ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2021
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ (по семестрам)
Раздел 1. Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
-
Организационно-правовой статус учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе.
-
Физическая культура – часть общечеловеческой культуры.
-
Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе.
-
Формирование физической культуры личности.
-
Основные средства физической культуры и их характеристика.
-
Дополнительные средства физической культуры и их характеристика.
-
Основные составляющие (компоненты) физической культуры.
-
Базовая физическая культура: цели, задачи и характеристика.
-
Спорт и туризм: их активные двигательные виды. Цели, задачи и характеристика.
-
Профессионально-прикладная физическая подготовка: цели, задачи и характеристика.
-
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура: цели, задачи и характеристика.
-
Гигиеническая физическая культура: цели, задачи и характеристика.
-
Рекреативная физическая культура: цели, задачи и характеристика.
-
Адаптивная физическая культура: цели, задачи и характеристика.
-
Физическое воспитание как неотъемлемая составляющая физической культуры.
-
Физическая культура в структуре профессионального образования.
-
Правовые основы включения «Физической культуры» в перечень обязательных гуманитарных дисциплин.
-
Основные положения программы обязательной учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе.
-
Профессиональная направленность физического воспитания в вузе.
-
Основы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе.
Раздел2.Биологические и социально-биологические основы физической культуры
-
Понятие о социально-биологических основах физической культуры.
-
Естественнонаучные основы физической культуры и спорта.
-
Роль двигательной активности в становлении и развитии человека в филогенезе и онтогенезе.
-
Биологическая и физиологическая сущность необходимости физкультурно-спортивных упражнений в современный период..
-
Понятие о функциональной активности человека.
-
Двигательный режим, сочетание труда и отдыха. Виды отдыха.
-
Взаимосвязи физической и умственной деятельности человека.
-
Понятие об утомлении при физической и умственной деятельности.
-
Гипокинезия и гиподинамия.
-
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
-
Физическое развитие человека в онтогенезе. Основные его критерии.
-
Физические качества. Их становление в онтогенезе человека.
-
Степень и условия проявления наследственности при физическом развитии и жизнедеятельности человека.
-
Негативное влияние отдельных экологических факторов на здоровье и функциональные возможности человека.
-
Социальные факторы и их влияние на физическое развитие и функциональное состояние человека.
-
Представление об обмене белков и его роль в мышечной деятельности.
-
Представление об обмене углеводов при физических нагрузках.
-
Представление о водном и минеральном обмене в процессе мышечной работы.
-
Витамины и их роль в обмене веществ.
-
Обмен энергии. Состав пищи и суточный расход энергии.
Раздел 3. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания
-
Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями.
-
Массовый спорт, его цели и задачи.
-
Спорт высших достижений.
-
Единая спортивная классификация.
-
Национальные виды спорта.
-
Студенческий спорт, его организационные особенности.
-
Спорт в высшем учебном заведении.
-
Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа.
-
Система студенческих спортивных соревнований –внутривузовские, межвузовские, международные.
-
Общественные студенческие спортивные организации и объединения.
-
Нетрадиционные системы физических упражнений. Особенности организации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы.
-
Организационные основы занятий различными оздоровительными системами в свободное время студентов.
-
Основные мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или систем физических упражнений.
-
Выбор видов спорта для укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития и телосложения.
-
Выбор видов спорта и упражнений для повышения функциональных возможностей организма.
-
Выбор видов спорта и упражнений для активного отдыха.
-
Выбор видов спорта и упражнений для подготовки к будущей профессиональной деятельности.
-
Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов.
-
Краткая характеристика основных групп видов спорта и современных тем физических упражнений, преимущественно развивающих:
• выносливость;
• силу;
• скоростно-силовые качества и быстроту;
• гибкость;
• координацию движений (ловкость).
-
Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающегося.
Раздел 4. Общая и специальная физическая подготовка
-
Методические принципы физического воспитания.
-
Методы физического воспитания.
-
Общие основы обучения движениям.
-
Общие положения воспитания физических качеств.
-
Формирование психических качеств личности в процессе физического воспитания.
-
Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.
-
Специальная физическая подготовка.
-
Спортивная подготовка, ее цели и задачи.
