Файл: Стихотворные азбуки. Сравнение трех.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему: Стихотворные азбуки. Сравнение трех авторов.


Стихотворные азбуки – исключительно популярный в наши дни литературный жанр. Его история в русской и белорусской литературах не раз попадала в круг внимания литературоведов: русские стихотворные азбуки подвергались исследованию в ряде обобщающих работ; белорусским стихотворным азбукам посвящена серия статей Т. Мархель . Практически не исследованными остаются только стихотворные азбуки в русскоязычной литературе Беларуси. В наше время этот жанр активно развивается, преображаясь и расширяя свои возможности, что также требует дополнительного изучения. В детской поэзии десятки различных азбук, которые написаны прекрасными поэтами – Самуилом Маршаком, Сергеем Михалковым, Валентином Берестовым и многими другими авторами, о которых я расскажу. В жизни каждого человека есть первые книги, и среди них немаловажное место занимает книга для обучения чтению. От того насколько качественна она составлена, зависит, как быстро и продуктивно ребенок научится читать.

В связи с этим я выдвинула гипотезу, что разные подходы к обучению чтению дают возможность учителю учитывать особенности развития детей, а ученикам- быстрее научиться читать и адаптироваться к школе.

Объект исследования: книги для обучения чтения (азбука и букварь).

Предмет исследования: учебные материалы в данных исследованиях.

Нет, пожалуй, ни одного современного человека, который никогда не держал в руках азбуку или букварь.

Букварь- первая книга для обучения грамоте.

На Руси обучаться читать и писать стали гораздо меньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Если обратиться к энциклопедиям и словарям, то со статьи «Букварь» многие из них отсылают к статьям «Азбука» и «Алфавит», а со статьи «Азбука» обратно к букварю.
Алфавит- совокупность букв, которыми пользуются при письме на том или другом языке
Азбука- совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.
Стихотворные азбуки- это особый жанр поэзии, в котором каждая буква алфавита соответствует определенному слову или понятию. Такие стихотворения часто используются для обучения детей алфавиту и расширения их словарного запаса.

В данном реферате мы рассмотрим азбуки трех авторов: Корней Чуковский,, Самуил Маршак и Даниил Хармс.
Корней Чуковский – известный русский писатель, поэт, переводчик, литературный критик и журналист. Он родился в 1882 году в городе Санкт-Петербурге и умер в 1969 году в Москве. Чуковский является автором множества произведений для детей, среди которых особенно выделяется его стихотворная азбука.

Книга была опубликована в 1933 году и с тех пор стала классикой детской литературы.

В стихотворной азбуке Чуковский использовал яркие образы, забавные ситуации и юмористические элементы, чтобы сделать обучение алфавиту интересным и запоминающимся для детей. Каждое стихотворение было сопровождено иллюстрацией, выполненной известным художником Владимиром Лебедевым.
Книга была очень популярна среди детей и стала одним из самых известных произведений Чуковского. Она была переведена на многие языки и до сих пор изучается в школах и детских садах.
Стихотворная азбука Чуковского – это не только учебник, но и произведение искусства, которое помогает детям развивать воображение, познавать мир и учиться читать. Она остается актуальной и любимой среди детей и взрослых уже более 80 лет. Каждая буква представлена стихотворением, в котором она употребляется.

Например, в стихотворении про букву «А» говорится:
«А- Анна Андреевна,

А у Анны начальная.

А у Андрея- азбука,

А у Андрея- азбука целая».


Самуил Яковлевич Маршак- известный советский писатель, поэт, переводчик и драматург. Он родился в 1887 году в городе Воронеже и умер в 1964 году в Москве. Маршак писал множество произведений для детей, в том числе и стихотворную азбуку «Азбука в стихах», которая была опубликована в 1926 году.

«Азбука в стихах» состоит из 33 стихотворных букв, каждая из которых посвящена определенной букве алфавита.Особенностью построения стихотворений Маршака в азбуке является то, что строка открывается словом, начинающимся именно с той буквы, которой поспешно стихотворение.

Например:

«Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где то.

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот»
Буквам «е» и «ё» Маршак отвёл всего по одной строчке, но объединил их в одно двустишие: 



В каждой строфе автор попытался собрать максимально возможное количество слов на определенную букву.

Например:

«Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом».
Необходимо отметить, что используя рифму в строчках, автор делает их созвучными, то есть похожими звуком, а нередко и составом букв: 

«Носорог бодает РОГОМ.

Не шутите с носоРОГОМ!

Панцирь носит черепАХА,

Прячет голову от стрАХА».
Всем известно, что для маленьких детей, речь которых только начинает формироваться, вызывает особенные трудности произношение шипящих звуков [ж], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а также звуков [р], [p’]. Двустишия Маршака могут быть еще и очень полезны. Автор позаботился о том, чтобы дети, читая и заучивая двустишия, могли отработать правильность и чёткость произношения этих звуков. В стихотворении они встречаются как можно чаще. При более беглом чтении двустишия оно может послужить скороговоркой.

«Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока».
Дикция на звуки [р], [p’] отрабатывается в двустишии, посвященном букве «эр»

«Роет землю серый крот –

Разоряет огород».
Таким образом, читая лёгкие для усвоения и заучивания  маленькими детьми двустишия Маршака, в игровой форме можно отработать правильность произношения каждого звука.

В стихах Маршака дети знакомятся с буквами, учатся их правильно произносить и писать. Кроме того, в стихах содержатся различные занимательные факты и интересные истории, которые помогают детям запомнить буквы и увлекают их чтением.

«Азбука в стихах» стала одной из самых популярных детских книг в СССР и до сих пор остаётся любимой книгой для многих поколений детей. Она переиздавалась многократно и переводилась на многие языки мира. Стихи Маршака из этой азбуки стали классикой детской литературы и до сих пор часто цитируются в школьных учебниках.

Даниил Иванович Хармс- русский поэт, прозаик и драматург, один из основоположников абсурдизма в литературе. Родился он в 1905 году в городе Санкт-Петербург, а умер в 1942 в Ленинграде. Его творчество было запрещено в СССР в 1932 году, и был арестован в 1934 году. В 1941 году он был призван на фронт, где скончался от голода в 1942 году.

Одним из наиболее известных произведений Хармса является его стихотворная азбука, которая включает в себя такие произведения
, как «Азбука», «Азбука для детей» и «Азбука взрослых». В этих произведениях Хармс играет с традиционными формами азбук, создавая абсурдные и нелепые стихи, которые не имеют никакого смысла.

Например, в «Азбуке» Хармс пишет:

«А как зовут тебя?

- Зовут меня А.

- А что за буква А?

- Это буква А.

- А что за буква А?

- Это буква А.

- А что за буква А?

- Это буква А.

- А что за буква А?

- Это буква А».
В «Азбуке для детей» Хармс создает еще более абсурдные стихи, которые не имеют никакого смысла для детей или взрослых.

Например:

Буква Ж

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе

Жук на желе
Хармс использовал свои стихотворные азбуки, чтобы выразить свою неприязнь к традиционным формам литературы и языка. Он хотел показать, что язык может быть использован не только для передачи смысла, но и для создания забавных и абсурдных произведений, которые могут вызывать улыбку и развлечение.
Страницы истории русской детской литературы невозможно представить без стихотворных азбук. Каждый из перечисленных авторов создал свою азбуку, которая отличается своими особенностями. Стихотворный азбуки Маршака, Чуковского и Хармса являются классикой детской литературы и имеют множество общих черт, но также имеют и свои отличия.
Азбука Чуковского («Азбука в стихах») была опубликована в 1925 году. Она отличается яркими и запоминающимися стихами, которые помогают детям запомнить буквы алфавита. В стихотворной азбуке Чуковского каждая буква алфавита сопровождается забавным иллюстративным изображением, которое помогает детям запомнить букву.
Азбука Маршака («Азбука») отличается более простыми и лаконичными стихами, которые также помогают детям запомнить буквы алфавита. В стихотворной азбуке Маршака каждая буква алфавита сопровождается изображением животного, которое начинается на эту букву. Стихи Маршака отличаются простой ясностью, они написаны в легком запоминающемся стиле. В каждой строфе автор описывает предмет или явление, начинающееся на данную букву, и придумывает забавную историю, связанную с ним. Например, в строфе про букву «Ж» Маршак описывает жирафа, который не может найти себе места в зоопарке, и решает уехать в Африку.

Азбука Хармса («Азбука для детей») была опубликована в 1928 году. Она отличается необычными и абсурдными стихами, которые не всегда помогают детям запомнить буквы алфавита. В стихотворной азбуке Хармса каждая буква алфавита сопровождается необычным иллюстративным изображением, которое не всегда соответствует начальной букве. В каждой строфе автор описывает предмет или явление, начинающееся на данную букву, но делает это весьма необычным образом. Например, в строфе про букву «Ж» Хармс описывает жирафа, который умеет говорит на всех языках, кроме русского. Азбука Хармса больше подходит для детей старшего возраста, которые уже знакомы с алфавитом и могут наслаждаться необычными стихами и иллюстрациями.
Можно с уверенностью сказать, что, создавая эти произведения, авторы заботились не только о том, чтобы дети быстро и легко запоминали буквы, но еще и о том, чтобы им было весело и радостно учиться, чтобы за каждой новой буквой дети открывали для себя неизведанное, необычное, неожиданное. Мир реальный, действительный и мир образный, поэтический. Именно поэтому каждая стихотворная азбука – это собрание игр в слова и со словами. Задача педагогов, родителей – увидеть их и научиться играть в слова и со словами вместе с детьми. У меня накопилась целая кол-лекция различных азбук. Таким образом, все три азбуки имеют общую структуру и цель- помочь детям запомнить буквы алфавита, но каждая из них имеет свой уникальный стиль и подход к описанию предметов и явлений.