ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 707
Скачиваний: 80
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дт 51 «Расчетный счет» Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - 10 000 000 руб. - поступление заемных денежных средств на расчетный счет;
Дт счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт счета 51 «Расчетный счет» - списаны денежные средства поставщику за товары;
Дт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», Кт 51 «Расчетный счет» - ежемесячное погашение сумм по кредиту;
Дт 91/2 «Прочие доходы и расходы», Кт 51 «Расчетный счет» - ежемесячное погашение процентов по кредиту.
Счет 68 «Расчеты по налогам» ведется по субсчетам, учитываются начисление налогов по кредиту, оплата налогов по дебету. АО Апатит ведет на субсчете 68/1 «Расчеты по налогам на доходы физических лиц», на 68/11 «Единый налог на вмененный доход», 68/12 «Единый налог при применении упрощенной системы налогообложения».
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется по субсчетам, учитываются начисление налогов по кредиту счета, оплата налогов по дебету.
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации. При начислении заработной платы в АО Апатит, согласно штатному расписанию, применяется повременная оплата труда. Процесс начисления и выдачи заработной платы отражается следующими проводками.
Таблица 12
Проводки по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
| Дт | Кт | Хозяйственная операция | Сумма |
1 | 44 | 70 | Начислена заработная плата | 223 888,72 |
2 | 44 | 69/1 | Отражены взносы в ФСС | 6492,77 |
3 | 44 | 69/2 | Отражены взносы в ПФР | 49255,51 |
4 | 44 | 69/3 | Взносы в ФМС | 11418,32 |
5 | 44 | 69/11 | В ФСС от несчастных случаев на производстве | 447,77 |
6 | 70 | 68/1 | Отражен НДФЛ | 25 757,11 |
7 | 70 | 50 | Выдана заработная плата | 198 131,61 |
Мы рассмотрели определение суммы налога, который платиться за счет средств самого работника. Но есть еще и другие налоги. Выплачиваемые работодателем за счет собственных средств.
Таблица 13
Ставки отчислений в фонды
| Дт | Кт | Хозяйственная операция | Ставка % в 2022 году |
1 | 44 | 69/1 | Отражены взносы в ФСС | 2,9 |
2 | 44 | 69/2 | Отражены взносы в ПФР | 22 |
3 | 44 | 69/3 | Отражены взносы в ФМС | 5,1 |
4 | 44 | 69/11 | Взносы в ФСС от несчастных случаев | 0,2 |
Рассчитаем налоговую базу. Сначала сумма, которая уже оплачена, затем которая должна быть оплачена, разница между ними и будет к оплате.
Доход сотрудника за предыдущие месяцы - 55000,00 руб.
Доход сотрудника, включая декабрь - 61000,00руб.
Рассчитаем налоги, которые работодатель должен уплатить с заработной платы бухгалтеру:
(61000,00 • 22%) - (55000,00 • 22%) = 13420,00 - 12100,00 = 1320,00 руб.;
(6000,00 • 2,9 %) = 174,00 руб.;
(6000,00 • 5,1 %) = 306,00 руб.;
(6000,00 • 0,2 %) = 12,00 руб.
Итак, с заработной платы бухгалтера за декабрь, работодатель должен перечислить:
В фонд социального страхования - 174,00 руб.;
В пенсионный фонд РФ - 1320,00 руб.,
В фонд медицинского страхования - 306,00 руб.;
В ФСС от несчастных случаев - 12,00 рублей.
Счет 71 «Расчет с подотчетными лицами» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы. Выдача наличных денежных средств под отчет осуществляется на срок не более 30 дней (при командировках - на срок не более 3-х дней по возвращении из командировки) и полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам.
Выдача подотчетным лицам осуществляется по Кт счета 50 «Касса» - выдано в подотчет, и оформляется расходным кассовым ордером.
