Файл: Общие методические указания Учебная дисциплина Криминология и предупреждение преступлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 612

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общие методические указания
Учебная дисциплина «Криминология и предупреждение преступлений» является частью основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.

Для успешного изучения материала по данной учебной дисциплине необходима систематическая самостоятельная работа с учебной литературой.

В соответствии с учебным планом специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность по итогам изучения курса студенты-заочники выполняют контрольную работу и сдают экзамен.

Контрольная работа выполняется по вариантам и включает пять заданий: два теоретических задания и одно практическое.

Вариант определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела студента. В таблице по вертикали «А» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре номера личного дела, а по горизонтали «Б» размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует последней цифре номера личного дела (не считая года поступления). Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет ячейку с номерами вопросов контрольной работы.

Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.

Студент должен повторно выполнить контрольную работу в соответствии с вариантом.

На обложку тетради необходимо наклеить титульный лист с указанием следующих реквизитов:

- шифр (номер личного дела студента)

- наименование дисциплины

- номер контрольной работы ‚ вариант

- адрес, место работы, занимаемая должность. При заполнении сокращения слов не

допускается.

Работа должна быть выполнена четким, разборчивым почерком, без каких — либо сокращений (кроме общепринятых) и подчеркиваний. При ответе на каждый вопрос необходимо указать номер и полную формулировку вопроса.

Общий объем работы не должен превышать 24 страницы рукописного текста (или 12 листов формата А4, выполненным стандартным 14-м шрифтом с полуторным интервалом. Вопросы и заголовки желательно выделять курсивом и жирным шрифтом. Границы полей:левое-3см, правое-1,5см, нижнее и верхнее-2,5; нумерация страниц –без черточек в правом нижнем углу).

В конце работы студент указывает список литературы, дату выполнения работы, подпись, оставляет 1-2 свободных листа для написания преподавателем рецензии.


На каждую выполненную контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценку «зачтено» или «не зачтено».

Незачётную работу студент выполняет повторно, учитывая замечания преподавателя, указанные на полях и в рецензии. Повторно выполненная работа сдается вместе с первой работой.

Студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями и замечаниями преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Криминология и предупреждение преступлений».


Б

А

Последняя цифра номера личного дела

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предпоследняя цифра номера личного дела

0

1

60

90

2

59

89

3

58

88

4

57

87

5

56

86

6

55

85

7

54

84

8

53

83

9

52

82

10

51

81

1

11

50

80


12

49

79

13

48

78

14

47

77

15

46

76

16

45

75

17

44

74

18

43

73

19

42

72

20

41

71

2

21

40

70

22

39

69

23

38

68

24

37

67

25

36

66

26

35

65

25

34

64

24

33

63

25

32

62

26

31

61

3

1

60

90

2

59

89

3

58

88

4

57

87

5

56

86

6

55

85

7

54

84

8

53

83

9

52

82

10

51

81

4

11

30

80


12

29

79

13

28

78

14

27

77

15

26

76

16

25

75

17

24

74

18

23

73

19

22

72

20

21

71

5

21

40

70

22

39

69

23

38

68

24

37

67

25

36

66

26

35

65

25

34

64

24

33

63

25

32

62

26

31

61

6

11

50

80


12

49

79

13

48

78

14

47

77

15

46

76

16

45

75

17

44

74

18

43

73

19

42

72

20

41

71

7

1

60

90

2

59

89

3

58

88

4

57

87

5

56

86

6

55

85

7

54

84

8

53

83

9

52

82

10

51

81

8

11

50

61


12

49

62

13

48

63

14

47

64

15

46

65

16

45

66

17

44

67

18

43

68

19

42

69

20

41

70

9

21

40

70

22

39

69

23

38

68

24

37

67

25

36

66

26

35

65

25

34

64

24

33

63

25

32

62

26

31

61




1. Возникновение и становление криминологии. Основные криминологические школы.

2. Понятие, предмет, задачи и система криминологии.

3. Место криминологии в системе отраслей научных знаний.

4. Основные методы, применяемые в криминологических исследованиях.

5. Понятие преступности и ее основные черты.

6. Показатели состояния преступности (абсолютные показатели, коэффициенты преступности, показатели структуры преступности).

7. Понятие динамики преступности, задачи ее изучения и методы исчисления.

8. Латентная преступность и методы ее выявления.

9. Общая характеристика и динамика преступности в России в 2010-2018 гг.

10. Классификация причин и условий преступности.

11. Экономические отношения и преступность: причинный аспект.

12. Политические отношения и преступность: причинный аспект.

13. Социальные отношения и преступность: причинный аспект.

14. Условия, способствующие совершению преступлений.

15. Проблемы социально-биологических детерминант преступности.

16. Понятие личности преступника.

17. Понятие и структура криминологической характеристики личности преступника.

