Файл: Практическое задание реализация здоровьесберегающих технологий в Школе Минпросвещения России Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание «реализация здоровьесберегающих технологий в «Школе Минпросвещения России»

1.            Что понимают под здоровьесберегающими образовательными технологиями?

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет, но до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые педагоги считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям Френе, Зайцева, Монтессори и т.д. или по технологии здоровьесбережения. Другие педагоги понимают здоровьесберегающие технологии как нечто ранее в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью. Ни то, ни другое не соответствует сущности ЗОТ. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья, формированию культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе, учитывающую специфику данного процесса, важнейшие характеристики образовательной среды и особенности школьников. Известно, что педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С позиций здоровьесбережения ответ на вопрос «как учить?» будет таким: чтобы не наносить вред здоровью учащихся и педагогов. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать в двух ипостасях: − как качественную характеристику любой образовательной технологии; − как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные образовательные технологии задачами здоровьесбережения. Важно, что при любом аспекте рассмотрения ЗОТ важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, поскольку только в этом случае можно говорить о «технологии». Таким образом, нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать, как одна из задач образовательного процесса. Целевые установки ЗОТ: − стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми; − учить их
ощущать радость от каждого прожитого дня; − показывать им, что жизнь - это прекрасно, − вызывать у них позитивную самооценку. Здоровьесберегающие образовательные технологии имеют ряд отличительных особенностей. Это: − отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя; − приоритет воспитания, а не изучения культуры здоровья; − индивидуализация обучения; − наличие мотивации на здоровый образ жизни у учителя и учеников; 6 − наличие у учащихся интереса к учебе, желания идти в школу; − «физкультминутки» на уроках; − осуществление гигиенического контроля.

2.            Каковы требования к современному уроку с позиций здоровьесбережения?

1. Обстановка и гигиенические условия в учебном кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2. Количество видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, самостоятельная работа и др.). Норма: 4-7 видов за урок в зависимости от возраста (чем младше школьники – тем чаще смена видов деятельности);

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут (у младших школьников такой интервал может быть короче, в старших классах – до 15 минут);

4. Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;

5. Применение методов/элементов метода, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся (игра, работа в группах, решение ситуативных задач, коллективный способ обучения, дискуссия, взаимооценка выполненных заданий и др.);

6. Место и длительность применения технических средств обучения (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их, как средство для инициирования дискуссии, обсуждения;

7. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);

8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;



9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, прослеживание этих связей. Выработка понимания сущности здорового образа жизни и формирование потребности к нему; выработка индивидуального способа безопасного поведения и т.д.; 13

10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: интереса к изучаемому материалу, стремления больше узнать, радости от активности, и т.п.

11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: - между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); - между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность);

12. Наличие «эмоциональных разрядок»: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение и т.п.

13. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 - 80%.

14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за динамикой двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе;

15. Темп окончания урока: - быстрый темп, «скомканность»; нет времени на вопросы учащихся, домашнее задание не прокомментировано; - спокойное завершение урока; учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует домашнее задание, учитель и учащиеся прощаются; - задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).