Файл: Государство понятие, типология, теории происхождения Теория государства и права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство – понятие, типология, теории
происхождения
Теория государства и права
Цели изучения темы:
 ознакомление с понятием, признаками и сущностью государства, теориями происхождения государства, типологией государства.
Задачи темы:
 охарактеризовать понятие государства, его признаки и сущность;
 охарактеризовать основные теории происхождения государства;
 определить подходы, на основании которых осуществляется типология государства, охарактеризовать формационный и цивилизационный подходы.
В результате изучения данной темы Вы будете
знать:
 понятие, признаки и сущность государства;
 краткое содержание основных теорий происхождения государства;
 наиболее общие закономерности и тенденции происхождения и развития государства;
 подходы, на основании которых осуществляется типология государства;
 формационный и цивилизационный подходы в типологии государства,
 отличия традиционных государств от современных;
 понятия клерикального, теократического и светского государства.
уметь:
 определять тип государства;
 выявлять сходства и различия теорий происхождения государства;
 применять теоретические положения при изучении отраслевых юридических дисциплин;
 правильно использовать юридические понятия и категории при ответе на задания с использованием конкретных примеров.
владеть:
 выявления общих закономерностей происхождения и развития государства.
Учебные вопросы темы:
Вопрос 1. Понятие и признаки государства.
Вопрос 2. Теории происхождения государства. Типология государства.

Вопрос 1. Понятие и признаки государства
С момента своего появления люди жили в коллективе, что помогало им противостоять опасностям, совместно добывать пищу, обеспечивать продолжение рода. Объединяясь вместе, взаимодействуя друг с другом, люди образовывали общество, которое эволюционировало вместе с человеком от самых примитивных форм к наиболее совершенным. По мере развития его структура постоянно усложнялась. Между членами общества с самого начала его существования возникали различного рода связи и отношения, которые необходимо было регулировать. Одним из важнейших видов этих отношений стали отношения власти.
Власть представляет собой способность навязать свою волю другим лицам с помощью каких-либо средств.
Но в первобытном обществе властвующие в лице племенных вождей еще не выделялись из общества. Руководящие функции выполнялись вождями наряду с иными общественными, осуществляемыми и иными членами племени.
С переходом от присваивающей экономике к производящей, возникновению социального расслоения внутри племен верхушка, осуществляющая управленческие функции, выделяется из общества, становится над ним. Такая власть получает наименование публичной. У наиболее экономически развитых обществ происходит возникновение государств.
Публичная власть – власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны.
Если власть добровольно признается законной большинством населения, то она считается легитимной. Легитимность, то есть признание власти законной, может основываться на традиции, на авторитете лидера, вере в его выдающиеся способности, на нормах права.
Государство является организацией публичной власти в обществе, которая распространяется на все население страны, проживающее на определенной территории, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Признаками государства являются
1.
Наличие публичной власти. Данная власть осуществляет управление обществом с помощью различных государственных органов (армии, полиции, судов, спецслужб и др.), образующих государственный аппарат.
2.
Территория.
Публичная власть в государстве имеет пространственные пределы. Территорией государства является пространство в рамках государственной границы – суша, воды, недра, воздушное пространство.
Внутренними водами являются воды рек, озер, заливов, бухт и других водоемов внутри государства.
Территориальными водами (территориальным морем) называют водное пространство, соприкасающееся с сухопутной территорией в пределах 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива на материке и островах.
Недра – пространство под поверхностью сухопутной и водной территории и все, что в нем находится.
Воздушное пространство – пространство над сухопутной и водной территорией страны, в том числе над территориальными водами (до 100 км по вертикали).
Также в качестве территории государства рассматриваются:

Континентальный шельф – включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка в пределах 200 морских миль;