Расчеты с подотчетным лицом оформляются по Кт счета 71 «Расчет с подотчетными лицами» - авансовый отчет подотчетного лица с подтверждающими документами (кассовый чек, товарный чек, накладная и т.д.), по дебету счета:
-
41 «Товары»; -
50 «Касса»; -
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; -
44 «Расходы на продажу».
Учет реализации услуг и другого имущества предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям, осуществляются на счете 90 «Продажи».
Таблица 14
Результат хозяйственной деятельности
| Дт | Кт | Хозяйственная операция | Сумма | ||
1 | 41 | 90/02/1 Себестоимость продаж по деятельности. | Списана себестоимость товаров оптовая | 563131,46 | ||
2 | 41 | 90/02/2 Себестоимость продаж по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения | Списана себестоимость товаров розница | 3695656,09 | ||
3 | 44 | 90/07/1 Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения | Списаны прочие расходы розница | 68257,36 | ||
4 | 44 | 90/07/2 Расходы на продажу по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения | Списаны прочие расходы оптовая торговля | 145893,55 | ||
5 | 99 | 84 Учет нераспределенной прибыли | Отражена прибыль отчетного года | 572022,66 |
Финансовые результаты и их использование учитываются на счете 99 «Прибыли и убытки». В течение года, суммы прибыли, и ее использование отражаются в соответствующем регистре бухгалтерского учета развернуто. По кредиту счета показываются нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета ее использование.
По завершении года на дату составления бухгалтерской отчетности проводится реформация баланса. Суммы полученной прибыли или убытка отражаются на счете 84 «Нераспределенная прибыль» и в бухгалтерской отчетности отражается нераспределенная сумма прибыли отчетного года или непокрытый убыток отчетного года.
Счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
Тесты контроля выполняются, когда:
- аудиторская оценка риска включает вероятность операционной эффективности средств контроля, или - процедуры проверки по существу не позволяют получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, которые могли бы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня (в этом случае аудитору следует провести тестирование средств контроля для получения доказательств об их эффективности).
Наглядным примером второго случая является ситуация, когда учет у аудируемого лица полностью автоматизирован и аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств на уровне предпосылок с помощью аудиторских процедур по существу, так как прежде всего ему необходимо получить доказательства о том, что используемое специальное программное обеспечение достаточно надежно.
В МСА 330 подчеркивается, что выявление наличия средств контроля (на этапе оценки рисков существенного искажения отчетности) отличается от тестирования их эффективности, так как во втором случае аудитору необходимо получить доказательства о том, что система внутреннего контроля функционировала эффективно именно в отчетном периоде. При этом проводить тестирование эффективности средств контроля имеет смысл, только если имеющиеся средства контроля организованы так, что они могут предотвращать, обнаруживать и исправлять появление существенных искажений на уровне предпосылок подготовки финансовой отчетности.
Для тестирования эффективности средств контроля аудитору необязательно проводить специальные тесты. Аудиторские процедуры могут быть спланированы таким образом, что доказательства о степени эффективности средств контроля будут получены одновременно с выявлением самих средств контроля и особенностей их организации.
Если при проведении аудиторских процедур, по существу, аудитор не выявляет существенного искажения финансовой отчетности, этот факт нельзя считать аудиторским доказательством того, что средства контроля действовали эффективно. И напротив, если аудитор выявит существенное искажение с помощью процедур по существу, то при проведении оценки действенности средств контроля он учтет этот факт, а именно что данные средства контроля своевременно не выявили существенное искажение и не исправили его.
Характер и виды процедур определяются особенностями средств контроля и контрольных действий, которые предполагается тестировать для определения их эффективности на определенном временном промежутке, релевантном для аудита.
