Файл: Законы. Методологические основы экономической науки. Экономическая система общества. Предмет и функции экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 728

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Масштаб цен - это средство выражения стоимости в денежных единицах, техниче­ская функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар - металл -выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество де­нежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных час­тей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номи­нальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных). С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен ут­ратил свой экономический смысл. И наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайкского соглашения) официальная цена золота и золотое со­держание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен склады­вается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.

Виды денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы метал­лического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные бан­ковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране. Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впер­вые банкноты были выпущены в обращение в конце XVII в. Центральные банки вы­пускали банкноты на основе учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями обеспечением банкнот являлось золото, находившееся в распоряжении центрального банка. Двойное обеспечение придавало "классическим" банкнотам высокую устойчивость и надежность. Выпущенные банкно­ты регулярно возвращались в центральный банк при наступлении срока платежа по учтенному векселю, а также при предъявлении их владельцами к размену на золото, так как в период золотого стандарта производился свободный размен банкнот на дра­гоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 гг. размен банкнот на золото был окончательно прекращен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не размениваются на благородный металл. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов стерлингов, во Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, в России - 5, 10, 50 и 100 руб­лей. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государст­венным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленные законом весовое со­держание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты слу­жат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.


Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обра­щения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в го­сударствах исторически осуществляли: центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения; казначейство (министерство финансов или другой аналогичный исполнительный ор­ган), выпускающее мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Поэтому нет четкой грани между кредитными и бумажными деньгами. И те и другие являются обязательными покупательными и пла­тежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в про­цессе кредитования коммерческих банков государства; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате про­исходит увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка наличных денег, так и за счет увеличения остатков платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов. В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществля­ется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обраще­нии происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а бла­годаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства: коммер­ческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необхо­димо увеличение кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.

Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воз­действия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов бы­ло введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки.



Чтобы оздоровить денежное обращение и снизить инфля­цию, укрепить валюту, необходимо на основе развития про­изводства осуществить соответствующие денежные реформы.

Среди них можно выделить следующие: а) нуллификация — выпуск взамен старой новой валюты; б) реставрация валю­ты, применяемая в период золотого монометаллизма (напри­мер, возобновление размена банкнот на золото по номиналу); в) дефляция — изъятие из обращения части денег; г) деваль­вация — уменьшение золотого содержания денежной едини­цы или снижение ее валютного курса; д) деноминация — уменьшение номинальной стоимости выпускаемых денеж­ных знаков и др.



Тема 5.Рыночный механизм
1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.

2. Спрос и его детерминанты.

3. Предложение и его детерминанты.

4. Цена и ее функции. Равновесие цены.

5. Преимущества и недостатки рынка.

1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.

Конкуренция - соперничество, экономическая борьба, состяза­тельность между продавцами- производителями за право получе­ния максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному ис­пользованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей' силой в условиях рынка. А. Смит назвал ее «неви­димой рукой». бывают следующие виды конкуренции:

. внутриотраслевая. Она ведется между фирмами одной и той же отрасли за выгодные условия

производства и сбыта про­дукции, за получение максимально высокой прибыли. В результате

формируется рыночная цена. При этом разоряются те, у кого инди­видуальные затраты выше, чем рыночная

цена, а те, у кого затраты

ниже общественно необходимых - обогащаются. Она стимулирует

снижение всех затрат, поощряет рост производительности труда,

технический пpoгpecc и повышение качества продукции;

. межотраслевая. Конкуренция. ведется между товаро­производителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. При этом нормы прибыли могут быть в различных отраслях или у разных

предпринимателей различными. Возникает естественное жела­ние к максимизации прибыл.. Для этого есть средство - пере­профилировать свое дело или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит пере­

лив капитала и вместе с ним и рабочей силы из отрасли в от­расль, где высока норма прибыли. Такая конкуренция стимули­рует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей;

-совершенная Конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с одно­родной, стандартной продукцией (о чем будет сказано ниже).

-несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной (о чем также будет сказано ниже);


-монополистическая Конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкури­руют между собой на основе внешнего Вида, качества и других

особенностей;

. монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе;

. олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь);

. ценовая конкуренция осуществляется путем снижения

рыночных цен, как следствие удешевления стоимости произво­димой продукции. Фактором снижения цен является рост произ­водительности труда, а этого можно достичь путем внедрения достижений науки и техники в производство;

. неценовая конкуренция ведется на основе улучшения ка­чества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования методов обслуживания и сбыта продукции, расширения ассор­тимента продукции. В итоге повышается эффективность произ­водства, увеличивается прибыль, снижаются цены.

Противоположностью конкуренции является монополия. Термин «монополия» греческого происхождения - «единствен­ный продавец» («моно» - один). Монополия - это союз, соглаше­ние, объединение предприятий в более крупное и господствую­щее данной отрасли. К таковым относятся Газпром, Единая энергосистема, Картели, синдикаты. В начале 50-60 гг. ХХ в. волна объединений вышла на международную арену. Появились межгосударственные (транс­национальные) монополии, которые диктуют свои условия в зарубежных странах (ЕС, ЕОУС и д.)

Различают искусственные и естественные монополии.

К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны

и т.д. Создание их продиктована интересами отдельных лиц, групп лиц или государств.

К естественным монополиям относятся фирмы­ объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся произ­водство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, вода-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, реч­ные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образо­вания монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нель­зя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих