Файл: Содержание Теоретический вопрос Социальноправовые характеристики личности госслужащего Теоретический вопрос Культура госслужбы и культура предпринимательства Список использованных источников Теоретический вопрос 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание:


  1. Теоретический вопрос № 1. Социально-правовые характеристики личности госслужащего………………………………………………… 3

  2. Теоретический вопрос № 2. Культура госслужбы и культура предпринимательства…………………………………………………… 7

  3. Список использованных источников………………………………… 11


Теоретический вопрос № 1.

Социально-правовые характеристики личности госслужащего
Государственный служащий рассматривается как активный носитель профессиональной деятельности в двух позиционных полях: управление процессами и руководство людьми. Именно в этих двух плоскостях следует рассматривать психологическое содержание профессиональной деятельности госслужащего.

Госслужащий, как управленец, как субъект деятельности не столько отвечает за свою собственную работу, сколько обеспечивает условия для работы других, используя многообразные методы стимулирования их активности для достижения необходимого результата, профессиональной успешности и самореализации личности, что выражается и в удовлетворенности своим трудом.

Профессионализм деятельности государственного служащего определяется в первую очередь способностью и умением защищать эти интересы. В каждой из сфер деятельности, на разных уровнях властной «вертикали», в зависимости от занимаемой должности эта задача решается по-разному.

Рассматривая профессионализм как качественную характеристику деятельности госслужащего, можно выделить наиболее значимые его показатели:

- результативность деятельности;

- эффективность деятельности;

- высокую степень ее организации и самоорганизации;

- информационно-технологическую культуру.

Последний критерий важен в связи с тем, что главным инструментом, ядром управленческой деятельности является процесс принятия решений и обеспечение их реализации. Эффективность принимаемых решений определяется, прежде всего, знанием дела, умением выделить наиболее значимые в данный момент, в наличных условиях проблемы, вскрыть их истоки, определить последовательность задач, решая которые, можно снять проблему и оптимизировать деятельность коллектива и отдельных работников.


Относясь к сфере управления, деятельность госслужащего по своему типу является деятельностью из разряда «человек-человек». Если учесть при этом, что госслужащий выступает в качестве субъекта управления, то от стиля его деятельности, от особенностей его личности зависит успех каждого из подчиненных и всего коллектива в целом.

Важное место в определении качеств личности государственного служащего занимают профессионально - важные качества, которые характеризуются индивидуальными качествами субъекта деятельности, которые в свою очередь влияют на результативность успешной и профессиональной деятельности, в процессе ее освоения.

Профессионализм личности госслужащего измеряется рядом показателей:

- психологической готовностью к профессиональной деятельности;

- положительной мотивацией к деятельности;

- сформированностью профессионально важных качеств;

- сознанием и чувством ответственности за себя, за дело, за других;

- рефлексивной культурой (культурой самоотношения: знанием себя, эмоциональным отношением (к себе, самооценкой);

- способностью к изменениям и др.

Категорией, близкой к личностным качествам, выступают способности государственного служащего - это наиболее ярко выраженные особенности, которые являются субъективными условиями, которые позволяют успешное осуществление профессиональной деятельности. Качества и способности личности тесно взаимосвязаны между собой, разделить их чаще всего почти невозможно. Но качества личности государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе профессиональной деятельности, тогда как способности являются «скрытыми» возможностями личности, которые проявляются и раскрываются только при определенных условиях.

Еще одним важным условием существования феномена личности государственного служащего является категория профессиональных навыков. К ним можно отнести:

Знания - результат мыслительной деятельности для выполнения профессиональных обязанностей, что на практике означает усвоение фактов, понятий, законов и т.д.

Умения - относительно устойчивые характеристики, которые зависят от способностей, знаний и самого характера профессиональной деятельности человека. По сути умения служащего - это знания

, воплощенные в решение конкретных профессиональных задач.

Навыки - это умения, доведенные до автоматизма. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными ситуациями.

Опыт - это свойства, сформированные путем обучения и практики; в широком смысле - единство знаний, умений и навыков.

Мотивация - это множество потребностей индивида. Потребности, интересы, ценностные ориентации являются внутренними регуляторами трудового поведения сотрудников.

Воспитание - процесс последовательного влияния организации (руководителя, лидера) на исполнителей, связанный с идеологической концепцией организации или структуры, результатом которого является стойкая мотивация конкретного государственного служащего (или коллектива) к общественно полезной деятельности в интересах данной организации. Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность» должны являться предметом воспитательной политики, как в масштабах конкретной организации, так и страны в целом.

