Файл: 2. 2 Общение как основа взаимодействия. Профессиональная этика общения, особенности общения учителя начальных классов с родителями (лицами, их заменяющими).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"

  1. Практическое занятие № 2.

Задания по теме  2.2 Общение как основа взаимодействия. Профессиональная этика общения, особенности общения учителя начальных классов с родителями (лицами, их заменяющими)

Цель занятия: формирование знаний о педагогическом такте как основе педагогического общения; знаний о специфике «я-сообщений» и «ты-сообщений»; умений взаимодействовать с родителями обучающихся на основе правил и норм профессиональной этики общения.

 

Задание 1.Проанализируйте ситуационную задачу.

«До круглой отличницы моя дочь не дотягивала, но и троечницей никогда не была. А тут полный разлад с историей... Надо идти в школу - узнать, что я могу сделать, чтобы пробудить у дочки интерес к истории...

Учительница нехотя отрывается от оживленного разговора с коллегой и, едва узнав причину моего визита, переходит в наступление. За пятнадцать минут энергичного вы­яснения отношений я узнаю следующее: 1. За что моей дочери поставлены двойки, учи­тельница не помнит, потому что нет журнала, но, уже, конечно, все полностью спра­ведливо. 2. По другим предметам она может учиться хорошо и прекрасно, но по истории пятерки не будет иметь никогда, потому что не умеет рассказывать, и я должен был быть благодарен, если ей «натянут» четверку. 3. Лично я в этой ситуации ничем помочь не могу, разве что не ходить понапрасну в школу.

Похоже, в чем-то дочка оказалась права: меня же еще и отругали».

Сформулируйте нормы педагогического такта.

Какие нормы педагогического такта нарушил педагог при общении с ро­дителем ученика в этом случае?

 Ответ:

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

    Основными элементами педагогического такта являются:

     - требовательность и уважительность к воспитаннику;

     - умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

     - деловой тон общения;


     - внимательность, чуткость педагога.

     Профессиональный такт проявляется:

      - во внешнем облике педагога;

      - в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

      -  в умении сдерживать свои чувства и не терять  самообладания в сложной  ситуации;

      - в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

      -  в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

      - в самокритичной оценке своего труда.

В данном случае нарушены со стороны педагога такие нормы как: уважительность, деловой тон общения, деликатность, вежливость, тактичность.

Задание 2. «Я-высказывание» - это прием и способ, с помощью которого педагог сообщает учащимся о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о них и не об их поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты-высказывания»). «Я-высказывания» всегда начинаются с личных местоимений: «я», «мне», «меня».

В классическом варианте «Я-сообщения» строятся последующей форме:

1) ситуация (факт наблюдения) и 2) какие чувства она вызывает во мне.

Например: «1) Когда я вижу грязь на ботинках и на полу,2) то начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает».

Или наоборот сначала 1) о чувствах, затем 2) ситуация (факт наблюдения).

Например: «1) Я начинаю раздражаться и злиться, 2) когда во время урока стучат линейкой по парте».

В «Я-высказывание» можно добавлять третий элемент: последствие – эффект от нежелательных действий.

Например: «1) Когда во время урока стучат линейкой по парте, 2) я начинаю раздражаться и злиться, 3) я не могу вести дальше урок в таком состоянии (мне трудно, тяжело вести урок в таком состоянии)».

К классической схеме можно также добавить конкретное пожелание.

Например: «1) Когда ты не моешь грязные ботинки, 2) я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает. 3) Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки».

Как Вы думаете, можно ли применять прием «Я-высказывание» в общении классного руководителя с родителями учащихся? Поясните свой ответ.

Докажите, почему в диалоге классного руководителя с родителями учащихся предпочтительнее форма высказывания «Я-сообщение»? Почему форма «Ты-сообщение» ведет к тупико­вой ситуации?



Составьте свои педагогические ситуации взаимодейст­вия классного руководителя с родителями, в которых Вы обратитесь к родителям в форме «Я-сообщение» (не менее 5-ти ситуаций). Оформите работу в виде таблицы:

Примеры педагогических ситуаций общения классного руководителя с родителями учащихся

Формулировка «Я-сообщения» для данной ситуации

 Ученик не выполняет домашнее задание, родители не следят за выполнением заданий

 Я огорчаюсь, когда у детей не выполнено домашнее задание

Родитель критикует работу учителя, не объясняя, в чем он неправ

Скажите мне, что я делаю не правильно

Родитель не приходит на родительские собрания

Я огорчаюсь, когда родители не посещают родительские собрания. Если нет возможности прийти, пожалуйста, пришлите кого-то вместо вас

Ученик часто опаздывает на занятия и прогуливает уроки, родители не следят за посещаемостью занятий

 Я расстраиваюсь, когда дети пропускают важные занятия

Ученик не записывает домашнее задание и врет родителям, что учитель ничего не задает

Я переживаю из-за того, что дети не записывают домашнее задание и не выполняют его

 

Задание 3. В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности:

1. Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ре­бенку делает его взгляды на поступки и требования учителей крайне субъек­тивными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вы­зывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то
знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его
требований.


2. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка: раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом по­ведении ребенка, о плохой успеваемости и т.д. Родитель заранее настроен на неприятный разговор.


3. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родитель­ского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабине­та), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического об­щения, мало привлекает родителей.

Для каждой из описанных ситуаций сформулируйте рекомендации для классного руководителя, которые помогут ему избежать их.

 Ответ:

1. Надо искать золотую середину - достоинства и недостатки ребенка должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне.


2.  Следует чаще общаться с родителями на позитивные и нейтральные темы, чтобы снять отрицательную установку.


3. Поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др.

Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика:

- этическая неподготовленность учителя или родителей к педагогическому взаимодействию,

- разные уровни общей и педагогической культуры,

- отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.

В общении с родителями недопустимо:

• предъявлять в категоричной форме требования,

• использовать нравоучительно-назидательный тон,

• сравнивать данного ребенка с другими учащимися,

• делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка,

• обвинять во всех недостатках воспитания только родителей. Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправленной деятельности педагога. Разносторонние формы контакта педагога с родителями - показатель нравственной педагогической культуры учителя.

 Задания по теме 2.3 Методы и приемы оказания педагогической помощи семье

Цель: формирование знаний о методах, приемах и формах оказания педагогической помощи семьям обучающихся; умений проектировать работу с семьями обучающихся с использованием методов и приемов педагогической поддержки.

 

Задание 4. Проанализируйте ситуационную задачу.

Мама Вики проявляла доминирующую роль в работе над домашними заданиями дочери. Нередко оттесняя девочку, не давала ей проявить свое умение. Выполняя задание дочери, она говорила: «Не наклоняйся, мне не видно!», «Ты же видишь, я делаю!».


Как Вы думаете, как доминирующая роль мамы в выполнении домашних заданий повлияет на успехи Вики?

Если бы Вы были классным руководителем Вики, какими приемами педагогической помощи Вы воспользовались бы, чтобы скорректировать поведение мамы девочки в этой ситуации?

Опишите подробно один из перечисленных Вами приемов применительно к описанной в задании ситуации.

Ответ:

 При таком поведении мамы Вика незаметно оказывается па краю рабочего пространства и лишается возможности участвовать в совместном учебном процессе. Блокирование активности ребенка в таких случаях ведет к формализации подхода к заданию. Некоторые дети пытаются действовать автономно, независимо от действий родителя. Их действия оказываются несостоятельными. А действенную помощь взрослого они не научились принимать.

Преобладание активной позиции матери происходит при негативном эмоциональном фоне взаимодействия. Матери, стараясь оказать, как им кажется, помощь, оказываются неспособными видеть реальные возможности ребенка, его трудности.

Задание 5. Проанализируйте ситуационную задачу.

Общение мамы с Лелей протекало исключительно на вербальном уровне. Между ними не было тактильного контакта — ни ласк, ни наказаний. При этом девочка очень стремилась приласкаться к матери, но мать эти попытки обрывала.

Какой стиль родительского общения проявляется в данном случае?

Попустительский.

Как Вы думаете, в чем причина такого поведения матери?

Высокая занятость, проблемы на работе и в семье, плохие взаимоотношения со своими родителями, усталость

Может ли нарушение взаимоотношений между мамой и Лелей вести к конфликтам?

Да, может.

Согласны ли Вы с утверждением, что подобное поведение матери связано с тем, что мать девочки не осознает связь между своими личными проблемами и воспитанием ребенка?

Да, согласна.

Предположите возможные проблемы матери и ребенка в данном случае и предложите варианты их решения. Результаты работы оформите в таблице:

Проблемы матери

Проблемы дочери

Возможные пути решения проблем

 Высокая занятость, поиск себя, проблемы на работе и в семье, плохие взаимоотношения со своими родителями, усталость

 Чувство одиночества и равнодушие со стороны матери

Поход к психологу.

Изменение тактики общения и отношение к своему ребенку.

Установка системы запретов.

Обозначение функциональных обязанностей ребенка в семье, требования и ожидания.

Проявление «душевной теплоты» к ребенку.

Беседы с ребенком, интерес к его мнению.