ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание контрольной работы по теме:
Финансовый рынок. Мировая финансовая система
Вариант 1
Ключевые меры Банка России по поддержке граждан и бизнеса,
стабилизации финансового рынка в условиях мировой экономической рецессии
Изучите Годовой отчёт Банка России за 2021 год – URL:
http://www.cbr.ru/collection/collection/file/40915/ar_2021.pdf
и прокомментируйте следующие разделы.
1. Обеспечение ценовой стабильности (денежно-кредитная политика).
2. Ключевые меры Банка России по поддержке граждан.
3. Защита прав потребителей финансовых услуг.
4. Повышение доступности финансовых продуктов для населения и бизнеса.
5. Противодействие недобросовестному поведению на финансовом рынке.
В своей работе обязательно приведите примеры, факты, аргументы необходимости и правильности этих мер.
Объём ответа – около 3 стр. Обоснуйте вывод.
-
Обеспечение ценовой стабильности (денежно-кредитная политика).
В 2021 году денежно-кредитная политика Банка России была направлена на сдерживание инфляции, которая значительно ускорилась и в мире, и в России вследствие ограничительных мер по борьбе с пандемией, нарушений в производственных цепочках и стимулирующей экономической политики. Ограничение инфляционных рисков необходимо для защиты доходов и сбережений граждан, обеспечения предсказуемости условий ведения бизнеса. Низкая и стабильная инфляция необходима для устойчивого и сбалансированного экономического роста.
В России, как и в мире, в 2021 году инфляционное давление значительно усилилось. Ускорение роста цен было связано с сохранявшимся в течение года дисбалансом между спросом и предложением.
Российская экономика быстро преодолела спровоцированный пандемией спад, уже в II квартале достигла докризисного уровня, а во второй половине продолжила активный рост. Этому способствовали меры бюджетной поддержки и низкие процентные ставки, которые сложились благодаря переходу к мягкой денежно-кредитной политике в 2020 году.
Дополнительный вклад в инфляцию вносил рост цен на продовольствие из-за низкого урожая овощей и вспышек болезней в животноводстве. Заметно повысились инфляционные ожидания населения и предприятий, возникла угроза раскручивания инфляционной спирали.
Денежно-кредитная политика была направлена на снижение инфляции к цели (вблизи 4%) и возвращение экономики на траекторию устойчивого сбалансированного роста. Уже в начале 2021 года Банк России начал повышение ставки. С марта по декабрь в совокупности ключевая ставка была повышена с 4,25 до 8,5% годовых. Однако дополнительные проинфляционные факторы со стороны рынка продовольствия, а также ослабление обменного курса вследствие роста геополитических рисков в ноябре — декабре помешали замедлению роста цен и снижению инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Кроме того, увеличение ключевой ставки влияет на ставки в экономике и инфляцию не сразу, а постепенно, с временными лагами. Вследствие дополнительного повышения инфляционных ожиданий реальные ставки увеличивались медленнее, чем ключевая. Условия банковского кредитования оставались в целом мягкими на протяжении большей части года, о чем свидетельствует высокий темп роста корпоративных кредитов и кредитов населению.
По итогам 2021 года общее увеличение цен на товары и услуги за 2021 год составило 8,4%. В начале 2022 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели в 2023 году. Геополитические события конца февраля привели к кардинальному изменению экономических условий. Банк России пошел на значительное повышение ключевой ставки (до 20%) для ограничения рисков для финансовой стабильности и рисков неконтролируемого роста цен и ожидает, что годовая инфляция вернется к цели вблизи 4% в 2024 году.
-
Ключевые меры Банка России по поддержке граждан.
В 2021 году приняты следующие меры по поддержке граждан:
-
Запущен механизм кредитных каникул: граждане могут приостановить платежи по кредитам и займам на срок до шести месяцев. -
Кредиторам рекомендовано проводить реструктуризацию кредитов и займов и приостановить выселение должников из жилья, на которое обращено взыскание. -
Заемщикам была предоставлена возможность до 31 мая 2022 года обратиться в банки за конвертацией обязательств по валютной ипотеке в рубли по официальному курсу на 18 февраля 2022 года. -
Решена проблема ипотечных кредитов с плавающими ставками: заемщики будут платить по ставкам не выше действовавших 27 февраля 2022 года. -
Сохранена возможность использования карт международных платежных систем, выпущенных российскими банками, внутри России; карты «Мир» принимаются в России и еще 10 странах. -
Увеличен лимит одной операции в Системе быстрых платежей (СБП) с 600 тыс. до 1 млн. рублей. -
Обеспечены бесплатные межбанковские переводы через СБП на сумму до 100 тыс. рублей в месяц.
-
Защита прав потребителей финансовых услуг.
В 2021 году при активном участии Банка России принято 12 федеральных законов, которые сформировали правовую основу для решения ряда наиболее острых проблем потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Закон о правилах продаж предоставил Банку России новые инструменты противодействия мисселингу (продаже одного финансового продукта под видом другого).
Банк России рекомендовал ограничить продажу страховых полисов с инвестиционной составляющей людям без специальных знаний и опыта работы на финансовом рынке, потому что они не всегда разбираются в отличиях вкладов от инвестиционных инструментов. Был проведен мониторинг таких продаж и выявлял недобросовестные практики.
