Файл: Протокол 1 от28 августа 2019 г. Согласована Заместитель директора по увр м. М. Гибадуллина.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Озёрный
муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
«Рассмотрена» Руководитель ШМО ______________________ Гарипова З.Р. Протокол № 1 от« 28 » августа 2019 г. | «Согласована» Заместитель директора по УВР ___________________ М.М.Гибадуллина « 30 » августа 2019 г. | «Утверждена» Директор ________________ Р.М.Гибадуллин Приказ № 186 - ОД от« 30» августа 2019 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по биологии
«Занимательная биология»
8 класс
Учитель: Гибадуллин Ришат Мунирович
2019-2020 учебный год
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 8 классе:
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
-
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; -
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности -
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; -
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; -
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач; -
умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью; -
формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
-
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами; -
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; -
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; -
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний; -
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; -
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Выпускник научится:
-
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; -
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; -
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); -
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
-
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; -
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; -
выделять эстетические достоинства объектов живой природы; -
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; -
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); -
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Основные задачи реализации содержания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
-
Овладение первоначальными представлениями об окружающем мире -
Овладение элементарными знаниями о человеке -
Развитие умения поддерживать режим дня
Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся:
-
Сформированность элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира -
Сформированность умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы -
Понимание простейших взаимосвязей между миром живой и неживой природы -
Овладение доступным способами изучения природных явлений и процессов и некоторых социальных объектов -
Понимание значения сохранных анализаторов для жизнедеятельности
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
-
Формирование представлений об окружающем мире -
Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ»
«Занимательная биология», 8 класс (1 час в неделю, всего 33 часа)
Введение (1 час).
Тема 1. Цитология и гистология (3 часа)
Строение клетки. Органоиды. Жизненный цикл клетки. Клетки животных и растений. Гистология – наука о тканях. Виды тканей организма человека. Связь строения и функций клеток и тканей. Л.р. №1 Строение увеличительных приборов. Л.р.№2 Изучение микропрепаратов различных клеток. Л.р.№3 Сравнение клеток животных, растений, простейших. Л.р.№4 Изучение тканей организма человека. Л.р.№5 Изготовление микропрепарата соскоба щеки.
Тема 2. Основы микробиологии и вирусологии (6 часов)
Бактерии: строение, размножение, систематика. Плесневые грибы. Строение. Размножение. Систематика. Питание и дыхание. Автотрофы и гетеротрофы. Дрожжи. Хемосинтез и фотосинтез. Сапротрофы и паразиты. Бактериальные заболевания. Лечение и профилактика. Грибковые заболевания. Личная гигиена. Вирусология – наука о вирусах. Строение и физиология вирусов и бактериофагов. Вирусные заболевания. Вирус СПИДа. Л.р. №6 Изготовление микропрепарата зубного налёта. Л.р.№7 Изготовление микропрепаратов мукора или пеницилла. Л.р.№8 Изучение дрожжей.
Тема 3. Паразитология и иммунитет ( 4 часа)
Иммунитет и здоровье человека. Виды иммунитета. Механизм. Нарушения иммунитета. Аллергии. Иммунитет и паразиты. Экто- и эндопаразиты. Их виды. Приспособления к паразитизму. Плоские черви. Классификация. Циклы развития. Круглые черви. Классификация. Циклы развития. Профилактика гельминтозов. Эктопаразиты – переносчики различных заболеваний. Малярия. Сонная болезнь. Вши, клещи, блохи – переносчики заболеваний. Тиф. Чума. Энцефалит. Борьба с паразитами.
Тема 4. «Микология. Систематика лекарственных растений (6 часов)
Микология – наука о грибах. Систематика грибов. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Местообитания. Микориза и симбиоз. Ядовитые грибы. Определение ядовитых грибов. Последствия отравления, признаки. Лечение. Польза грибов. Лекарственные растения. Голосеменные. Их значение для здоровья человека. Покрытосеменные. Классификация. Признаки. Определение лекарственных растений семейств: Паслёновые, зонтичные, сложноцветные, лилейные. Фитотерапия в жизни человека. Практическая работа№1, 2, 3 Работа с определителями. Практическая работа№4. Узнавание сборов
Тема 5. Основы медицинской грамотности (6 часов)
Значение первой медицинской помощи. Кровотечения, Их виды. Гомеостаз. Механизм свёртывания крови. Первая помощь при кровотечениях. Переломы. Их основные признаки. Иммобилизация. Первая медицинская помощь при переломах. Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца. Ожоги и обморожения. Распознавание. Первая помощь. Травматический шок. Инфекционные болезни. Профилактика. Дезинфекция. Основные виды лекарственной терапии. Методы нетрадиционной медицины. Приёмы. Эффективность. Практическая работа №5 Повязки при кровотечениях. Практическая работа № 6 Повязки при переломах. Практическая работа №7 Лекарства.
Тема 6. Наследственность и здоровье (3 часа)
Наследственная изменчивость генетического материала. Мутации. Причина мутаций. Виды мутаций. Генные. Хромосомные. Геномные. Профилактика наследственных заболеваний.
Тема 7. Физиология и гигиена ( 3 часа)
Методы исследования физиологических процессов. Опыты с животными. Отличия человека от животных. Методы изучения человеческого организма. Гигиена и методы её исследования. Санитарные нормы и правила. Значение физических упражнений. ЛФК. Гигиена органов дыхания. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Гигиена питания. Санация ротовой полости. Гигиена физического и умственного труда. Влияние утомления на умственную работу. Режим дня. Чистота воздуха. Определение запылённости воздуха. Комнатные растения. Фитонцидная активность. Растения пришкольного участка. Практ. работа№8 Санация ротовой полости. Прак.работа № 9 Оценка условий психосоциальных условий жизни. Практ.работа №10 Анализ расписания учебных занятий. Практ.работа №11 Выявление, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) влияет нарушение режима дня. Практ. работа №12 Изучение состояния растений пришкольного участка. Составление Карты-схемы.
Тематическое планирование.
Занимательная биология. 8 класс (70 часов, 2 час в неделю).
№ | Тема. | Количество | |||
Количество часов | Лабораторных работ | Практических работ | Экскурсий. | ||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ | 1 | 0 | 0 | 0 |
2 | Цитология и гистология | 3 | 5 | | |
3 | Микробиология и вирусология | 6 | 3 | 0 | 0 |
4 | Микология и систематика лекарственных растений | 6 | 0 | 0 | 0 |
5 | Основы медицинской грамотности | 6 | 0 | 4 | 0 |
6 | Наследственность и здоровье | 3 | 0 | | 0 |
7 | Физиология и гигиена | 3 | 0 | 5 | 0 |
| Итого за год. | 33 | 8 | 9 | 0 |
| | | | | |