Файл: Кривицкий Андрей Владимирович Научнометодическое сопровождение образовательной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
315
Кривицкий Андрей Владимирович
Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности
Тайгинский институт железнодорожного
транспорта, г. Т
айга, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются цели и задачи научно-методической работы в
образовательной организации, профессиональных групп педагогов
Ключевые слова: научно-методическая работа, компетенция, учебно-воспитательный
процесс, профессиональное объединение педагогов
Основной целью модернизации образования является достижение нового качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям её развития. Одно из условий реализации этой задачи
– обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, с новым уровнем личностного и профессионального развития, новым содержанием, дополнительными характеристиками, педагогическими умениями. В связи с этим особую актуальность приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности преподавателя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях.
Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включёнными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.
Современный этап развития российского общества, реформирование всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой задачи во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал, свои способности и склонности. Время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию всё возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его
316 способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования, являющегося ведущей задачей его модернизации.
Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов, то есть обеспечить эффективное управление процессом научно-методического сопровождения образовательного процесса.
1. Понятие и сущность проблемы управления научно-методическим
сопровождением учебно-воспитательного процесса
Научно-методическая работа как особое направление в педагогике появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы. Не случайно научно-методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа, в которых появляется и новая должность заместителя директора образовательного учреждения по научно-методической работе. Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что в системе управления учебно-воспитательным процессом научно-методическая работа ещё не стала важнейшим фактором достижения высокого качества образования. Одной из причин этого является пока недостаточная разработка теории вопроса и соответствующих технологий её реализации.
Классическое определение понятия научно-методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, повышению педагогического мастерства; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта; созданию авторских методических разработок для реализации государственного стандарта образования, успешного осуществления образовательного процесса, повышения качества общего среднего образования.
В последние годы произошёл переход к пониманию сущности научно- методической работы как целостной, многоуровневой, многофункциональной открытой системы, как инновационной деятельности образовательного учреждения.
Цель научно-методической работы в образовательном учреждении – подготовка преподавателей к методическому сопровождению приоритетных направлений развития образования.
Критериями и показателями влияния научно-методической работы на учебно-воспитательный процесс являются:
− удовлетворённость педагогов научно-методической работой;
− личностно-профессиональный рост педагога;
317
− рост качества и результативности учебно-воспитательного процесса.
Задачами научно-методической работы специалисты признают следующие:
− управление развивающейся системой непрерывного дополнительного профессионального образования педагогов;
− повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей; инициирование педагогического творчества; освоение современных педагогических технологий;
− повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;
− дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения;
− планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов;
− создание единого информационного пространства и регуляция информационных потоков управленческой и научно-методической документации;
− организация работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения (разработка программы развития, комплексно-целевых программ, локальных актов), создание программно-методического и научного обеспечения воспитательно- образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций;
− осуществление контроля за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности обучающихся.
Основные направления научно-методической работы в учебном заведении:
Информационно-аналитическая деятельность:
− формирование системы оперативной, тематической и итоговой информации на электронных и бумажных носителях;
− удовлетворение информационных потребностей педагогических работников;
− формирование банка педагогической информации (нормативно- правовой, научно-методической, педагогического опыта, инновационных идей и др.);
− анализ информации по результатам деятельности учебного заведения: об уровне базового и дополнительного образования, об уровне воспитанности и воспитательной системе учебного заведения, об уровне здоровья и здорового образа жизни, о социализации выпускников, о создании условий для
318 реализации образовательных потребностей студентов, о системе работы с педагогическими кадрами.
Мотивационно-целевая деятельность:
− формирование целей научно-методической работы в соответствии с целями развития учебного заведения (научно-методическое обеспечение профильного обучения, работа с одарёнными обучающимися и др.);
− реализация системы материальногои морально-психологического стимулирования педагогических работников за эффективность научно- методической работы.
Планово-прогностическая деятельность: разработка долгосрочных и текущих планов работы с педагогическими кадрами на уровне учебного заведения, методических объединений, отдельных преподавателей на основе глубокого анализа образовательного процесса и чётко научно сформулированных целей.
Организационно-методическая деятельность:
− создание методической службы с различными звеньями методических формирований;
− методическое сопровождение конкурсной, исследовательской и экспериментальной деятельности; подготовка и проведение научно- практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства; фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций и т.п.
Контрольно-диагностическая деятельность:
− организация контроля и диагностики на уровне администрации, методического объединения, отдельных преподавателей по основным вопросам образовательного процесса и его результатов;
− изучение профессиональных умений преподавателя, творческих и коммуникативных способностей, выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе и определение путей их преодоления;
− методическое обеспечение создаваемых в образовательном учреждении систем мониторинга и оценки качества образования.
− Коррекционно-консультативная деятельность:
− помочь преподавателю вовремя увидеть проблемы, связанные с результативностью своей профессиональной деятельности;
− помочь скорректировать их таким образом, чтобы получить положительный результат.
Выделяются три группы взаимосвязанныхфункций методической работы вучебном заведении.
Первая функция методической работы – это обеспечение связей с внешней средой, то есть по отношению к государственной системе
319 образования, психолого-педагогической науке, передовому педагогическому опыту.
Вторая функция методической работы – этодеятельность по отношению к педагогическому коллективу учебного заведения. Она реализуется через решение следующих задач:
− сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников. Формирование корпоративной культуры;
− выработка единого педагогического кредо, общих позиций по актуальным проблемам образования, осознание миссии образовательного учреждения;
− системный анализ образовательного процесса и его результатов;
− предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности;
− выявление, обобщение и распространение педагогического опыта;
− приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно- экспериментальной, инновационной работе по актуальным проблемам развития учебного заведения.
Третья функция методической работы в учебном заведении непосредственно связана с обеспечением роста методического мастерства каждого преподавателя.
В основу деятельности методической службы положены следующие принципы:
− гуманизации – его реализация предполагает постоянный учёт и развитие профессиональных потребностей педагогов, стимулирование преподавателей к самообразованию, к профессиональному росту;
− вариативности
– признание многообразия повышения профессиональной компетентности педагога и реализация этого многообразия в действительности;
− адресности– учёт индивидуальных интересов, установок, потребностей и возможностей объектов методической поддержки;
− опережающего характера образовательных программ – этот принцип означает, что реализуемое в системе методической поддержки содержание ориентируется не только на текущие, но и на перспективные потребности образования;
− разнообразия форм обучения – этот принцип предполагает развитие различных форм повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
− социального партнёрства – привлечение дополнительных ресурсов
(кадровых, информационных, образовательных, материальных и финансовых) для повышения профессиональной компетентности педагогов.
320
Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям: группы, занимающиеся проблемным, интерактивным и др. обучением, педагоги, включившиеся в научно-исследовательскую работу и др. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включенными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность преподавателя, преподаватель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.
Традиционнаяметодическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня преподавателя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений за счёт копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка преподавателя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня, компетенции и педагогического мастерства преподавателей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного преподавателя.
Организация научно-методической работы с кадрами, управление процессами профессионального роста включает, прежде всего, разработки программ и планов развития профессиональной компетентности и совершенствования методов оценки деятельности каждого педагога.
2. Деятельность профессиональных групп педагогов
Особое значение в системе научно-методической работы образовательного учреждения приобретает следующий уровень – работа творческих профессиональных групп педагогов.
Профессиональное объединение педагогов – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа преподавателей, психологов, членов администрации и каких-то приглашённых специалистов, определённым образом оформленная или неоформленная, призванная решать те или иные задачи учебного заведения и самих членов объединения.
Профессиональные объединения создаются не только для повышения профессиональной компетентности педагогов, но и для решения именно управленческихзадач, т.е. включение преподавателей в принятие управленческих решений.
321
Для эффективного управления деятельностью профессиональных объединений педагогов необходим комплекс условий и ресурсов:
− кадровые ресурсы
(грамотные субъекты организации профессиональных объединений);
− финансовые и материальные (наличие необходимых технических средств, системы стимулирования и мотивации);
− концептуальные и программно-методические (разработка программы развития научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса);
− информационные (информация о массовом опыте работы профессиональных объединений);
− пространственно-временные (предоставление удобных помещений в удобное время);
− нормативно-правовые (наличие нормативной базы деятельности, локальных актов образовательного учреждения).
Профессиональные объединения педагогов являются носителями демократических начал и важным звеном в системе государственно- общественного управления деятельностью образовательного учреждения и, таким образом, могут стать тем фактором, который позволит решать проблему модернизации образования. Причём, эти объединения должны опираться в своей работе на решении конкретной идеи, или, иначе говоря, миссии учебного заведения. Выражается это обычно в формулировании темы работы объединения, которая должна вытекать из общей темы и задач образовательного учреждения.
В настоящее время в образовательных учреждениях действует большое количество различных объединений педагогов. Это предметные методические объединения, объединения педагогов дополнительного образования, классных руководителей и воспитателей, школы передового опыта и развития профессионального мастерства, педагогические студии, мастерские, творческие микрогруппы, временные творческие и научно-исследовательские коллективы, проектные команды, школы исследователей, лаборатории, кафедры (по направлениям работы, профильные, межпредметные), кружки качества, ассоциации, творческие союзы, консилиумы, экспертные группы и советы и т.п. Вышеназванные объединения педагогов могут быть однопрофильными и многопрофильными по содержанию работы, временными и постоянно действующими в течение учебного года или нескольких лет, исследовательского характера и не занимающимися исследованиями, стихийно возникшими и созданными по инициативе администрации, работающими на обеспечение стабильного функционирования и работающими на развитие учебного заведения, малочисленными и большими по числу членов, решающими проблемы