Файл: Географическое распространение коренных малочисленных народов Приморского края.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
1. Географическое распространение коренных малочисленных народов Приморского края 4
1.1. Коренные народы Приморского края 4
1.2. Тазы 5
1.3. Орочи 7
1.4. Удэгейцы 8
1.5. Нанайцы 11
II. Практическая часть 13
Заключение 15
Список источников и литературы 17
Приложения 18
Введение
Актуальность. Приморье — край многонациональный, здесь живут представители 158 народов, отличающиеся по своей культуре и религиозным предпочтениям. Уникальный опыт совместного проживания, традиции дружбы и взаимопомощи создавались многими поколениями приморцев.
Сотни племен и родов населяли обширную территорию от побережья Северного Ледовитого океана до границ Китая и Кореи. Большинство народов, проживавших там ко времени появления русских землепроходцев, не объединились в самостоятельные обособленные этносы. Поэтому говорить о существовании тогда современных коренных народов этого региона нельзя.
Коренные народы Дальнего востока - это айны, нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы, живущие преимущественно в Амурской области, Хабаровском крае, в Приморье и на побережье Татарского пролива.
Весь Дальний Восток по этнокультурному признаку можно условно разделить на три большие области, каждая из которых имела свои особенности (природно-климатические условия, история заселения, условия и характер материального производства и культуры), которые в конечном счете определили культурно-исторические типы их обитателей.
Природа была неотделима от жизни этих народов. Река и тайга не только давали им пищу, но и одежду и предметы быта. Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов как растительного, так и животного происхождения. Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природных материалов, необходимых в хозяйстве: коры деревьев, которая шла на покрытие летних жилищ, шкур, кож, мехов для шитья одежды, обуви, головных уборов. Мы рассмотрим некоторые из них.
Цель проекта – изучение коренных народов Приморского края.
Задачи:
- изучить литературу по этой теме;
- рассмотреть какими народами представлено коренное население Приморского края;
- провести анкетирование студентов на знание коренного населения Приморского края;
- создать проектный продукт – буклет о коренных народов Приморья.
Объект исследования: коренные народы Приморья.
Предмет исследования: география коренных народов Приморцев.
Гипотеза: если студенты будут больше знать о народах Приморья, они смогут использовать свои знания на уроках географии.
Методы исследования: анализ литературных и справочных источников по проблеме исследования; анализ интернет-материалов, учебных статей; опрос студентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для воспитания у студентов интереса и уважения к коренным народам Приморья и эти разработки могут быть использованы преподавателями географии как практическое руководство в работе со студентами для ознакомления с проживающими на территории Приморского края малочисленных коренных народов.
Объем и структура индивидуального проекта – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка из 10-ти информационных источников и приложения.
1. Географическое распространение коренных малочисленных народов Приморского края
1.1. Коренные народы Приморского края
Коренными жителями Приморского края являются удэгейцы, нанайцы, орочи, тазы. Они и сейчас проживают на территории Приморья, только в малом количестве
На сегодняшний день из 193 народов России, в Приморском крае проживает 158 национальностей, из них около 2-х тыс. человек составляют малые народности - это коренные жителя Приморья [6].
В Приморском крае национальные села расположены в Пожарском, Ольгинском, Красноармейском, Тернейском и Лазовском районах. Люди занимаются рыбалкой, охотой, сбором дикоросов и народными промыслами. Испокон века они живут тайгой и рекой.
Картина заселения коренными жителями дальневосточных территорий, включая Приморье, более 100 лет назад была несколько иная.
Так, в одной из книг Владимира Клавдиевича Арсеньева (том №3) есть страницы, посвященные истории появления нынешних «малых народностей» на территории нашего Приморья, Дальнего Востока. А население этих народов в XVIII и начале XX века было намного больше. История появления каждых из этих народностей (тунгусы, орочи, удэхе, ольчи, гольды) - различная [3].
Так, окитайленные Орочи дали новую ветку местных народностей - южноуссурийских да-цзы (нынешние тазы). В просторечии китайцы называли дацзами все монгольские и тунгусские маньчжурские племена.
Большая часть селения в конце XIX и начале XX века составляли китайские селения, расположенные в долинах рек [3].
Наибольший наплыв китайцев в Уссурийский край был с 1890 по 1905 годы. В 1900 – х годах было замечено массовое движение китайского населения из Уссурийского края в пределы Маньчжурии.
Оставшиеся китайские селения жили по своим, жестким законом, оберегаемые от других пришлых людей.
На нашем земном шаре обитают более 2 тыс. наций и народностей. Все они имеют глубокие корни и древнюю историю. Но есть и молодые народы, которые сформировались не так давно
1.2. Тазы
Например, приморские дадзы, или тацзы, в русском произношении- тазы. В 1989 году в официальной статистике впервые были зарегистрированы 203 таза, а в 2000 году Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года №255 тазы были внесены в единый перечень коренных малочисленных народов [4].
Это одна из самых малочисленных народностей мира. В 2002 году эта народность насчитывала 274 человека. А полтора века назад, когда тазы впервые были признаны как народность, их численность составляла 1050 человек, именно столько тогда говорили на родном тазовском языке.
