Файл: Внеклассное мероприятие для учащихся День православной книги.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внеклассное мероприятие для учащихся

«День православной книги».
Цель: сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о деятельности Кирилла и Мефодия, а также о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомить учащихся с православными писателями, заинтересовать детей православной книгой, её содержанием.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, презентации, выставка православных книг, свеча, диск с песней Сергея Гребенникова «Покаянная молитва», видео стихотворения Бориса Пастернака УЧИСЬ ПРОЩАТЬ

Ход занятия:
Ведущий 1: Чтение стихотворения Николая Ефимовича Николюкина «Свет лампады» в темноте под свет зажжённой свечи под аккомпанемент песни Сергея Гребенникова «Покаянная молитва».
У образа Господнего горит,

Горит лампада тусклым светом,

Но нам о многом говорит

Тот свет познания. При этом

Мы понимаем, что у нас

Есть память, самое святое.

И ни на миг, и ни на час

Нам не забыть своё былое.

И мы не можем позабыть,

Зачем же мы сюда явились,

Чтобы любить, чтобы творить,

Чтоб этим творчеством гордились.

Должны мы сделать, чтобы стал

Тот тусклый свет большим сияньем.

Он был началом всех начал

И наших всех благодеяний.

И пусть не мучает нас страх,

Что кто-то этот свет затушит,

Не только он у нас в глазах,

Но он горит и в наших душах.

Как веру в нас не задушить,

Так свет лампады будет вечен.

И без него не может жить

Земной и слабый человечек.

Во благе мы хотели б жить,

А потому нам помнить надо,

Что ничего не может быть

Без света тускленькой лампады.

Ведущий 2:

Весна открывает целую череду самых светлых и прекрасных праздников: Благовещение, Пасха. В чудесный хоровод этих праздников вплетается и новый праздник – День Православной Книги, который отмечается  14 марта. Почему день празднования выпал именно на 14 марта, на эту дату? Потому что трудами дьякона Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца  14 марта 1564 года вышла в свет первая на Руси печатная книга «Апостол». Именно с этого дня и зародилось само понятие православная книга.

Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!

Великой красоты и сложности предел,

Животворящий сплав прошедшего и мига,

Фундамент для грядущих добрых дел.
Ведущий 1:

В 2009 году  Священный Синод Русской Православной Церкви учредил новый ежегодный праздник - День Православной Книги. А 14 марта 2010 года в России он отмечался впервые. Какие цели ставит перед собой этот праздник – День Православной Книги? Главная цель – показать  важность православной книги в жизни человека.

Ведущий 2:

 Книга живет уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас. До святых равноапостольных Кирилла и Мефодия все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на древнееврейском, греческом и латинском языках. Тогда князья Ростислав, Святополк и Коцел вызвали из Византии двух мудрых братьев: Кирилла и Мефодия. Прибыли они, чтобы помочь славянским народам обрести свой письменный язык. Было это в далёком 863 году.

Младший брат Кирилл (светское имя – Константин) создал славянскую азбуку, которая была названа в его честь – Кириллицей. Она была составлена на основе греческой, но изменена, чтобы передать систему звуковую славянского языка. Много работал Кирилл, чтобы перевести с греческого языка на славянский книги духовные и обучить чтению славян по буквам, тогда им неведомым. Это было очень трудным делом. Помогал ему просвещать предков наших старший брат Мефодий. Так два брата, Кирилл и Мефодий, выполнили великое дело! Братья были монахами. Первые книги, переведенные на славянский язык - «Евангелие» и «Деяния апостолов». Затем братья перевели «Псалтирь», «Октоих» и другие церковные книги. После смерти братья были причислены к лику святых и на иконе, как можно здесь видеть, их всегда изображают вместе.

Ведущий 1:

Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Как бы хотели сказать: «Книга - очень ценная вещь». Да, было время, когда книги переписывали от руки. Не один месяц трудились, выводя гусиным пером одну букву за другой, переходя от строчки к строчке. Прежде чем начать новую страницу, надо было ее разлиновать свинцовой палочкой, ведь карандашей еще не было. Заглавную букву рисовали красными чернилами. С тех пор мы называем первую строку каждого отрывка «красной», хотя все буквы в книгах одного цвета. Работа писца была долго и кропотливой. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью.  



Ведущий 2:

Дело пошло иначе, когда изобрели печатный станок. На нём каждую страницу можно было отпечатать в нескольких экземплярах. Первая типография появилась в России более четырёх столетий назад. Ее основал печатник Иван Фёдоров. 19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.  Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. А правил тогда Иван Грозный. Значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как её тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

Ведущий 1:

Известно, что Иван Фёдоров родился в 1510 году, учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра. В 1550-х годах он служил дьяконом в Москве, в храме Николы Гостунского, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. И он, Иван Фёдоров, удостоился этой чести. Иван Фёдоров понимал, что книги нужны людям, что без книг нет знаний, нет будущего.

Ведущий 2:

Книги, которые издавал Иван Фёдоров, были в основном духовно-религиозного содержания. Что такое православная книга в наше время? Митрополит Климент на празднике православной книги пояснил: «Православная книга-это издания, рассказывающие о православной вере, помогающие понять Священное Писание, богослужение, приобщиться к православной традиции». Посмотрите, ребята, на нашу выставку книг. Православные писатели хотят донести до вас евангельское слово в доступной и понятной форме. Добро и зло, любовь и прощение, милосердие и забота о ближних - вот что составляет содержание этих книг.