С 30 декабря 2021 года вступили в силу два закона, направленные против навязывания дополнительных платных услуг. Заемщики получили право вернуть деньги за любые услуги, привязанные к кредитам и займам, в течение 14 календарных дней после оформления договора. Ранее такой период охлаждения действовал только для добровольных страховок. Одновременно кредиторам запретили заранее проставлять в договорах галочки о согласии заемщика с приобретением дополнительных услуг.
Важным нововведением для защиты прав заемщиков стало ограничение переплаты по ипотечным кредитам: их полная стоимость не может превышать среднерыночную более чем на треть (в феврале 2022 года действие ограничений полной стоимости кредита временно приостановлено).
Возможность воспользоваться ипотечными каникулами распространена на самозанятых, а заемщики, которым отказано в приостановке платежей по ипотеке, получат ответ от банка о причинах отказа. Механизм ипотечных каникул доказал свою эффективность: в график платежей возвращаются 85% заемщиков, которые ими воспользовались. Количество жалоб в Банк России по вопросам ипотечного кредитования сократилось в 2021 году в два раза.
Для защиты заемщиков от нелегальных кредиторов новые законы предусматривают также повышение штрафов и введение уголовной ответственности за незаконную выдачу займов.
Кредиторам и коллекторам при взыскании долга запретили обращаться к знакомым или родственникам заемщика без их письменного согласия, которое они могут отозвать в любой момент.
Законодательное завершение получила работа по ограничению списания социальных выплат для погашения задолженности. Периодические социальные выплаты, например малоимущим семьям с детьми, беременным женщинам, списанные в счет долга, заемщик может вернуть, если подаст заявление об этом в банк в течение
В результате поведенческого надзора за тем, насколько корректно финансовые организации взаимодействуют с клиентами, в 2021 году банки и микрофинансовые институты (МФИ) вернули потребителям либо пересчитали или аннулировали их обязательства на сумму более 645 млн рублей. В том числе заемщикам МФИ возвращены или пересчитаны обязательства в сторону уменьшения на сумму около 148 млн рублей. За нарушения в сфере поведенческого надзора восемь недобросовестных микрофинансовых организаций выведены с микрофинансового рынка. Дополнительно мониторинг соблюдения положений законодательства о конечности ипотечного долга (полное прекращение долга после изъятия заложенной недвижимости) дал возможность аннулировать задолженность или вернуть людям деньги на сумму 240,2 млн. рублей.
Банки и МФИ скорректировали более 5 млн. кредитных историй заемщиков.
Банк России разработал и опубликовал первый ренкинг страховщиков по относительному количеству жалоб по вопросам ОСАГО. Ренкинг поможет автовладельцу в выборе страховщика, а для страховых компаний станет еще одним ориентиром при совершенствовании работы с клиентами.
Страховые компании в результате поведенческого надзора (по итогам предписаний и надзорных встреч) вернули клиентам более 90 млн рублей, в основном по страховкам, привязанным к кредитам и займам. Страховые компании по жалобам потребителей скорректировали 5,8 тыс. значений коэффициента дающего скидку при покупке полиса ОСАГО за безаварийную езду.
В 2021 году Банк России провел проверки продаж страховых полисов, связанных с риском заболевания COVID-19, и рекомендовал страховщикам более детально информировать потребителей об их условиях. В итоге доля отказов в выплатах по ним заметно сократилась, объем компенсаций вырос.
-
Повышение доступности финансовых продуктов для населения и бизнеса.
В 2021 году банки — участники специальных рабочих групп при Банке России активно развивали облегченные форматы обслуживания на малонаселенных и труднодоступных территориях. Так, к концу года насчитывалось 35,5 тыс. отделений почтовой связи, где люди могут получить отдельные банковские услуги.
Растет возможность снять наличность на кассах магазинов (сервис cash-out): за год количество точек увеличилось почти в три раза, при этом треть из них находится в сельской местности. Банк России вместе с крупными банками продолжает работу над расширением ассортимента и качества услуг в точках обслуживания облегченных форматов.
Банк России внимательно следит за тем, как банки выполняют рекомендации по формированию безбарьерной среды для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных граждан. По результатам проведенного Банком России опроса 83,2% людей с инвалидностью полностью или скорее удовлетворены обслуживанием в банках (в 2020 году — 81,3%).
В работе Банка России по повышению доступности финансовых услуг появилось новое приоритетное направление: использование инструментов финансового рынка для повышения благосостояния граждан. В частности, для людей с невысоким уровнем дохода предложено разработать новые финансовые продукты.
Большое значение Банк России придает доступности финансовых услуг для малого и среднего бизнеса. Получая средства от Банка России по льготной фиксированной ставке, банки выдают относительно недорогие кредиты некрупному бизнесу.
5. Противодействие недобросовестному поведению на финансовом рынке.
Банк России защищает потребителей и конкурентную среду на рынке, выявляя компании, которые оказывают нелегальные финансовые услуги. В 2021 году количество выявленных «нелегалов» и финансовых пирамид резко выросло. Это связано с несколькими факторами. Мошенники активно переходят в онлайн, что значительно упрощает и удешевляет создание незаконных схем. Банк России в ответ на эти вызовы усовершенствовал систему своего мониторинга, что позволяет быстрее выявлять подобные проекты.
Для оперативного предупреждения о рисках взаимодействия с конкретными компаниями и интернет-проектами, предлагающими незаконные услуги, и предотвращения возможных потерь граждан Банк России 1 июня 2021 года опубликовал на своем сайте список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. По мере выявления новых «нелегалов» список оперативно обновляется. К концу года в него была включена информация о более чем 3,5 тыс. субъектов.