Файл: Устройство персонального компьютера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методическая разработка

по информатике на тему:

«Устройство персонального компьютера»

Пояснительная записка к уроку
Преподаватель: Литкина Наталья Сергеевна

Группа: Кс1-14 Профессия: Компьютерные системы и комплексы

Предмет: Информатика и ИКТ Тема урока: Устройство персонального компьютера

Тип урока: Изучение нового материала

Характеристика группы:

В группе Кс1-14 первого курса обучаются 24 студента, все достаточно благополучные дети. Психологическая обстановка в группе удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива приблизительно 70%, в процессе обучения прослеживается динамика развития коллектива.

Уровень учебной мотивации хороший, видна успешная школьная подготовка большинства учащихся. Двоих учащихся можно отнести к педагогически запущенным, 14 учащихся обладают учебными способностями и стремлением к учебе.

При хорошей организации учебного процесса можно заставить работать большую часть группы. Во время проведения урока микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный.

Дидактическая цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, назначении его устройств.

Методическая цель урока: Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах с применением компьютерных технологий.

Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование учебной программы к уровню подготовки учащихся (учитывался уровень подготовленности учащихся этой группы) и установление межпредметных связей с другими предметами и изучаемыми в учебном заведении профессиями.

Материал урока имеет важное значение в формировании мировоззрения учащихся, расширения и уточнения представлений об устройстве компьютера, так как будущая профессия группы Кс1-14 будет связана с архитектурой и комплексами ЭВМ.

Использованные методические приёмы организации учебного сотрудничества обеспечили усвоение материала и позволили создать необходимые условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.


Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Затем учащимся предлагается просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап – повторение раннее изученных тем. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

На основном этапе — этапе изучения нового материала – использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды.

Следующим этапом было закрепление полученных знаний, где студенты в разных формах совершенствовали свои знания и применяли взаимооценку своих работ.

Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута дидактическая цель.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 20 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Выбранные преподавателем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения практических задач. В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность учащихся с взаимооценкой.


Сценарий урока по теме

«Устройство персонального компьютера»

Преподаватель: Литкина Наталья Сергеевна

Группа: Кс1-14, первый курс

Профессия: Компьютерные системы и комплексы

Предмет: Информатика и ИКТ

Тема урока: Устройство персонального компьютера

Тип урока: Объяснение нового материала

Вид урока: Смешанный

Цель урока: Создание условий для формирования целостного представления о функциональном назначении персонального компьютера и архитектуре компьютера.

Задачи урока:

образовательная: познакомить с функциональным назначением компонентов компьютера, формирование необходимых компетенций;

развивающая: развить внимание и аналитическое мышление, становление и развитие операционного мышления;

воспитательная: достигнуть сознательного усвоения учебного материала учащимися, сформировать умения работать в коллективе

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях;

  • метапредметные - обобщённые представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

  • личностные - понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники.

Решаемые учебные задачи:

  1. разъяснение сущности компьютера как универсального электронного программно управляемого устройства;

  2. обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером;

  3. рассмотрение основных характеристик компьютера;

  4. рассмотрение схемы информационных потоков в компьютере.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • персональный компьютер;

  • процессор;

  • память;

  • устройства ввода информации;

  • устройства вывода информации;


Материально-техническое обеспечение:

  • компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением,

  • мультимедиа проектор с интерактивной доской,

  • презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Способы организации деятельности преподавателя и студентов:

  • Фронтальный.

  • Индивидуальный.

  • Коллективный.

Прогнозируемый результат:

В результате занятия обучающиеся должны:

Знать:

  • Определение персонального компьютера;

  • Основные и периферийные устройства компьютера;

  • Устройства ввода и вывода информации;

  • Области применения ПК.

Уметь:

  • Характеризовать основные устройства ПК;

  • Характеризовать периферийные устройства ПК.

План урока

  1. Организационный момент. Создание рабочей обстановки (2 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

Обучающиеся отвечают на вопросы по теме «Человек и информация»

  1. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

Создание мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся через привлечение их внимания к актуальности изучаемой темы.

  1. Основная часть (29 мин.)

    1. Изложение нового материала (обучающиеся внимательно смотрят презентацию, которую демонстрирует преподаватель; фиксируют записи в тетрадях) (13 мин.)

    2. Физминутка (1 мин).

    3. Закрепление изученного материала. Обучающиеся выполняют различные задания: сначала работают на интерактивной доске по желанию, потом делятся на три группы и выполняют задания на карточках, проводят самопроверку, далее работают за компьютерами и проверяют задания друг у друга. (15 мин.)

  2. Заключительная часть (8 мин.)

    1. Обобщение, подведение итогов. Оценка деятельности обучающихся (6 мин.)

    2. Домашнее задание (2 мин.)