 территории посольств государства за рубежом;
 военно-морские суда под флагом государства и военно-воздушные суда (самолеты, вертолеты и др.) вне зависимости от места нахождения;
 гражданские суда (морские, воздушные) под флагом государства, находящиеся в открытом море или нейтральном воздушном пространстве;
 космические объекты.
3. Население. К нему относятся граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды).
Гражданство – устойчивая политико-правовая связь государства и индивида, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей.
4. Связь с правом выражается в том, что право является регулятором общественных отношений. Право юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства. Государство обладает монополией на правотворчество: издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты (решения по конкретным делам, которым в дальнейшем придается общеобязательный характер), санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения.
5. Налоги. Государство имеет систему налогов, необходимых для содержания государственного аппарата.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
6. Суверенитет – верховенство и независимость государства внутри страны и на международной арене.
В зависимости от того, чьи интересы и потребности удовлетворяет государство главным образом, определяют сущность государства.
Сущность государства представляет собой его смысл и назначение.
Управление обществом может осуществляться как в интересах всего общества, так и в интересах его отдельных слоев или лиц, находящихся у власти.
Поэтому выделяют несколько подходов к определению сущности государства.
Классовый подход – рассматривает государство как организацию политической власти экономически господствующего класса.
Общесоциальный подход – рассматривает государство как организацию, выражающую волю всего общества.
Дуалистический подход – соединяет в себе два названных выше подхода.
Государство рассматривается в качестве организации экономически господствующего класса, но реализующей и общесоциальные цели, действующей в интересах общества в целом.
В различные исторические периоды сущность государства различается.
Вопрос 2. Теории происхождения государства. Типология государства
В науке разработано множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, живших в разное время, в неодинаковых социально-политических условиях.
Теологическая теория – основана на том, что государство создано Богом.
Данная теория происхождения государства является одной из наиболее ранних, возникших еще в Древнем мире. Теологическая теория отстаивает идею необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога.
Данная теория использовалась для обоснования необходимости беспрекословного

подчинения власти монарха, и имела наибольшее распространение в Древнем мире и в Средние века. Ее представителями являются Фома Аквинский, а в более поздний период – профессор католического университета Жак Маритен.
Патриархальная теория – основана на том, что образование государства рассматривается как результат развития семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом, власть которого рассматривается как продолжение отцовской власти. Исходя из этого, патриархальная теория обосновывает необходимость беспрекословного подчинения монарху.
Патриархальная теория, наряду с теологической, является одной из наиболее ранних. Как и теологическая, патриархальная теория также имела наибольшее распространение в Древнем мире и в Средние века. Представителями патриархальной теории являются
Аристотель,
Конфуций,
Р. Филмер,
Н. К. Михайловский.
Договорная теория – рассматривает государство как результат общественного договора о правилах совместного проживания. Исходя из данной теории, до момента возникновения государства люди находились в «естественном состоянии», понимаемом в зависимости от автора либо как «война всех против всех», либо как всеобщее благоденствие. В целях преодоления противоречий, защиты безопасности люди на определенном этапе заключили договор, добровольно отказались от части своих прав, передав их государству в обмен на защиту оставшихся, наиболее значимых прав.
Данная теория получила наиболее широкое распространение в XVII–
XVIII вв. – в эпоху буржуазных революций, борьбы с абсолютизмом.
Представителями договорной теории являются Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс,
Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А. Н. Радищев.
Органическая теория – отождествляетгосударство с биологическим организмом, возникающим в обществе в процессе естественного отбора (борьба с соседями). Государственный органы и социальные группы согласно данной теории подобны частям человеческого организма. Так, правительство выполняет функции головного мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают внутренние функции, а господствующие – внешние.
Органическая теория получила наибольшее распространение XIX веке, и была связана с успехами естествознания, хотя некоторые ее идеи высказывались и в более ранние эпохи (например, Платоном). В XIX веке ее представителями стали
Г. Спенсер, Р. Вормс, И. Блюнчили.
Классовая теория – рассматривает возникновениегосударства как результат развития первобытного общества, изменения в нем социально- экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Существование государства увязывается с наличием антагонистических, т. е. противостоящих друг другу, классов. Появление государства представители классовой теории считали результатом изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними.
Государство рассматривалось как механизм, с помощью которого господствующий класс подавляет класс эксплуатируемый. Но с исчезновением классов должно отмереть и государство.
Данная теория также именуется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического
(преимущественно экономического характера), и марксистской – в честь одного из ее основателей – К. Маркса. Помимо него, представителями классовой теории являлись Ф. Энгельс, В. И. Ленин,
Г. В. Плеханов.