Будет ли протестирована эффективность (действенность) средств контроля в определенный момент отчетного периода или на протяжении определенного временного отрезка, зависит от того, какую цель преследует аудитор. Например, если аудитор намерен оценить эффективность средств контроля, направленных на поддержание физической сохранности активов, ему будет достаточно участвовать в инвентаризации активов в конце проверяемого периода, то есть получить аудиторские доказательства эффективности системы внутреннего контроля на определенный момент времени. Если же аудитору необходимо получить доказательства об эффективности средств контроля на протяжении определенного периода времени, то доказательств, полученных на определенный момент отчетного периода, может быть недостаточно для того, чтобы он мог полагать, что средства контроля действовали эффективно на протяжении всего периода. В таком случае аудитор проведет дополнительные процедуры, например по тестированию эффективности мониторинга средств контроля в проверяемой организации.
При тестировании средств контроля необходимо учитывать различные факторы:
- степень риска существенного искажения отчетности на уровне определенной предпосылки;
- характеристики средств контроля, проверка эффективности которых проводилась на протяжении промежуточного периода;
- качество полученных аудиторских доказательств о действенности данных средств контроля;
- продолжительность оставшегося периода, на протяжении которого тестирование эффективности средств контроля не проводилось;
- объем дальнейших аудиторских процедур, по существу, который аудитор планирует провести, основываясь на выводах об эффективности средств контроля, протестированных им в течение промежуточного периода.
Аудитор может использовать доказательства об эффективности определенных средств контроля, полученные при аудите прошлых отчетных периодов. В таком случае согласно требованиям МСА 330 ему необходимо:
1) выявить, произошли ли изменения в этих средствах контроля с даты последнего отчетного периода, аудит которого проводился;
2) в случае если изменения произошли, протестировать эффективность данных средств контроля в рамках текущего задания;
3) если изменений не было, тестировать эффективность этих средств контроля как минимум каждый третий отчетный период;
4) если планируется использовать аудиторские доказательства, полученные при аудите прошлых отчетных периодов, об эффективности нескольких средств контроля, необходимо проводить тестирование некоторых из них каждый аудит.
На определение необходимого объема процедур по тестированию средств контроля влияют следующие факторы:
- частота осуществления контроля на предприятии в течение отчетного периода (например, как часто проводится инвентаризация каких-либо групп активов);
- продолжительность периода времени, в течение которого аудитор предполагает, что средства контроля действовали эффективно;
- степень доверия аудитора системе внутреннего контроля (СВК) клиента и, соответственно, планируемый объем проведения процедур по существу, который тем меньше, чем больше доверия аудитор оказывает системе внутреннего контроля (и одновременно, чем больше доверия СВК, тем больший объем тестов средств контроля требуется);
- объем аудиторских доказательств, полученных в отношении определенной предпосылки подготовки финансовой отчетности при тестировании других средств контроля;
- другие факторы.
Аудиторские процедуры по существу
Аудитор осуществляет процедуры по существу с целью выявления существенного искажения финансовой отчетности на уровне предпосылок ее подготовки.
Процедуры, по существу, включают:
1) детальное тестирование:
- классов хозяйственных операций;
- остатков по счетам;
- раскрытий, представленных в финансовой отчетности;
2) аналитические процедуры, по существу.
Аудитор планирует процедуры таким образом, чтобы они были направлены на тестирование рисковых областей, выявленных на этапе обнаружения и оценки рисков. Он должен провести процедуры, по существу, в отношении всех существенных классов операций, сальдо по счету и раскрытий информации в финансовой отчетности. Данное требование исходит из того, что оценка рисков, проведенная аудитором на стадии изучения бизнеса аудируемого лица и его системы внутреннего контроля, не может считаться в полной мере надежной и точной, так как не может гарантировать выявление всех возможных рисков существенного искажения финансовой отчетности (в частности, в связи с ограничениями, присущими любой системе внутреннего контроля).
Особое внимание аудитор должен уделить закрытию проверяемого отчетного периода.
Помимо прочих процедур, по существу, аудитор должен провести проверку согласованности данных финансовой отчетности с данными учета, а также проверку существенных корректировок, сделанных при подготовке финансовой отчетности. При проверке корректировок следует учитывать природу и сложность процесса подготовки финансовой отчетности, а также связанные с ним риски существенного искажения.