Сейчас в Приморском крае свободно говорить на нем могут всего 4 пожилые женщины, живущие в селе Михайловка Ольгинского района. И если попытки возродить традиции и обычаи предков дают положительные результаты, то с сохранением языка – прогноз неутешительный. Он скоро перейдет в разряд «мертвых» языков, как и древнегреческий.
Неутешительная статистика: чистокровных тазов в Приморье осталось всего 3 семьи, говорящие на русском, остальные все метисы. Надо сказать, что и сама народность тазы- это смешение разных национальностей.
Народность ТАЗЫ образовалась во второй половине XIX века. Их предками были удегейцы, нанайцы, маньжуры, китайцы. Больше всех в формировании этой этнической группы повлияли китайцы.
В 1830-1850 годы на территорию Уссурийского края стали массово проникать из Поднебессной - сборщики женьшеня, охотники за пантами, добытчики морепродуктов, в основном это были мужчины, которые вступали в брак с удэгейками, орочами и нанайками [4].
К 1900 году сложилось метисное население, говорящее на своем языке - смеси удэгейского и китайского. Эту народность стали называть дадзы (инородцы, туземцы по - китайски).
В культуре и языке преобладали китайские традиции и язык. Разговорным языком тазов был китайский с пекинским диалектом с примесью удэгейского и маньжурского.
Структура большинства фамилий тазов - производное с китайского языка. В прошлом она объединяла собственно фамилию, имя и место жительства отца. Сегодня фамилия воспринимается как единое целое, к которому добавляется имя и отчество [4].
Наиболее распространенными в Приморье считаются 30 фамилий, среди которых - КОЦУНЭ, КЫНЦЫН, МУМЧАН, ПИФАЛУН, УБОЛИН, УЛАНЖИН, ЮВАНШИН.
С середины 1920-х годов в быт тазов стали проникать русские традиции, как в одежде, охотничьем инвентаре. Получил распространение среди тазов и русский язык.
Появление русских переселенцев в Приморье было встречено китайцами спокойно, когда им объяснили, что эти территории будут заселятся русскими, они решили после сбора опия уйти на другие земли – перекочевать. Часть из них уехали в Китай. Другие ушли в верховья рек, стали заниматься животноводством, земледелием.
С 1902 года новая волна китайских земледельцев, рабочих и зверовщиков хлынула в Приамурье. К подобной китайской иммиграции русское население относилось спокойно.
1.3. Орочи
О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: «на» — земля, «ни» — человек, перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России
Численность составляет 1 000 человек, в том числе в России — 686 чел. [5].
В вопросе о самоназвании нет определенности. Ульчи и нанайцы издавна, а с XIX века и русские, именовали коренное население Амура орочами. Этот этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта.
Позднее было выявлено бытовавшее у них самоназвание нани — «здешние жители», как у нанайцев и ульчей, но этот этноним по их же утверждению «принесли» с Амура соплеменники, длительное время жившие среди амурских аборигенов.
Рис. 1. Orochis, показанные у Японского моря на британской карте 1851 г.
Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до р. Ботчи на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и др.), так и эвенкийского и др. В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.
1.4. Удэгейцы
Удэгейцы относятся к коренным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, хотя северная граница их традиционного проживания находится на широте Киева, а лето на большей части территории теплее московского.
На начало XX века удэгейцы занимали сплошную территорию по обоим склонам Сихотэ-Алиня. Её предел на востоке доходил до побережья Японского моря (в междуречье Ботчи и Такема), а на западе — достигал среднего течения правых притоков Уссури (реки Хор, Бикин, Большая Уссурка). На северо-востоке удэгейцы граничили с орочами Императорской гавани, на севере — с найхинскими нанайцами, на юге — с тазами. Удэгейцы проживали также на севере и северо-западе от своей основной территории — по притокам Амура: Анюю, Хунгари и Урми, в окружении найхинских и кур-урмийских нанайцев[2].
Рис. 2. Расселение удэгейцев в России
Однако в связи с коллективизацией и укрупнением поселений, от которого пострадали чуть ли не все северные российские народы, в 1930-е годы ассимиляцию испытали и поселения удэгейцев.
В результате к началу 1940-х годов удэгейцы окончательно потеряли единство этнической территории и были сосредоточены в 9 укрупнённых посёлках [8] (см. карту, рис. 2), которые «ничем не отличались от русских», и административно относятся к Приморскому и Хабаровскому краям Российской Федерации.
По данным Переписи населения 2002 года в России живет 2 тысячи удэгейцев. По данным Переписи 2010 года - 1496. По данным Переписи населения 2020 года - 1325. Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.).
На Украине живут еще 42 человека, которые называют себя удэгейцами. Из них 8 знают удэгейский язык, а остальные указали в качестве родного русский и украинский языки.
Удэгейцы как этнос были описаны сравнительно недавно, поскольку этнографы начала XX века не видели разницы между орочами и удэгейцами и считали, что это один народ – «орочоны».
Исследователь Сергей Браиловский первым выявил различие и ввёл в научный оборот слово «удихе» или «удихейци», которое в 1930 году стало официальным названием одного из дальневосточных народов. До того времени удэгейцы не имели самоназвания и называли себя по-разному в разных местах компактного проживания.
Люди других национальностей, проживающие с ними бок о бок, называли удыгейцев - «кекари». Это слово иногда