Ход урока

Этапы

ДИДАКТИЧЕНСКИЕ ЗАДАЧИ ЭТАПА

деятельность

ПОКАЗАТЕЛИ результатА

время

учителя

обучающихся

1.Организационный момент

Создание рабочей обстановки, проверка присутствующих

Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию, переключает их внимание на изучение материала

Приветствуют учителя, готовятся к восприятию учебного материала

Рабочая обстановка в группе.

2 мин.

2. Актуализация опорных знаний

Осмысление изученного ранее материала, применение знаний, умений и навыков на практике.

Фронтальный опрос по теме «Человек и информация»

Вопросы для фронтального опроса

1. Что такое информация?

2. Какой бывает информация по способу восприятия? По способу представления?

3. Назовите социально-значимые свойства информации.

4. Что изучает наука Информатика?

Отвечают на вопросы.

Уточнение теоретических и практических знаний и умений для восприятия новых знаний.

3 мин.

3. Мотивация учебной деятельности

Определение целей занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

- Ребята, кто принимал участие в покупке ПК?

- На что вы обращали при этом внимание?

- Как вы думаете, что мы с вами на уроке будем изучать?

Сообщение темы «Назначение и устройство персонального компьютера» и целей урока.

Демонстрация схемы «Аналогия между компьютером и человеком».

Ответы обучающихся.
Записывают число и тему урока в тетрадях
Просматривают предоставленный материал

Осмысление темы и целей урока.

Готовность к активной учебно-познавательной деятельности.

3 мин.

4. Основная часть

29 мин.

4.1.Изложение нового материала

Создание условий для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Демонстрирует презентацию, дает под запись основные моменты. (Презентация)


Внимательно смотрят, слушают, делают фиксирующие записи в тетради: определение ПК, основные и периферийные устройства, устройства ввода и вывода информации.

Наличие в тетради записи. Осмысление учебной информации.

13 мин.

4.2. Физкультминутка

Снятие напряжения

Озвучивает и показывает движения физкультминутки.

Встают со своих мест, повторяют за учителем слова и движения.




1 мин.

4.3. Закрепление изученного материала


Усвоение обучающимися новых знаний и способов действий на уровне применения в измененных обстоятельствах.

Проверяет, как студенты усвоили данную тему.

Предлагает решить следующие задания:

1. Вызывается один желающий, чтобы проделать следующую работу: соединить линиями названия устройств и названия выполняемого им действия, предложенные на интерактивной доске.

2. Студенты распределяются на 3 группы (столы расставлены с учетом групповой формы работы). Учащимся раздаются карточки - детали компьютера. Каждая группа распределяет карточки в свою группу в зависимости от их типа: устройства ввода информации, устройства вывода информации, устройства, находящиеся внутри системного блока.

Если ребята правильно собрали карточки, то перевернув их, каждая группа может составить слова УРА, ХОРОШО, БРАВО (каждая группа называет по одному слову).

3. Студентам предлагается сесть за компьютеры и выполнить представленные задания. Используя дифференцированный подход, одной группе студентов дается задание заполнить кроссворд, а другой - в графическом редакторе соединить линиями устройства ввода, вывода, обработки, хранения информации.

После студенты меняются местами и проверяют работы друг друга.


Выполняют задание на интерактивной доске.

Групповая работа с карточками.

Самопроверка.

Работают индивидуально. Первая группа отвечает на вопросы кроссворда, вторая – работает в графическом редакторе.
Взаимооценка.

Усвоение.

Воспроизведение и применение теоретических знаний на практике

15 мин.


5. Заключительная часть

8 мин.

5.1. Обобщение материала, подведение итогов и рефлексия

Осмысление изученного материала, подведение итогов урока. Выявление недочетов.

  1. Обобщает учебный материал.

  2. Сообщает оценки.

  3. Анализирует и обсуждает типичные ошибки, допущенные обучающимися.

Внимательно слушают.

Рефлексируют свои действия (проводят параллель между знанием и незнанием)

Обобщенное восприятие учебного материала.


6 мин.

5.2. Домашнее задание

Осознание обучающимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает творческое задание: нарисовать компьютер своей мечты и придумать к нему рекламу, чем он лучше современного компьютера, что в нем особенного.

Фиксируют домашнее задание

Успешное выполнение домашнего задания.

2 мин.


Литература:


  1. Михеева Е. В. Информатика: учебник для учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева. - 8-е изд., стер. - М : Издательский центр "Академия", 2012. - 346 с.

  2. Михеева Е. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. СПО / Е. В. Михеева. - 10-е изд., испр. - М : Издательский центр "Академия", 2012. - 192 с.

  3. Немцова Т. И. Практикум по информатике: учебное пособие. ч.1. / Т. И. Немцова, Ю. В. Назарова. - М : ИД "ФОРУМ", 2010. - 320 с.

  4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Устройство компьютера.// Режим доступа: http://www.neumeka.ru/ustroystvo_kompyutera.html

  6. Компьютер изнутри: сайт Александра Козлова. — 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://useroff.com/ustroystvo-kompyutera.html.