Если на стадии оценки рисков аудитор выявил значительные риски существенного искажения финансовой отчетности во время ее подготовки, он должен спланировать отдельные процедуры по существу в ответ на выявленные риски.
Как правило, аудиторы проводят детальные тесты с целью получить доказательства о соблюдении предпосылок подготовки отчетности, продекларированные менеджментом, и снизить риски до приемлемого уровня. Однако аудитор может ограничиться проведением лишь аналитических процедур, по существу, в зависимости от уместности использования этих процедур для проверки данной предпосылки, надежности имеющейся информации, на основании которой будут проводиться аналитические процедуры, и результатов оценки рисков.
В случае проведения процедур, по существу, на промежуточную дату аудитор должен получить аудиторские доказательства в отношении оставшегося периода для обоснования экстраполяции своих выводов. Он может получить такие доказательства путем проведения дальнейших процедур по существу или в сочетании с тестированием средств контроля.
Проведение аудиторских процедур на промежуточную дату увеличивает риск невыявления существенного искажения отчетности. При этом риск тем больше, чем больше оставшийся период от даты, на которую проводятся процедуры, до отчетной даты. Выбор аудитора проводить аудиторские процедуры на промежуточную дату зависит от эффективности системы внутреннего контроля, преследуемых им целей при проведении определенной процедуры, по существу, особенностей классов проверяемых операций, сальдо по счетам, проверяемых предпосылок и других факторов.
Аудитор может пересмотреть характер, временные рамки и объем процедур, по существу, которые планируется провести на оставшемся периоде до отчетной даты в отношении данных классов операций, сальдо по счетам. Он может также повторить процедуры, проведенные на промежуточную дату, уже на дату конца отчетного периода.
Объем аудиторских процедур, по существу, зависит от следующих факторов:
- от величины риска существенного искажения (прямо пропорциональная зависимость);
- от неудовлетворительных результатов тестирования эффективности средств контроля (как следствие зависимости объема процедур по существу от величины риска существенного искажения).
Увеличение объемов аудиторских процедур поможет снизить аудиторский риск только в том случае, если процедуры релевантны для данного риска существенного искажения отчетности.
МСА 330 требует, чтобы аудитор проводил аудиторские процедуры по проверке правильности представления финансовой отчетности, а также соответствующих раскрытий, которые необходимы для соответствия отчетности выбранным учетным стандартам и принципам, согласно которым отчетность была подготовлена.
В связи с тем, что оценка рисков аудитора подлежит пересмотру с поступлением новой информации о бизнесе клиента и его системы внутреннего контроля, по окончании проведения аудиторских процедур и сбора аудиторских доказательств аудитор снова оценивает риски существенного искажения финансовой отчетности на уровне предпосылок ее подготовки.
Перед тем как выдать заключение по результатам проведенного аудита, аудитор оценивает, был ли аудиторский риск снижен до приемлемого уровня благодаря проведенным процедурам. Возможно, он придет к выводу, что в связи с новыми обстоятельствами ему следует повысить данную рискам оценку и провести дополнительные процедуры.
Таким образом, аудитор может пересмотреть:
-
- характер, временные рамки и объем необходимых аудиторских процедур; -
- аудиторские доказательства, полученные в отношении эффективности средств контроля, в том числе в отношении адекватности процесса оценки рисков, организованного в проверяемой компании.
Аудитор должен оценить, насколько полученные доказательства являются достаточными и носят надлежащий характер. Данная оценка проводится на основании профессионального суждения аудитора с учетом:
-
- вероятности, что искажение финансовой отчетности на уровне предпосылок ее подготовки окажется существенным в индивидуальном порядке или в совокупности с другими искажениями; -
- эффективности действий менеджмента компании, направленных на предотвращение появления существенных искажений отчетности, действенности имеющихся средств контроля у организации, направленных на снижение рисков, а также знания бизнеса организации, системы ее внутреннего контроля в целом; -
- опыта аудитора по оценке рисков возможного искажения отчетности; -
- фактов выявления случаев злоупотреблений, мошенничества, возникновения ошибок; -
- источников информации и надежности используемой информации в качестве аудиторских доказательств; -
- убедительности аудиторских доказательств.