18. Классификация и типология преступников.

19. Понятие, общая характеристика и основные типы механизма преступного поведения.

20. Формирование личностных свойств, обуславливающих мотивацию преступного поведения.

21. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.

22. Виктимология. Роль виктимологических факторов в механизме преступного поведения.

23. Понятие, задачи, виды и уровни предупреждения преступности.

24. Меры предупреждения преступности, их классификация и требования, предъявляемые к ним.

25. Субъекты предупреждения преступности и их профилактическая деятельность.

26. Состояние, структура и динамика преступности несовершеннолетних.

27. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности.

28. Состояние, структура и динамика насильственной преступности.

29. Состояние, структура и динамика женской преступности.

30. Понятие и общая характеристика организованной преступности.

31. Понятие и общая характеристика профессиональной преступности.

32. Состояние, структура и динамика неосторожной преступности.

33. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.

34. Криминологическая характеристика личности преступника – рецидивиста.

35. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.


36. Криминологическая характеристика корыстного преступника.

37. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

38. Причины и условия рецидивной преступности.

39. Причины и условия экономической преступности.

40. Причины и условия насильственной преступности.

41. Причины и условия неосторожной преступности.

42. Причины и условия женской преступности.

43. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

44. Предупреждение рецидивной преступности.

45. Предупреждение организованной преступности.

46. Предупреждение насильственной преступности.

47. Предупреждение неосторожной преступности.

48. Предупреждение преступности экономической направленности.

49. Предупреждение женской преступности.

50. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности.

51. Понятие насильственной преступности. Состояние, структура и динамика насильственных преступлений.

52. Понятие насилия и его роль в преступном поведении. Личность убийцы, хулигана и психологические особенности лиц, совершающих изнасилования.

53. Мотивация насильственных преступлений. Мотивы преступного поведения при изнасиловании. Причины насильственной преступности. Понятие агрессии, ее виды.

54. Криминологическая характеристика организованной преступности: понятие, признаки, формы. Причины организованной преступности.

55. Проблемы исследований организованной преступности. Особенности борьбы с организованной преступностью.

56. Общая характеристика неосторожных преступлений. Уровень, структура, динамика неосторожной преступности.

57. Криминологическая характеристика личности неосторожного преступника.

Особенности криминогенной ситуации при совершении неосторожного преступления. Причины неосторожных преступлений.

58. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи. Состояние, структура, динамика и особенности преступности несовершеннолетних и молодежи. Личность несовершеннолетнего правонарушителя.

59. Особенности внутригруппового взаимодействия в молодежных неформальных объединениях. Криминогенные факторы семьи, системы образования и иных институтов социализации.

60. Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи.

61. Объясните смысл и значение основных функций криминологии: описательной, объяснительной, прогностической (предсказательной), практической.

Какие из этих функций играют ведущую роль при изучении преступности, ее детерминант, личности преступника, при разработке мер предупреждения преступности?


Какая функция играет ведущую роль при изучении тенденций и закономерностей изменения преступности в будущем?

62. Криминология, будучи наукой самостоятельной, в то же время тесно связана с другими отраслями научного знания, в частности административным правом, педагогикой, оперативно-розыскной деятельностью, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, психологией, социологией, юридической психологией, судебной медициной, судебной психиатрией, теорией управления, уголовным правом, уголовным процессом, статистикой, уголовной статистикой, экономикой и другими науками.

1. Изобразите графически место криминологии в системе юридических и общественных наук.

2. С какими юридическими науками она наиболее тесно связана и в чем это выражается? (Поясните на примере трех наук.)

3. С какими общественными науками связана криминология и в чем выражается эта связь? (Поясните на примере трех наук.)

63. Дайте характеристику следующим криминологическим воззрениям:

а) теологическим взглядам на преступность;

б) идеям Сенеки, Цицерона, Ч. Беккариа и других представителей просветительно-гуманистического направления;

в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);

г) идеям русских революционных демократов (А. И. Радищева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского).

64. Дайте характеристику следующим основным свойствам преступности: социальный характер, историческая изменчивость, относительная массовость, общественная опасность, системность, уголовно-правовой характер, временная и территориальная распространенность.

65. Укажите, какие из приведенных ниже показателей отражают качественную сторону преступности: динамика преступности за 5 лет; соотношение групп преступлений (преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие); количество зарегистрированных преступлений, совершенных в сельской местности; удельный вес рецидивной преступности; тенденции роста групповой преступности; количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними; территориальная

распространенность преступности, в том числе по городам и сельским местностям; соотношение наиболее распространенных преступлений по периодам (квартал, полгода, год, три года, пять лет и т. д.); количество выявленных преступников; размер ущерба от преступлений; количество зарегистрированных преступлений в расчете на 10 тыс. граждан; средний возраст лиц, совершивших кражи.