Файл: Специфичность норм развивающийся организм более чувствителен к факторам среды обитания непостоянство (сменяемость) норм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
В Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» (2005) записано: «Дети - это наши инвестиции в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия».
Закономерности роста и развития детской популяции являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов среды обитания детей и подростков, имеющего следующие особенности:
• специфичность норм - развивающийся организм более чувствителен к факторам среды обитания;
• непостоянство (сменяемость) норм - нормы сохраняют свое значение в определенном возрастном интервале и по его окончании заменяются новыми;
• развивающая, тренирующая направленность норм - гигиенические нормативы должны способствовать оптимальному развитию детей и подростков;
• дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.
Таким образом, на каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам воздействия факторов, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.
За период с 2000 по 2005 г. общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет увеличилась на 16%, а среди подростков - на 18%. По данным Всероссийской диспансеризации детей (2002), доля здоровых детей по сравнению с предыдущей диспансеризацией снизилась с 45 до 34%, вдвое увеличился удельный вес детей с хронической патологией и инвалидностью. Наблюдения в динамике за состоянием здоровья московских старшеклассников в течение последних 40 лет свидетельствуют о резком снижении абсолютно здоровых подростков с 36,5 до 2,3%, т.е. в 16 раз. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, общая патологическая пораженность детей в возрасте до 14 лет за период с 1992 по 2002 г. возросла на 84,5%, подростков - на 61,6%. Почти у 60% детей были диагностированы хронические заболевания. По данным государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году», структура заболеваемости детей по субъектам Российской Федерации состоит из одних и тех же болезней, но распространенность их зависит от климатических, социальных факторов.
Первое ранговое место в структуре заболеваемости детей занимают болезни органов дыхания.
На втором месте в большинстве регионов - болезни органов пищеварения.
Третье и четвертое место делят болезни глаза и его придаточного аппарата и болезни кожи и подкожной жировой клетчатки.
Структура подростковой заболеваемости схожа с детской, однако второе место занимают болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы, отравления и болезни костно-мышечной системы.
В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Не являясь непосредственной причиной заболевания, эти факторы обусловливают функциональные отклонения роста и развития, способствуют возникновению заболевания, его прогрессированию и неблагоприятному исходу.
Факторы школьной среды определяют 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы их влияние удваивается, достигая 20,7%.
Еще в середине XIX в. было установлено высокое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, астении, анемии - заболеваний, получивших название «школьные болезни» из-за их очевидной связи с неудовлетворительной организацией обучения: недостаточной освещенности классов, неправильной формы и размеров школьной мебели, перегрузки учебными занятиями. В настоящее время снижение остроты зрения продолжает занимать одно из ведущих ранговых мест структуры заболеваемости школьников. За период обучения в школе распространенность нарушений зрения увеличивается в 2-3 раза. Острота зрения снижена у каждого шестого старшеклассника.
Нарушения осанки, в том числе сколиозы, также широко выявляются среди учащихся массовых школ, особенно 1-й ступени образования. За период обучения от начальных классов к старшим распространенность сколиозов увеличивается в 3,5-4 раза. Указанная патология выявляется у каждого 20-го старшеклассника.
2
В современной школе сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся:
• интенсификация образовательного процесса;
• компьютеризация обучения;
• применение новых форм обучения, в том числе с увеличением продолжительности учебной недели;
• существенное снижение двигательной активности, выраженная гипокинезия;
• учебный стресс.
Специалисты отмечают, что возросшие учебные нагрузки нередко в несколько раз превышают психофизиологические возможности учащихся. Первоклассники физически, психологически и умственно готовы воспринимать лишь 6-7% предлагаемого им объема нагрузки. У выпускников школы наблюдается резкое ухудшение нервно-психического здоровья, обусловленное, в том числе, дополнительными занятиями на подготовительных курсах вузов или занятиями с репетиторами.
Учебный день школьников младших классов достигает 10 ч, а старшеклассников - 12-15 ч. Нехватку времени учащиеся компенсируют за счет сокращения продолжительности сна и уменьшения двигательной активности. Положение усугубляется заменой подвижных игр во дворе на компьютерные игры. Сегодня не менее 75% детей школьного возраста страдают гиподинамией. К концу рабочего дня и недели у 40-50% школьников регистрируется выраженное утомление, у 60% - изменения артериального давления, у 80% - невроподобные реакции.
Одной из ведущих проблем гигиены детей и подростков является проблема обучения и воспитания. Самые массовые учебно-воспитательные учреждения в нашей стране — общеобразовательные школы, в которых ежегодно обучаются более 50 млн. детей, в связи с этим вопросам гигиены учебных и школьных занятий уделяется серьезное внимание.
Учебная деятельность детей и подростков относится к числу самых трудных для детей.
Нервные клетки коры большого мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре. Детям, особенно младшего школьного возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Этим обуславливается трудность сосредоточения и концентрации внимания на учебном задании на уроках.