Ведущий 1:

Книга - очень ценная вещь. Много трудов затрачивается на её изготовление. Поэтому нужно обращаться с ней бережно! Особенно благоговейно нужно относиться к книгам, в которых написано о Боге. Поэтому Библию, Евангелие, Псалтирь и Молитвослов мы читаем стоя, прежде осенив себя крестным знамением (перекрестившись).

Ведущий 2:

Но сегодня мы вспомним о книгах и авторах, которые мы можем читать сами ежедневно, которые также учат нас жить, ценить нашу жизнь и нашу историю, несут свет!!! А сейчас вашему вниманию предлагаем послушать фрагмент из книги СВЕТЛАНЫ Алексиевич «Последние свидетели»


.Прочитав эту книгу, я подумала, что она не только о детях, но и для детей. Хотя автор назвал свое произведение «Недетскими рассказами»...

О Великой Отечественной войне в советской литературе сказано много. Но открывая страницы публицистического романа Алексиевич, видишь то, о чем в военной прозе сказано вскользь, или не сказано вообще. Здесь речь идет не о героизме русского солдата и не об отважных подвигах, а о страдании детей, о боли и ужасах, которые находятся где-то за пределами человеческого сознания.

Книга состоит из трагических рассказов. Повествование ведется от первого лица. От лица тех, кто встретил врагов на своей земле будучи детьми. Тех, кто больше всего был не готов к словам "смерть" и "война". Их первые детские воспоминания связаны с событиями, которые едва ли может выдержать крепкая психика взрослого человека. Но они выдержали, пронесли через всю жизнь, а затем нашли в себе силы рассказать.

ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА (Читает победительница школьного этапа конкурса «Живая классика» - Нефедова Алина)

«Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…»

У меня была мечта – поймать воробья и съесть…

Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Даже весной все смотрели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. О том же… Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил. От голода я ощущала внутри постоянный холод, страшный внутренний холод. Также и в солнечные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться.

Очень хотелось жить…

Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. О ленинградской блокаде. Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады… Девятьсот… Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина… Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Это у тех, кто не работал. По иждивенческой карточке… С этого хлеба текла вода… Разделить его надо было на три части – завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек… Голый кипяточек…

В темноте… С шести утра я занимала зимой (помню больше всего зиму) очередь в булочную. Стоишь часами… Длинными часами… Пока подойдет моя очередь, на улице опять темно. Горит свеча, и продавец режет эти кусочки. Люди стоят и следят за ним. За каждым движением… Горящими… безумными глазами… И все это в молчании.


Трамваи не ходят… Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное – голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода…

Был момент, когда я перестала слышать. Тогда мы съели кошку… Я расскажу потом, как мы ее съели. Потом я ослепла… Как раз тогда нам привели собаку. Это меня спасло.

Не вспомню… Не запомнила, когда мысль о том, что можно съесть свою кошку или свою собаку, стала нормальной. Обыкновенной. Стала бытом. Не проследила этот момент… Вслед за голубями и ласточками вдруг стали исчезать в городе кошки и собаки. У нас не было никого, как-то мы не заводили их, потому что мама считала: это очень ответственно, особенно большую собаку взять в дом. Но мамина подруга не могла сама съесть свою кошку и принесла ее нам. И мы съели. Я опять стала слышать… Слух исчез у меня внезапно, утром еще слышала, а вечером мама что-то говорит мне, а я не отзываюсь.

Прошло время… И вот мы опять умираем… Мамина подруга привела нам свою собаку. И мы ее тоже съели. И если бы не собака, мы бы не выжили. Конечно, не выжили бы. Это – ясно. Уже начали опухать от голода. Сестра не хотела утром вставать… Собака была большая и ласковая. Два дня мама не могла… Как решиться? На третий день она привязала собаку к батарее на кухне, а нас выгнала на улицу…

Помню эти котлеты… Помню…

Очень хотелось жить…

Часто собирались и сидели возле папиной фотокарточки. Папа был на фронте. Письма от него приходили редко. «Девочки мои…» – писал он нам. Мы отвечали, но старались его не расстраивать.

Мама хранила несколько кусочков сахара. Маленький бумажный мешочек. Это был наш золотой запас. Один раз… Я не выдержала, я знала, где лежит сахар, залезла и взяла один кусочек. Через несколько дней еще один… Потом… Прошло немного времени – опять… Скоро в мамином мешочке ничего не осталось. Пустой мешочек…

Заболела мама… Ей нужна глюкоза. Сахар… Она уже не может подняться… На семейном совете решили – достать заветный мешочек. Наше сокровище! Ну вот мы его и сберегли для такого дня! Мама обязательно выздоровеет. Старшая сестра стала искать, а сахара нет. Весь дом перерыли. Я вместе со всеми искала…

А вечером призналась…

Сестра меня била. Кусала. Царапала. А я просила ее: «Убей меня! Убей! Как я буду теперь жить?!» Я хотела умереть…

Я вам рассказала о нескольких днях… А их было всех девятьсот…

Девятьсот таких дней…

На моих глазах девочка украла на базаре у одной женщины булочку. Маленькая девочка… Ее догнали и повалили на землю. Начали бить… Били страшно. Смертным боем. А она торопилась доесть, проглотить булочку. Проглотить раньше, чем ее убьют…