ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Подготовила учитель ритмики СОШ №7
Гузь Оксана Федоровна
стр. 5
старших по возрасту людей со стороны жениха – обычно женщина (мать, старшая сестра) разбрасывают над головой невестки монеты в знак пожелания молодоженам радости и счастья, добра и изобилия в супружеской жизни. В составе «шашу» могут быть золотые кольца, серебреные браслеты и другие ценные вещи. При этом молодежь, дети наперебой ловят налету содержимое «шашу», кидаются собирать его на земле. Кругом возникают шум, гам, радостные возбуждения и возня, желание собрать как можно больше монет. В целом вся сцена с «шашу» представляет очень подвижную, стремительно-оживленную картину народной жизни. Здесь и возник жизнерадостный, цельный танец. Его основные элементы – разбрасывающие движения рук, повороты и наклоны, корпуса.
Другой не менее важный казахский обычай, который впоследствии стал основой одного из казахских танцев – трудовой процесс «Кииз басу» (кошмокатание). Весь процесс «Кииз басу» носил массовый характер и сопровождался веселым пением девушек под аккомпанемент домбры. Одной семье не под силу приготовить кошму, разве что небольшой войлочный ковер – текемет, чтобы застелить землю в юрте. Чтобы скатать кошму, хозяйка приглашает всех женщин аула. Вместе с матерями приходят и дети. Подаются кумыс, чай и иное богатое угощение. Дети затевают веселые игры, развлекаются. Из среды джигитов обязательно объявляется хороший домбрист, а из девушек сладкоголосая певунья. Кругом царит оживление: раздаются шутки, веселые возгласы, забавные рассказы. Остроумный весельчак исполняет свои замечательные танцы под аккомпанемент домбры. На глазах своих поклонниц джигиты стремятся выделиться: помериться силой, ловкостью и сноровкой. Танец «Кииз басу» включает элементы возделывания шерсти, проявляющееся в конкретных движениях рук, напоминающей теребление шерсти обеими руками либо поочередно каждой рукой и наматывание нити на веретено.
Отражение в танцах нашли и спортивные состязания, так как они носили зрелищный характер. Спортивные игры, такие как, «Жабы ату» (стрельба из лука по мишени) заключалась в том, что на камне или другом возвышенном месте устанавливается слиток золота или серебра. Джигиты верхом на коне на полном скаку стрелой из лука должны попасть в «жабы». Это удается далеко не каждому
, а только самому лучшему меткому стрелку. Обязательными элементами танца, рожденного по мотивам этой спортивной игры движения, которые напоминают скачки на коне и стрельбу из лука.
Фольклорный казахский танец
Исследователи народного творчества подчеркивают, что казахский танцевальный фольклор всегда таил в себе огромные богатства, которые способствовали дальнейшему обогащению казахских сценических танцев. Таким образом, со временем формировалась танцевальная культура казахского народа, оттачивалась, усложнялась, совершенствовалась и передавалась из поколения в поколения лексика, композиционные рисунки, сюжеты и образы.
Изначально танцевальный фольклор у казахов не имел широкого распространения, а присутствовал лишь на бытовом уровне. Это объяснялось многими причинами, и, прежде всего кочевым образом жизни народа, негромкостью музыкального аккомпанемента – двухструнной домбры.
Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Подготовила учитель ритмики СОШ №7
Гузь Оксана Федоровна
стр. 6
Немалую роль сыграли ревнители законов шариата – религии ислама, которая в прошлом запрещала танцевать, петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, не проявляло заботу о развитии народного творчества в условиях феодально-патриархального строя. Но, тем не менее, танцевальный фольклор в народе существовал, бережно им сохранялся, имел свои вековые традиции и отличался национальной самобытностью так же, как существовали и сохранялись оригинальные особенности музыкальной интонации и песенно-поэтическое творчество народа.
Профессиональное развитие народного танца Казахстана
Профессиональное развитие народного танца Казахстана родилось и выросло в условиях советского строя. Тогда казахский народ обрел полный простор для своих творческих потенций, смог достичь того материального и культурного уровня, на котором возникли предпосылки для создания собственно хореографического искусства.
Появление казахского танца на профессиональной сцене связано с рождением театрального искусства Казахстана. Важное место в нем занимали первые национальные режиссеры музыкального театра Жумат Шанин, Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, каторые находили сюжеты для танцев из народной жизни, помогали в отборе музыкального сопровождения.
Как было отмечено ранее становление и развитие казахского танца имеет глубокие фольклорные корни. Эта традиция стала основой развития и сценического народного танца, который постепенно приобретал черты театральности и обогащался за счет профессионального искусства.
Национальными хореографическими средствами первых казахских народно-сценических танцев являлись: общий колорит движении рук (круговые повороты кистей с завершением ладонью «от себя» или «к себе» при различном движении рук в условной форме). А также свободно-волнообразные и конкретные движения рук из женского танца: «Ормек би» (возделывание ткани) и «Кииз басу» (приготовление кошмы). Часто танцующие использовали движения плеч вперед, назад, вверх, вниз, с одновременным резким ритмичным сгибанием колен при шагах, характерные для мужского и женского танца.
Основные движения ног представляли простые танцевальные шаги с носка и с каблука, переменные и боковые каблучные ходы, танцевальные шаги из стороны в сторону с завершающим ударом, акцентированные перестукивания. В дальнейшем эти выразительные средства постоянно развиваются с учетом закономерностей сценического искусства.