Если аудитор не получил достаточных надлежащих аудиторских доказательств по результатам проведения аудиторских процедур, он, согласно МСА 330, должен предпринять действия по сбору дополнительных аудиторских доказательств. Если аудитор не получает достаточных надлежащих аудиторских доказательств, он должен выразить модифицированное мнение.
Аудитор должен документировать свои действия исходя из оцененных рисков существенного искажения на уровне финансовой отчетности, определить характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
Кроме того, в рабочих документах нужно отразить тот факт, что аудиторские процедуры были осуществлены в ответ на выявленные риски, то есть продемонстрировать связь выявленных рисков и спланированных на базе их оценки аудиторских процедур. В случае использования данных об оценке эффективности, действенности каких-либо средств контроля, полученных в ходе аудита прошлых отчетных периодов, аудитор должен отразить в своих рабочих документах выводы, сделанные на основе этих данных.
Выбор способа оформления рабочих документов основывается на профессиональном суждении аудитора.
• Подготовить информационную справку с представлением полученных данных и сформулированных выводов.
Произвела оценку уровень существенности и аудиторский риск при проведении аудиторской проверки в организации-объекте практики:
Решила следующие задачи:
• На основании бухгалтерской отчетности в АО Апатит произвела расчет уровня существенности.
• Использовала тесты средств контроля, оценить уровень аудиторского риска.
Кейс-задача № 5
Система внутренней учетной информации для целей внутреннего аудита создается путем регламентации всех процессов, связанных с формированием дебиторской задолженности и взысканием долгов.
Эффективная внутренней учетной информации для целей внутреннего аудита предприятием решает следующие задачи:
формализовать эффективную торговую и закупочную политику, позволяющую увеличить доходность бизнеса при сохранении приемлемых рисков;
поддерживать сбалансированность задолженности и фондирующих пассивов;
формировать и своевременно актуализировать прогнозы поступления денежных средств.
В ходе построения системы важно решить следующие задачи:
организовать текущий мониторинг дебиторской задолженности и ее анализ в предшествующем периоде;
сформировать систему кредитных условий для клиентов, в том числе систему скидок и штрафов;
сформировать стандарты оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита;
создать четкие и понятные для сотрудников компании и контрагентов правила работы с дебиторской задолженностью;
разработать схемы мотивации персонала, занятого возвращением дебиторской задолженности;
определить возможную сумму оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность путем предоставления клиентам отсрочки платежа;
сформировать процедуры сбора дебиторской задолженности, в том числе связанные с взысканием просроченной задолженности самостоятельно, а также в судебном порядке;
построить эффективную систему оперативного контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Далее следует рассмотреть каждый этап системы внутренней учетной информации для целей внутреннего аудита в АО АПАТИТ.
Первые два этапа являются основополагающими и определяют общие принципы работы с контрагентами. Тактические принципы формирования задолженности должны содействовать достижению прямых целей предприятия на конкретный период.
На первом этапе разрабатывается кредитная политика предприятия, составляются регламенты по предоставлению отсрочки платежа, авансирования закупок и работе с дебиторской задолженностью. Второй этап предполагает операционное планирование показателей - установление лимитов и условий работы для конкретных партнеров.
Кредитная политика предприятия - свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания задолженности клиентов. Основные цели кредитной политики - повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж.
АО АПАТИТ применяет агрессивный тип кредитной политики.
Приоритетной целью является максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объемов реализации продукции в кредит. Основным каналом сбыта является прямое сотрудничество с сетевой розницей, что является наиболее эффективным при реализации скоропортящейся продукции. Реализация данной кредитной политики позволяет завоевывать большие доли действующего рынка сбыта и как следствие, максимизировать прибыль. Негативные последствия - чрезмерное отвлечение финансовых средств, снижение платежеспособности предприятия, рост расходов по взысканию долгов, а в конечном итоге снижение рентабельности оборотных средств и используемого капитала.
