по общению. Последнему немало способствует умение слушать.
Памятка Иствуда Атватера «Как надо и как не надо слушать»

Приемы правильного слушания:

1. Выясните свои привычки. Каковы ваши сильные стороны? Какие вы делаете ошибки? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.

2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют, как минимум, 2 человека. Один говорит – другой слушает, причем в роли слушающего каждый выступает попеременно.

3. Будьте физически внимательным. Используйте все средства невербальной общения (поворот, позу, жесты) и формы активного слушания. Помните, что говорящий хочет общаться с живым, внимательным собеседником, а не с каменной стеной.

4.Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Должна быть сознательная концентрация внимания.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» в соответствии с социально принятыми нормами.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально и как он поддерживает с вами визуальный контакт. Обратите внимание на то, как близко он сидит, следите за тоном голоса и скоростью речи.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания для того, чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пытается сказать.

9. Слушайте самого себя. Это умение особенно полезно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет вам слушать других лучше.


10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника – получить что-либо реально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо.

Типичные ошибки

Слушая собеседника НИКОГДА:

1) не принимайте молчание за внимание. В идеале нужно уметь переходить от высказывания к слушанию легко и естественно;

2) не притворяйтесь, что слушаете. Лучше признаться, что вы не слушаете и сослаться, например, на занятость;

3) не перебивайте без надобности. Если уж это произошло, помогите восстановить прерванный разговор;

4) не делайте поспешных выводов. Помните, всевозможные оценки – барьер содержательного общения;

5) не задавайте слишком много вопросов. Закрытые вопросы следует сводить до минимума, а чрезмерно большое количество открытых вопросов в известной степени подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию;

6) никогда не говорите собеседнику «я хорошо понимаю ваши чувства»;

7) не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Это может помешать понять смысл сообщения. Собственные чувства могут блокировать понимание того, что вам действительно необходимо узнать;

8) не давайте совета, пока не просят. Если же его просят, применяйте техники рефлексивного слушания, чтобы узнать, что на самом деле хочет собеседник;

9) не прикрывайтесь слушанием как убежищем, думая при этом о «своем».

(Атватер И., 1988)
Ссылка на дополнительный источник:

Комарова А. В., Ситников В. Л., Слотина Т. В. Практикум по психологии общения : учебное пособие – СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2012 – 92 с.

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1665329287&tld=ru&lang=ru&name=practpsycommunic.pdf&text=психология%20общения%20практикум%20pdf&url=http%3A%2F%2Fpsypgups.ru%2Fpublications%2Fpractpsycommunic.pdf&lr=54&mime=pdf&l10n=ru&sign=93601f3d6394b260e6d4da1407c26d01&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1665329287%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dpractpsycommunic.pdf%26text%3D%25D0%25BF%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BA%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BA%25D1%2583%25D0%25BC%2Bpdf%26url%3Dhttp%253A%2F%2Fpsypgups.ru%2Fpublications%2Fpractpsycommunic.pdf%26lr%3D54%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D93601f3d6394b260e6d4da1407c26d01%26keyno%3D0%26nosw%3D1


Формулировка задания: Вспомните коммуникативные ситуации из собственного опыта (или приведите примеры из книг, фильмов и т.п.), в которых возникли трудности именно из-за неумения слушать и слышать собеседника. Объясните, что именно затруднило взаимодействие. Предложите список рекомендаций по оптимизации общения в данной ситуации.
Описание требований к оформлению результатов: работа выполняется шрифтом Times New Roman кегль 14; интервал 1,5; 1-2 страницы текста.
Критерии оценивания:

  1. Описана и проанализирована ситуация затрудненного общения.

  2. Представлен перечень адекватный рекомендаций.


Анализ ситуации

Учитель в чате класса собирала заявки от родителей для поездки детей на базу отдыха. После сбора заявок, учитель огласила сроки сдачи денег. После окончания обозначенного срока, учитель увидела, что родители нескольких детей деньги на поездку не сдали, и учитель в общем чате обратилась к родителям, с вопросом поедут ли их дети на базу отдыха, так как деньги они не сдали. Родители одной ученицы восприняли это как оскорбление и в личном звонке учителю высказали свое недовольство в грубой форме, учитель попросила сменить тон общения, но родители не унимались, и продолжили высказываться в грубой форме, учитель прервала телефонный разговор и написала заявление об отказе от классного руководства.

Анализ:

В данной ситуации затруднило общение то, что ни один из собеседников не захотел услышать и понять позицию другого. Если родителям было неприятно, что учитель написала в общий чат, то они могли попросить ее, чтобы она писала в личные сообщения, если хочет что-то уточнить. В то же самое время родители не захотели понять, что учитель может быть занят, и ей проще уточнить информацию в общем чате, чем писать каждому в личные сообщения. Учитель в свою очередь могла уточнить, что конкретно задело родителей ученицы и найти компромисс, но она даже не попыталась выслушать и понять родителей.

Рекомендации по оптимизации общения:

1. Выслушать собеседника;

2. Понять не только смысл слов, но и его чувства;

3. Извиниться за доставленные неприятные эмоции;


4. Не уходить от ответственности за общение;

5. Не поддаваться эмоциям;

5. Найти компромисс, который бы устроил обе стороны.