Теория насилия – основана на том, что государство возникает вследствие факторов военно-политического характера. Представителями данной теории являлись Е. Дюринг, считавший, что возникновение государства происходит в результате внутреннего насилия - порабощение более сильными соплеменниками более слабых, а также К. Каутский и Л. Гумплович – рассматривавшие возникновение государства как результат внешнего насилия, когда более развитое
(более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное).
Психологическая теория - рассматривает возникновение государства как результат свойств и психологических влечений, инстинктов индивида. Государство необходимо для подавления агрессивных влечений человека.
Представителями данной теории являются З. Фрейд, Л. И. Петражицкий,
Н. М. Коркунов. Данная теория также получила наибольшее распространение во второй половине XIX–начале ХХ вв.
Типы государства
Государства, существующие в определенную историческую эпоху, в определенном географическом регионе, в обществах, находящихся на одинаковой стадии социально-экономического развития, имеют ряд общих признаков, на основании которых их можно объединить в группы, и отнести к определенному типу.
Типология государства представляет собой классификацию государств по группам в зависимости от общих системообразующих важнейших признаков, присущих отдельному типу государств.
Наибольшее распространение получило выделение типов государства в зависимости от периодов в развитии государства, соответствующих определенным состояниям общества и одинаковых для многих стран.
В зависимости от причин движения общества к более сложным формам разработаны два основных и дополняющих друг друга подхода к определению типов государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход – систематизация и объединение существенных признаков государства в рамках конкретной общественно-экономической формации. Данный подход был разработан К. Марксом, Ф. Энгельсом,
В. И. Лениным.
Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В основе данного подхода лежит развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека), что приводит к изменению производственных отношений. По мере развития общества собственниками основных средств производства становятся новые все более прогрессивные классы (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, трудящиеся классы). Таким образом, главным критерием формационного подхода являются социально-экономические признаки.
Общественно-экономическая формация включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки
(государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который обусловливает и соответствующий тип надстроечных элементов  государство и право.
С изменением производственных отношений меняются все другие элементы, входящие в его надстройку (общественное сознание, мораль, право, государство, религия, наука); происходит переход к новому более высокому типу общественно-экономической формации.
Самой ранней общественно-экономической формацией является первобытнообщинная. В ней не существует ни деления на общества классы, ни государства.
Каждой классовой общественно-экономической формации


(рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической) соответствует свой одноименный тип государства. Главная особенность типа государства определяется по тому, какой класс является собственником основных средств производства и оказывает решающее влияние на государственную власть.
Исходя из этого, в зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный), социалистический.
Рабовладельческое государство выполняет в первую очередь функцию поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой орудие труда.
Феодальное государство – это господство класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находятся в крепостной зависимости от феодалов.
Буржуазное (капиталистическое) государство представляет собой господство буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным.
Рабочий формально свободен, но, лишен средств производства, и вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое (первоначального накопления капитала), монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое
государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Цивилизационный подход выводит на первый план социокультурные факторы – духовную жизнь общества, идеологию, религию, культуру, психологию, полагая, что именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти и отказывается от абсолютизации материально-экономических факторов в развитии государства, хотя и не отрицает их влияние.
Представителями цивилизационного подхода являются А. Тойнби,
П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие виды цивилизаций и соответствующие им типы государства:
 восточные, западные, смешанные (промежуточные)
 древние, средневековые, современные
 аграрные, индустриальные, постиндустриальные
 сельскохозяйственные, промышленные, научно-технические.
Кроме того, в зависимости от соотношения государства и личности выделяют
Традиционные государства – государства, в которых народ не является источником власти, отсутствует равноправие, не признаются права человека. Такие государства обладают практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения. К традиционным относятся рабовладельческие и феодальные монархии.
Современные (конституционные) государства – государства, в которых народ является источником государственной власти, а само государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена, признаны и гарантированы права человека. К современным государствам относятся республики и конституционные монархии XIX–XXI вв.
Недостатком цивилизационного подхода представляется множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов государства.
В зависимости от взаимоотношений государства с религиозными