В организации проводят сегментирование коммерческих партнеров, это связано с тем, что не все из них одинаково экономически интересны и значимы для компании, следовательно, предполагаются разные коммерческие условия.
В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.
Издание приказа об аудите
Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:
Даты проведения проверки.
Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
Условия для проведения внутреннего аудита.
Контроль над работой аудитора.
В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.
Чек-лист
В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:
Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
Осуществление всех основных этапов процедуры.
Облегчение работы аудитора.
Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.
Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.
Этапы проведения внутреннего аудита
Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:
Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.
Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.
Инструменты внутреннего аудита
Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:
Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
Проверка исполнения договоров поставки.
Установление фактического списания материалов в производство.
Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
Проверка счетов-фактур.
Проверка правомерности начисления амортизации.
Исполнение контроля за движением средств.
Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
Установление правильности расчетов с контрагентами.
Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.
Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:
Установление верности ведения книги продаж и покупок.
Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
Проверка верности счетов покупателей.
Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.
Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:
Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
Формирование инвентаризационной комиссии.
Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.
Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.
Результаты внутреннего аудита
Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:
Перечень проверенных документов и областей деятельности.
Выявленные недочеты.
Рекомендации по исправлению недочетов.
Лицо, которое проводило аудит.
Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.
Для того чтобы дифференцировать условия предоставления отсрочки платежа в организации осуществляют оценку покупателей.
Основными показателями оценки покупателей являются:
размер бизнеса контрагента;
платежная репутация контрагента;
планируемый объем продаж;
маржинальный доход планируемых продаж.
Торговые сети являются наиболее приоритетными партнерами организации. Им предоставляется отсрочка платежа, что является базовым условием для сотрудничества. Большинство торговые сети в контрактах на поставку продукции не предусматривают наличие предельного лимита задолженности перед поставщиком и возможность остановки отгрузок при наличии просроченной задолженности. Таким образом, организация должна удовлетворять закупочный спрос торговой сети вне зависимости от размера ее задолженности, в т.ч. и просроченной. Не смотря на столь рискованные условия для поставщика, даже в период экономической нестабильности, торговые сети являются наиболее платежеспособными и устойчивыми партнерами.
Многие факторинговые компании озвучивают мнение, что работа с крупными сетевыми ритейлами на условиях отсрочки платежа имеет минимальную рисковую составляющую. Данное мнение можно считать экспертным, т.к. именно эти финансовые организации постоянно работают с дебиторской задолженностью и могут профессионально оценить риски, связанные с ее возвратом.
Помимо расходов на логистику, поставщик осуществляет выплаты бонуса за количество приобретенной продукции. Его размер не должен превышать 10 % от суммы поставленного товара. Оплата данного вознаграждения, в основном, происходит путем подписания акта взаимозачета. Некоторые торговые сети в контракте предусматривают остановку оплат в случае несвоевременного подписания акта.
При работе с оптовыми покупателями и мелкими торговыми сетями, претендующими на отсрочку платежа, в организации устанавливаются максимальные лимиты отсрочки. Т.к. максимальный период отсрочки платежа составляет 14 календарных дней, его размер не корректируется и используется по умолчанию. Заявку о предоставлении отсрочки платежа текущему или потенциальному клиенту инициирует коммерческий директор.
Заявка содержит следующую информацию:
наименование контрагента;
копию свидетельства о госрегистрации;
копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
местонахождение организации контрагента (юридический и фактический адреса);
заверенную копию бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
заверенную копию отчета о финансовых результатах за последний отчетный период;
заявленный порядок реализации и оплаты продукции;
величина запрашиваемого лимита кредитования;
планируемые объемы продаж и виды продукции;
курирующий менеджер отдела продаж.
