Файл: Главное управление международноправового сотрудничества Генеральной прокуратуры рф цели, задачи, структура, компетенция.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТРЕСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Ф. ЯКОВЛЕВА»
ИНСТИТУТ ПРОКУРАТУРЫ
РЕФЕРАТ
На тему: «Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ: цели, задачи, структура, компетенция»
Выполнила:
студент 1-го курса
ИП602/1М-зф группы
Иванова Елизавета Евгеньевна
Проверил:
к.ю.н., доцент
Черепанов Максим Мухтаржанович
Екатеринбург, 2023
Содержание
Введение 2
Глава 1. Общие положения о международном сотрудничестве прокуратуры 4
1.1. Главное управление международного правового сотрудничества 4
1.2. Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функций по международному сотрудничеству 6
Глава 2. Особенности реализации Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества в отдельных сферах деятельности 9
2.1. Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функций по международному сотрудничеству в уголовно-правовой сфере 9
2.2. Цели и задачи главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ 11
Заключение 15
Список литературы 16
ПРИЛОЖЕНИЕ А 18
Статья 2. Международное сотрудничество 18
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 19
Введение
Основой международного сотрудничества и взаимодействия между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокуратурами зарубежных стран являются двусторонние межведомственные соглашения, которые были заключены с соответствующими органами более чем 40 зарубежных стран. В рамках таких соглашений подписываются программы сотрудничества и осуществляются предусмотренные в них мероприятия, осуществляется обмен опытом работы, нормативными правовыми актами и методическими материалами, проводятся совместные круглые столы, семинары, конференции и консультации по вопросам экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам и т.д. Этим и обусловлена актуальность исследования.
Целью данной работы является изучение целей, задачей, структуры, компетенции Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ.
Для ее достижения необходимо выполнить следующие
задачи:
-
раскрыть цели и задачки международного сотрудничества; -
рассказать о деятельности главного управления международного правового сотрудничества; -
раскрыть деятельность прокуратуры в области уголовного права и других областях.
Глава 1. Общие положения о международном сотрудничестве прокуратуры
1.1. Главное управление международного правового сотрудничества
Проблемы преступности и борьбы с ней имеют давнюю историю и всегда были на повестке дня всех государств во все периоды истории, но именно на рубеже XIX-XX веков возникла острая необходимость оказания межгосударственной взаимопомощи в противодействии наиболее опасным видам преступности, в силу ряда факторов: развитие межгосударственных коммуникаций, упрощение пограничных процедур, распространение туризма привели к увеличению возможностей преступников перемещать их из одного государства в другое, росту профессиональной и организованной преступности, объектом особого внимания многих государств стали такие виды таких преступлений, как контрабанда, незаконный оборот наркотиков, терроризм, "торговля людьми", контрафакция, которые по своему характеру и масштабу вреда для общества и отдельных лиц требуют борьбы с ними на основе единых, общепризнанных и скоординированных между государствами тактических и технических мер.
В связи с процессом глобализации, и как следствие распространением организованной преступности как внутри государств, так и за их пределами, на передний план выходит взаимодействие правоохранительных органов различных государств, и в частности прокуратуры.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые контакты с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с них, заключает соглашения о правовой помощи и борьбе с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации [2] Приложение А.
На данный момент сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В марте 2022 года в связи с «глубоким разочарованием, в соответствии со статьей 6.1 Устава МАП» [3] и внешней геополитической ситуацией, Генеральная прокуратура России приняла решение выйти из Международной ассоциации прокуроров (МАП) и невозможности дальнейшего взаимодействия, а также о прекращении действия Соглашения о сотрудничестве, заключенного 20 октября 2021 года с обеспечивать деятельность регионального офиса MAP в Санкт-Петербурге на основании его статьи 11(3) [7, с. 359].
Однако, несмотря на это, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), союза Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Казахстан. Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика (БРИКС). Развивается сотрудничество с прокуратурами государств Прикаспийского региона [4, с. 510].
Сейчас представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций участвуют в заседаниях и/или рабочих группах органов и специализированных структур:
-
БРИКС (Рабочие группы по борьбе с коррупцией и терроризмом). -
Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации успешно осуществляется на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ (КСГ).
Совещания генеральных прокуроров государств-членов ШОС проводятся ежегодно.
На базе Университета прокуратуры Российской Федерации (бывшая Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) с 1995 года функционирует Научно-методический центр CSGP, который обеспечивает подготовку кадров и рассылку методических пособий по борьбе с преступностью в СНГ в Генеральные прокуратуры государств - участников СНГ. Решением Совета Министров иностранных дел СНГ от 10.12.2020 Университету прокуратуры Российской Федерации присвоен статус базовой организации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников органов прокуратуры государств - участников СНГ [6].
1.2. Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функций по международному сотрудничеству
До 1996 года функции международного сотрудничества в Генеральной прокуратуре Российской Федерации были возложены на Департамент международного права.
В феврале 1996 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации было образовано Международно-правовое управление, в состав которого вошли договорный и протокольный отделы, а впоследствии - отдел экстрадиции, отдел исполнения международных следственных поручений, второй отдел экстрадиции.
Следующим этапом в организации работы в области международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации стало создание в июне 2006 года Главного управления международного правового сотрудничества, состоящего из трех отделов: экстрадиции, правовой помощи, международного права.
В настоящее время Главное управление международного правового сотрудничества выполняет следующие функции:
-
рассматривает и организует исполнение запросов компетентных органов иностранных государств о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора; -
организует подготовку и отправку запросов в зарубежные страны о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора; -
организует работу по приему и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера [1] Приложение Б.
Основная функция Департамента правовой помощи и содействия правоохранительным органам:
-
осуществление и выполнение обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации об оказании международной правовой помощи по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также оказание международной правоохранительной помощи.
Основные функции организационно-правового управления:
-
обеспечивание установления, развития и координации отношений органов и организаций Прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами, организациями, учреждениями иностранных государств и территорий, международными органами и организациями; -
организация участия представителей органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в международных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации и за рубежом; -
обеспечивание развития договорно-правовой базы для участия органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве; -
осуществление организационного, информационного, аналитического и методического обеспечения деятельности прокуратуры по осуществлению международного сотрудничества, обеспечивает участие в законотворческой деятельности, правовое просвещение и информирование о международном сотрудничестве в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Основная функция Отдела международного сотрудничества по особо важным делам (на правах руководства):
-
сотрудничать с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области выдачи и правовой помощи по особо важным уголовным делам.
Основная функция департамента по сопровождению международных споров:
-
по поручению Генерального прокурора Российской Федерации осуществляет представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных арбитражных судах (третейских разбирательствах) [5, с. 317].
Таким образом, можно прийти к выводу, что Российская прокуратура обладает высокой международной репутацией, о чем свидетельствует тот факт, что ее представители были избраны в руководящие и рабочие органы ряда авторитетных международных организаций, включая Совет Европа, Международная ассоциация прокуроров и Международная ассоциация по борьбе с коррупцией Власти.
Одной из основных функций прокуратуры является взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и надзор за применением законов в сфере международного правового сотрудничества.
Глава 2. Особенности реализации Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества в отдельных сферах деятельности
2.1. Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функций по международному сотрудничеству в уголовно-правовой сфере
Главное управление международного правового сотрудничества является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Правовую основу деятельности Главного управления составляют Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", другими федеральными законами, приказами, инструкциями и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации [2].
В структуру Главного управления международного правового сотрудничества входят четыре структурных подразделения, которые, в свою очередь, делятся на департаменты.