Движущей силой личностно-профессионального развития госслужащего являются противоречия. В профессиональной деятельности госслужащего основным является противоречие между способностями, достижениями, мотивацией личности и собственными ожиданиями и требованиями (от организации).

Особенности профессиональной деятельности выдвигают определенные требования к наличию у государственного служащего конкурентных преимуществ, которые апеллируют к механизмам психической адаптации интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных и организаторских особенностей. Конкурентные преимущества выступают условием профессионального роста и самосовершенствования служащего, являются акмеологическими факторами его успешной профессиональной карьеры.

Теоретический вопрос № 2.

Культура госслужбы и культура предпринимательства
Система государственно-административного управления функционирует через интеллектуальную и практическую деятельность людей, профессионально занятых в госаппарате. Культура управления как составляющая системы во многом определяет ее целостность, организованность, зрелость, представляет собой субъективный фактор госуправления – определенное слияние интеллекта и действий. Этот фактор отражает способность государственных служащих адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной и культурной сфере и при этом обеспечивать устойчивость в управлении, своего рода управленческую преемственность.


Система профессионально-управленческой культуры может быть понята и изучена на основе анализа ее трех уровней:

1) на общенациональном уровне государственной службы как публично-правового института и носителя специфической корпоративной культуры;

2) на уровне госучреждения с его стилем работы, который формируется из совокупности принятых, устойчивых образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, накопленных коллективом традиций, прошлого опыта и современных ориентаций;

3) на уровне личности государственного служащего, культура которого вмещает в себя определенную совокупность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний, навыков, определенный репертуар управленческих технологий.

Профессиональная культура госслужащих вычленима лишь в абстракции. В реальности она вплетена в различные другие культуры госслужащего: политическую, правовую, информационную, нравственную, которые в свою очередь связаны с культурой общества. Системный подход к профессиональной культуре государственного служащего позволяет увидеть структуру профессиональной культуры управления, состоящую из таких важных компонентов, как: политическая культура, правовая культура, нравственная культура, собственно управленческая как технологический компонент, т. е. профессионализм.

Государственная служба как социально-нравственный институт имеет важное идеологическое значение. Она носитель государственной идеологии.

В сущностной характеристике профессиональной культуры можно выделить три важнейшие составляющие:

1. Профессиональная культура – это феномен, который предстает как результат человеческой деятельности и как процесс, находящийся в постоянном развитии.

2. Профессиональная культура – показатель качественного состояния управления.

3. Это сложная самоорганизующая система, на которую воздействуют факторы, условия как извне (культура, деятельность общества, мирового сообщества), так и изнутри, т. е. закономерности развития самой системы управленческой культуры государственных служащих.

Сегодня авторитет государственной власти напрямую зависит от нового уровня и содержания государственной службы как института профессиональных управленцев.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития экономики. Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя.


Культура предпринимательства – это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующими правовыми нормами. Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом – строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок.

Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству – это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами. А также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, ответственность предпринимателей, сам предприниматель и его корпоративная культура.

Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие как культура.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело осуществляют законный бизнес и получают доход на законных основаниях.

Список использованных источников

  1. Алексеев, С. С. Государство и право. Начальный курс / С. С. Алексеев. - М.: Юрид. лит., 1996. - 192 с.

  2. Андреева Г.М. Социальна я психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект - Пресс, 2009.

  3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций – 2 изд., дополн. – М.: Омега-Л, 2004

  4. Брант, Г. Государственное управление и правительство / Г. Брант // Международные связи в административном образовании. - 1996. - № 2. - С.163-176.

  5. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник для вузов.-М.: ИНФРА. - 2006.

  6. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. – М.: Норма, 2001. – 368 с.

  7. Габричидзе, Б. Н. Служебное право: учебник для юридических вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. - М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 620 с. - ISBN 5-94798-201-3.

  8. Жабреев, А. А. Современный российский чиновник (наброски к социологическому портрету) / А. А. Жабреев // Сицис. - 1996. - № 2. - С. 48-50.

  9. Зинченко, Г. П. Социокультурные основания государственной и муниципальной службы / Г. П. Зинченко, Л. В. Константинова // Государственная и муниципальная служба: методология, теория, технология, зарубежный опыт / науч. ред. сост. Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 1997. – С. 6.

  10. Лотова И.П. О некоторых результатах психолого-акмеологических исследований профессиональной карьеры госслужащих. Материалы Методического семинара от 20.02.2010.

  11. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. - СПб.: Питер, 2004. – 332 с. - ISBN 5-469-00635-2. 

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010.

  13. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2012.