Общество стремится к поддержанию своей достаточной ликвидности, учитывает кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств). Оценка кредитного риска осуществляется финансовой службой. В течение 3-х дней после поступления заявки, финансовая служба должна предоставить отчет о платежеспособности контрагента и оценить кредитный риск организации.
Логика оценки кредитного риска заключается в следующем:
выручка контрагента: чем выше доля контрагента в общей выручке, тем выше риск по данному контрагенту;
период существования контрагента: чем дольше существует, тем меньше риск банкротства;
уровень взаимоотношений с контрагентом: если мы знаем только менеджера - риск выше, если знаем руководителей и учредителей - риск минимальный.
Максимальный лимит кредитования может составлять не более месячной выручки контрагента. Конечное решение о размере кредитного лимита принимает генеральный директор.
Процессы возмещения дебиторской задолженности в АО АПАТИТ определены в регламенте по работе с дебиторской задолженностью. Основная цель регламента - персонализация ответственности каждого участника процесса. Участниками процесса являются - генеральный директор, коммерческий директор, менеджер отдела продаж и юрист. Для контроля используют сводный отчет о дебиторской задолженности по срокам возникновения, причем датой возникновения является не дата приемки товара покупателем, а дата получения корректных отгрузочных документов. Задолженность распределена по контрагентам и ответственным менеджерам.
В регламенте определены действия сотрудников для возврата просроченной дебиторской задолженности:
менеджер отдела продаж за два дня до наступления срока оплаты информирует дебитора о сроке и сумме оплаты;
менеджер отдела продаж в день установленной даты платежа напоминает контрагенту о наступлении срока платежа и получает подтверждение о намерении исполнить договорные обязательства;
в случае если в течение 2-х дней после установленной даты платежа клиент не погасил задолженность, менеджер отдела продаж обязан предпринять меры для возврата дебиторской задолженности: вести переговоры с клиентом, писать официальные письма, согласовывать график платежей;
если просроченная дебиторская задолженность достигает 30 календарных дней, коммерческий директор информирует генерального директора, и по согласованию с ним принимается решение об остановке отгрузок;
если просроченная дебиторская задолженность достигает 60 дней, коммерческий директор связывается с дебитором и выясняет причину просрочки, степень его заинтересованности в продолжение коммерческих отношений с компанией, а также текущее состояние платежеспособности контрагента;
по решению коммерческого директора дебитору передается претензия по оплате товара. Ответственность по подготовке претензии лежит на специалисте юридической службы;
в случае просрочки оплаты свыше 90 дней и невозможности решить вопрос путем переговоров, коммерческий директор получает разрешение от генерального директора о начале судебного разбирательства с должником, в случае положительного ответа - направляет все имеющиеся документы юристу для подготовки документов в суд и инициирует судопроизводство;
в случае отрицательного решения суда по данному иску и в течение 3-х лет с момента возникновения просроченной дебиторской задолженности, данная задолженность переводится в ранг «Безнадежная дебиторская задолженность» и подлежит списанию согласно законодательным актам РБ по бухгалтерскому учету.
Анализируя данный регламент, следует отметить, что основную работу по возмещению дебиторской задолженности осуществляет коммерческая служба. При работе с дебиторской задолженностью во внимание берется только та задолженность, срок оплаты которой наступил, либо наступит в ближайшее время, причем расчет производится не от даты поставки продукции, а от даты предоставления корректного счета-фактуры покупателю. Это допущение не позволяет оценивать в полном объеме качество текущей задолженности, а, следовательно, и качество работы отдела документооборота, хотя период оборота задолженности увеличивается за счет длительного цикла замены счетов-фактур в среднем на 10 дней. В процессе работы с дебиторской задолженностью не участвует финансовая служба. Менеджерам отдела продаж не хватает аналитической информации о качестве и размере дебиторской задолженности, о наличие подтвержденных актов-сверок. Несвоевременно, либо неправильно разнесенные оплаты от покупателей в учетной системе существенно искажают рабочий реестр старения дебиторской задолженности.