-
Структура подготовленности спортсмена.
-
Техническая подготовленность спортсмена.
-
Физическая подготовленность спортсмена.
-
Тактическая подготовленность спортсмена.
-
Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки спортсмена.
-
Интенсивность физических нагрузок.
-
Зона интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
-
Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.
-
Значение мышечной релаксации.
-
Формы занятий физическими упражнениями.
-
Построение и структура учебно-тренировочного занятия.
-
Общая и моторная плотность занятия.
Раздел 5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
-
Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
-
Формирование мотивов и организация занятий физическими упражнениями.
-
Формы самостоятельных занятий.
-
Содержание самостоятельных занятий.
-
Возрастные особенности содержания занятий.
-
Особенности самостоятельных занятий для женщин.
-
Расчет часов самостоятельных занятий.
-
Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.
-
Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей.
-
Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.
-
Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.
-
Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.
-
Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста.
-
ЧСС/ПАНО у лиц разного возраста.
-
Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.
-
Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.
-
Гигиена самостоятельных занятий. Питание, питьевой режим, уход за кожей. Элементы закаливания.
-
Гигиена. Места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма.
-
Самоконтроль за физическим развитием и функциональным состоянием.
-
Самоконтроль за физической подготовленностью. Тесты.
Раздел 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
-
Положения, определяющие личную и социально-экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.
-
Влияние современнойтехнизации труда и быта на жизнедеятельность человека.
-
Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.
-
Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание психофизической подготовки будущего специалиста.
-
Обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов.
-
Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.
-
Определение понятия ППФП, ее цели и задачи.
-
Место ППФП в системе физического воспитания.
-
Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.
-
Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП студентов.
-
Методика подбора средств ППФП студентов.
-
Организация и формы ППФП в вузе.
-
ППФП студентов на учебных занятиях.
-
ППФП студентов во внеучебное время.
-
Система контроля ППФП студентов.
-
Основные факторы, определяющие ППФП будущего бакалавра и специалиста избранного профиля.
-
Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФН студентов.
-
Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФН студентов данного факультета.
-
Влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов данного факультета.
-
Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФН выпускников факультета,
Сведения о литературе
Основная литература
-
Барчуков И.С. Физическая культура: учеб.для вузов – М.: Академия, 2011. – 528 с.
-
Физическая культура студента и жизнь: учеб.для вузов / под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2008. - 366 с.
Дополнительная литература
-
. Сальников А.Н. Физическая культура: конспект лекций. – М.: ПРИОР-издат, 2009. – 128 с.
-
Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: Методология, теория и практика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 528 с.
-
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: Гардарики, 2007. – 218 с.
-
Деметер Г. С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. - М.: Советский спорт, 2005. - 324 с.
-
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2002 – 176 с.
-
Евсеев, Ю. И. Физическая культура: учеб. пособие для вузов - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
-
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
-
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. – М.:Гардарики, 2007. – 336 с.
-
Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб.пособие для вузов. - М.: Советский спорт, 2005. - 192 с
-
Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учеб.пособие - М.: Советский спорт, 2005. - 224
-
Полунин, А. И. Спортивно-оздоровительный бег: рекомендации для тренирующихся самостоятельно. - М.: Советский спорт, 2004. - 112 с.
Интернет-ресурсы дисциплины
-
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации http://sport.minstm.gov.ru
-
Валеология – здоровый образ жизниwww.fiziolive.ru
-
Сайт журнала «Физкультура и спорт» www.fismag.ru/
-
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту http://lib.sportedu.ru
-
Российская национальная библиотека www.nlr.ru
-
Новости спорта. Спортивная аналитика http://news.sportbox.ru/
-
Новости спорта http://allsport-news.com/
-
Спортивное издание «Советский спорт»www.sovsport.ru/news
1. Научно-методический журнал: «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»;
2. Научно-теоретический журнал : «Теория и практика физической культуры»;
3. Журнал: «Физическое воспитание студентов творческих специальностей»;
4. Журнал : «Физкультура и спорт»;
5. Газета: «Советский спорт»;
6. Газета: «Спорт-экспресс»;
7. Интернет-газета: «Спорт сегодня»;
8. Газета: «Спорт день за днём».