Освоение учебного материала в школьном возрасте связано с большой умственной нагрузкой, с "величайшим напряжением всей активности (его) собственной мысли" (Выготский Л. С.). Однако не следует упускать из виду, что 10 лет пребывания в школе — это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив как к благоприятным, так и к неблагоприятным воздействиям. Кроме того, на школьные годы приходится два так называемых "возрастных" криза, в которые организм оказывается наиболее чувствительным. Это начало обучения в школе (6-7 лет) и пубертатный период.
Поступление в школу часто оказывается особенно трудным для детей, психологически не подготовленных к этому изменению в их жизни, а также для соматически ослабленных детей. У детей может развиться так называемый "школьный невроз", "школьный шок", "школьный стресс", "школофобия" — все эти термины характеризуют невротические реакции, которые выбивают учащихся из нормальной жизни и часто приводят к категорическим отказам от посещения школы.
Психическое здоровье подростков особенно нуждается в защите. В этот период происходят некие, якобы немотивированные изменения характера, часто ухудшается успеваемость, легко назревают конфликты : окружающими. По определению детского психиатра Hutter, в подростковом возрасте"нормальные ненормальности встречаются часто, тогда как ненормально, если все течет нормально".
Помимо биологических кризисных периодов, следует обязательно учитывать так называемые переломные моменты социализации, каковыми для школьников являются поступление в школу, переход от начального обучения с одним педагогом к предметному с несколькими новыми учителями, необходимость выбора профессии. Каждый такой переломный период требует адаптации к нему, которая не всегда протекает безболезненно.
С помощью многочисленных исследований установлено, что учебные занятия могут оказывать оздоравливающий эффект, способствовать нормальному росту и развитию детского организма, гармоничному физическому и духовному развитию, полноценному развитию всех функций при условии полного соответствия разнообразных видов учебной деятельности возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей.
Итак, учебный процесс в школе должен базироваться на гигиенической основе, а именно:
-
с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма; -
обучение должно осуществляться в наиболее благоприятных условиях окружающей среды.
Только в этих случаях создаются предпосылки для оптимального, наилучшего функционирования детского организма, поддерживается высокий уровень работоспособности школьников, достигается основная цель — сохранение и укрепление их здоровья.
Анатомо-физиологические особенности организма школьников:
1. Дыхательная система. Узость дыхательных путей, ранимость слизистых, небольшая жизненная емкость легких. Грудная клетка приподнята, ребра не могут спускаться низко, легочная вентиляция недостаточна.
2. Пищеварительная система. Узкий пищевод, нежные слизистые. Переваривающая способность желудочных соков недостаточная, к кишечник имеет слабую моторику
3. Опорно-двигательный аппарат. Костная ткань - много органических веществ, мало минеральных. Изгибы позвоночника появляются к 7 годам. Поясничный изгиб к концу полового созревания. Костно-связочный аппарат не развит. В мышечной ткани мало сократительных волокон. Не могут долго удерживать тело в вертикальном положении.
4. Зрение. Дети рождаются дальнозоркими (гиперметропия). Преломляющая система глаза расположена за сетчаткой. Напряжение аккомодации может привести к близорукости (миопия). Глаз формируется до 10-12 лет. Слабость цилиарной мышцы. Несоответствие передне-задних отделов.
5. Кожа. Незрелая, нежная. Бактерицидная способность низкая. Широкая капиллярная сеть - быстрая теплоотдача. Быстрое перегревание и охлаждение.
6. Зубы. Очень тонкая эмаль. Трещины приводят к развитию кариес
Обратить внимание на абсолютность санитарных требований к условиям и организации обучения в общеобразовательной школе.
Гигиенические проблемы школьного образования накладываются на физиологические процессы, которые протекают в организме детей и подростков в процессе роста и развития. С позиции теории автоматического регулировании эти процессы имеет смысл рассматривать как состояния переходных процессов. Переходный процесс – в теории систем представляет реакцию динамической системы на приложенное к ней внешнее воздействие с момента приложения этого воздействия до некоторого установившегося значения во временной области. Процесс начинается выходом системы из динамического равновесия. По достижении максимальной амплитуды неравновесия система восстанавливает прежнее равновесие (после импульсного воздействия) или новое равновесие (в результате ступенчатого воздействия). С гигиенических позиций важно понимать, что любое дополнительное возмущение системы (например, охлаждающий микроклимат в классе, низкая освещенность, высокая плотность урока и т.д.) увеличивает амплитуду неравновесия, снижает эффективность работы системы и приводит к нарушениям ее функционирования (например снижение иммунитета).
3
Учебные занятия — серьезный труд для детей (особенно для детей младшего школьного возраста), они предъявляют большие требования к организму ребенка. Из трех видов деятельности ( умственной, физической и статической) для 6-7-летних детей статическое напряжение является наиболее утомительным и вызывает наиболее неблагоприятные физиологические сдвиги в организме. Ребенок может долго бегать, играть, ходить, совершать разнообразные движения (двигательная активность у детей очень велика), а неподвижное стояние или сидение дается детям ценой больших усилий. Немалую трудность для учащихся начальной школы представляют:
1) статическое напряжение, которое они испытывают при сидении за партой.