На практике, действия, определенные в данном регламенте, используются в отношении не всех дебиторов. Более 80 % задолженности приходится на торговые сети, в работе с которыми не предусмотрена остановка отгрузки продукции по причине неоплаты. Данное мероприятие не выгодно и для самой организации, следовательно, приоритетными должны быть «мирные» способы возмещения задолженности.
Несмотря на то, что ответственность за контроль над поступлением денежных средств распределена между сотрудниками коммерческого отдела, их вознаграждение не зависит от объема просроченной дебиторской задолженности. Мотивация сотрудников заключается только в увеличении объемов продаж, что, зачастую, приводит к наращиванию просроченной дебиторской задолженности по причине отгрузки продукции клиентам с плохой платежной репутацией. Специалисты других отделов (финансовая служба, юридический отдел) не являются активными соучастниками процесса по возмещению, а скорее формальные исполнители, работающие по заявке коммерческой службы.
На этапе оперативной работы контролируется исполнение регламентов и договоренностей, проверяются ключевые показатели, оценивается размер текущего и прогнозного объема возмещенных средств. На основе полученных результатов реализуются меры по минимизации отклонений от планов.
К основным мероприятиям по оперативному управлению относят:
внесение информации о новых отгрузках;
анализ состояния дебиторской задолженности (кроме безнадежной);
актуализация графиков поступления;
актуализация графиков оплат;
анализ состояния просроченной и безнадежной задолженности;
подписание актов сверок взаиморасчетов и актов премий;
актуализация условий работы.
Данные мероприятия направлены на недопущение необоснованного появления проблемной дебиторской задолженности и старения непогашенной вовремя задолженности. Для решения этих задач необходимо спрогнозировать статусы задолженности по суммам и партнерам, сформировать и актуализировать реестры фактической задолженности, а также инициировать необходимые действия:
реструктуризация или пролонгация долга партнерам по объективным причинам;
блокировка отгрузки;
снижение размеров линии или отказ в предоставлении отсрочки;
требование погасить задолженность досрочно или вернуть аванс;
рефинансирование задолженности;
применение штрафных санкций;
передача дела в судебное производство;
уступка задолженности специализированным организациям.
Главная цель оперативного управления дебиторской задолженности - обеспечить исполнение контрагентами условий договоров и не допустить проблем с ликвидностью.
В АО АПАТИТ мероприятия по оперативному управлению распределены между различными подразделениями. Специалисты отдела документооборота регистрируют в учетной системе отгрузки продукции и выставляют покупателям первичные документы; менеджеры отдела продаж взаимодействуют с дебиторами и актуализируют информацию о планируемых оплатах; финансовый и коммерческий директор анализируют реестр старения дебиторской задолженности для контроля и принятия управленческих решений. В организации не существует четких утвержденных регламентов взаимодействия различных структур, и, как следствие, отсутствует системность и персональная ответственность за каждый этап процесса, направленного на взыскание долга.
При анализе системы внутренней учетной информации для целей внутреннего аудита в АО АПАТИТ были выявлены следующие недостатки:
1. При анализе надежности потенциального дебитора не проводится оценка его финансового состояния, что повышает риск взаимодействия с неблагонадежным контрагентом, и приводит к росту просроченной дебиторской задолженности.
2. Одной из основных причин необоснованного увеличения периода оборота дебиторской задолженности является длительный цикл замены первичной документации. Неавтоматизированный процесс замены первичных документов в среднем увеличивает срок оплаты за поставку на 10 календарных дней.
3. В организации не закреплена четко построенная система мероприятий по оперативному управлению дебиторской задолженности с момента поставки продукции до поступления оплаты от покупателя. Действия по управления задолженностью регламентированы только в части работы с просроченной задолженностью.
4. Отсутствует система мотивации участников процесса работы с дебиторской задолженностью, что приводит к формальному выполнению обязанностей без нацеленности на результат.