В годы советской власти Казахская Республика широкомасштабно занималась подготовкой профессиональных актеров и музыкантов из числа коренного населения. Тысяча казахских юношей и девушек посылаются на учебу в высшие учебные заведения Москвы и других городов России. В подготовке профессиональных кадров непосредственное участие принимают известные мастера советской хореографии А. Я Ваганова, А. В. Лавровский, А. В. Ширяев, Н. П. Ивановский, И. А. Чикрыгин, Н. И. Тарасов, которые из своих педагогических лабораторий выпускают образованных артистов балета.
Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Подготовила учитель ритмики СОШ №7
Гузь Оксана Федоровна
стр. 7
Особенно большую роль в освоении новых достижений хореографического искусства в казахской хореографии сыграли молодые национальные балетмейстеры
З.Райбаев, М. Тлеубаев, Б Аюханов. Каждый из них, имея свой оригинальный почерк хореографа, привносит новые принципы в постановки казахских танцев.
З. Райбаев, работая балетмейстером театра оперы и балета им. Абая наряду с постановками крупных балетных спектаклей, великолепно владея палитрой современной хореографии, ее содержательно-реалистической основой, сочиняет казахские народно-сценические танцы, ориентируясь на опыт профессиональных специалистов. Сочиненные им казахские танцы «Косалка», «Асатояк», «Келиншек» и целый ряд других танцев в современном стиле, прочно вошли в репертуар коллективов театра им. Абая, Алматинского хореографического училища, и самодеятельных ансамблей Казахстана.
Из постановок Б. Аюханова наибольшим успехом пользуются казахские танцы «Акку» (лебедь), «Балбраун» (праздничный). Почерку этого хореографа Б. Аюханова свойственна изобретательность в комбинациях и движениях, лиричность, яркая танцевальность.
Видное место в развитии хореографического искусства Казахстана занимает М. Тлеубаев. Наряду с постановками нескольких балетных спектаклей он активно участвовал в сочинении казахских танцев. В своих работах он твердо придерживался характера казахской народной хореографии. Среди них как образец можно выделить танец «Ынгойток», где особенно ярко и живо изображена жизнь казахского народа. Деятельность профессиональных балетмейстеров привела к тому, что следующей ступенью развития выразительных средств казахского сценического танца явилась интерпретация технически более сложных элементов классического танца. Она обогатила лексическую палитру казахского танца несложными стилизованными движениями классического танца (прыжками разнообразной амплитуды и структуры), поворотами и вращениями, различными смягченными движениями рук и корпуса по примеру восточных танцев, имевшихся в классических балетах, а также движениями, раскрывающими красоту женщины и ее художественную интерпретацию в образе птицы, цветка. В результате чего в спектаклях казахского музыкального театра и концертных программах появляется целый ряд замечательных казахских сценических танцев,
С появлением в республике различных профессиональных коллективов таких как: государственные ансамбли танца «Алтынай», «Салтанат», ансамбль классического танца республики, молодежно-эстрадный ансамбль «Гульдер», казахский танец получил жанровое разнообразие. Современный казахский танец имеет примеры стилизации народной хореографии, интерпретации в классическом танце, опыт ансамблей народного и эстрадного творчества.
На сегодняшний день Казахстан имеет ряд специальных учебных заведений, готовящих собственные кадры исполнителей, педагогов и балетмейстеров, а казахская хореография вышла на новый художественно-сценический уровень. Деятельность педагогов и балетмейстеров направлена на дальнейшее совершенствование казахского национального танцевального искусства.
Сценический костюм для казахского танца
Колорит казахского танца создается всей системой выразительных средств, где одновременно с музыкой и танцевальным текстом важную роль играют атрибуты (бубны,
Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Подготовила учитель ритмики СОШ №7
Гузь Оксана Федоровна
стр. 8
домбры, кувшины, кнуты) и костюм. Каждый из них имеет свою историю возникновения и развития, заслуживает отдельного рассмотрения в контексте исследуемой темы.
Остановимся на том, что одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает историческое развитие общества, изменения климатических условий, национальные особенности, а также эстетические представления народа о мире, этнокультурные особенности, возрастные категории, социальную и этническую принадлежность человека. Национальная одежда – это богатое историко-культурное наследие, ее всестороннее исследование знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа.
Национальная одежда казахов отличается неповторимым своеобразием потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни.
В основе сценического костюма казахского танца лежит традиционная одежда коренного народа Казахстана. Она подразделяется на: бас киім – головные уборы, иыктык киім – одежда, надеваемая на плечи, белдік киім – одежда, носимая на бедрах, на поясе, аяк киім – обувь. Многие движения ног, рук и корпуса определились покроем женской или мужской одежды, их функциональностью. Сценический костюм разнообразен по цветовому решению. Ему характерна как сдержанность и одноцветность, так и пышность, разнообразие красок природы. Он завершает любой сценический образ, делает рельефнее сюжет народной хореографии, способствует яркому эмоциональному восприятию танцевального произведения.
Перспектива развития казахского народного танца
У казахского народного танца большое будущее. Важно, чтобы специалисты, занимающиеся его сохранением и развитием руководствовались исторически сложившимися традициями, корректно использовали новые достижения хореографии и относились к казахскому танцевальному творчеству как элементу художественной культуры казахского народа и общечеловеческой культуры в целом.
Список литературы
-
Абиров Д.Т. История казахского танца. – Алма-ата, 1997 -
Жазбасов И. Музыкальное искусство Казахстана. – Алма-ата, 2000 -
Жиенкулова Ш. Тайна танца. – Алма-ата: Онер, 1980 -
Сарынова Л.П. Балетное искусство Казахстана. – Алма-ата, Наука Каз. ССР, 1976