Файл: Методические указания для выполнения курсовой работы по теории отраслевых рынков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Кафедра Экономики автомобильного транспорта
А.А. БЕЛОГРЕБЕНЬ, Н.М. УЛИЦКАЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Москва 2013
УДК 338 (075.8)
ББК 65я73
Б 435
Белогребень А.А., Улицкая Н.М. Методические указания для выполнения курсовой работы по теории отраслевых рынков – М.:2013 – 32 с.
В методических указаниях изложены исходные данные, порядок выполнения и требования к оформлению курсовой работы.
Методические указания предназначены для бакалавров очного и очно-заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»: профиль «Экономика предприятий и организаций (транспорт)», «Мировая экономика».
УДК 338 (075.8)
ББК 65я73
© Белогребень А.А., Улицкая Н.М. 2013 г.
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Кафедра Экономики автомобильного транспорта
Рекомендовано Советом Экономического факультета МАДИ
Протокол №3 от 25.09.2013 г.
Утверждаю
Председатель совета, д.э.н., проф.
М.П. Улицкий
″08″ октября 2013 г.
А.А. БЕЛОГРЕБЕНЬ, Н.М. УЛИЦКАЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....4
ЦЕЛЬ, СТРУКТУРА И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.4
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………...6
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………....7
Определение оптимальных размеров предприятия………………….7
Определение степени рыночной концентрации……………………..10
Определение типа отраслевого рынка………………………………...13
Позиционирование предприятия на рынке……………………………18
Анализ конкурентных типов взаимодействия фирм…………………23
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………….26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………27
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика подразумевает сложные социально-экономические взаимоотношения между субъектами экономической деятельности, такими как производители, посредники, продавцы, покупатели, поставщики ресурсов, государственные структуры и т.д. Последствия этих взаимоотношений и взаимодействий и исследует теория отраслевых рынков, прежде всего с точки зрения конкуренции во всех ее аспектах и влияния на уровень общественного благосостояния.
Теорию отраслевых рынков рассматривают как прикладную микроэкономику для изучения предложения товаров и услуг на рынках. На основе накопленного фундаментального и практического опыта происходит обоснование и выбор стратегии дальнейшего поведения фирмы исходя из сложившейся на рынке ситуации.
В настоящее время теория отраслевых рынков рассматривает три группы вопросов, посвященные:
-
Развитию теории фирмы (ее масштабов, организации, поведения, целей и др.); -
Конкуренции (условия обретения рыночной власти, ценовые и неценовые факторы, формы проявления и др.); -
Государственному и общественному отношению и регулированию (регулирование рынка, барьеры входа, приватизация, поддержка предприятий, конкурентоспособность и др.).
ЦЕЛЬ, СТРУКТУРА И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Целью курсовой работы является закрепление и углубление полученных знаний по дисциплине «Теория отраслевых рынков» в части расчета показателей рыночной концентрации фирм, определения на их основе типа рыночной конкуренции, оптимального размера предприятия с точки зрения минимизации производственных затрат, стратегической позиции фирмы на рынке, анализ последствий различных типов взаимодействия фирм на конкурентном рынке.
Курсовая работа состоит из реферативной части, расчетной части и списка используемой литературы.
Реферативная часть более подробно раскрывает содержание одного из вопросов курса «Теория отраслевых рынков». Выбор темы реферата осуществляется по согласованию с преподавателем из Приложения 1.
Расчетная часть включает в себя 5 разделов:
Определение оптимальных размеров предприятия.
На основе данных об объеме производства изучаемой фирмы, соответствующих 10 различным периодам времени (Приложение 2):
-
Получить уравнение приведенных и транспортных издержек (осуществить аналитическое выравнивание для степенной функции); -
Определить величины минимальных транспортных, приведенных и производственных затрат; -
Определить оптимальную мощность (объем выпуска) предприятия.
Определение степени рыночной концентрации. По данным о 10 предприятий (одно рассматриваемое и 9 других), функционирующих на рынке рассчитать показатели рыночной концентрации рынка (Приложение 3). В качестве объема выпуска рассматриваемого предприятия принять оптимальную мощность, полученную ранее.
Определение типа отраслевого рынка. Используя ранее полученные данные о степени рыночной концентрации (индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, дисперсия рыночных долей, дисперсия логарифмов рыночных долей, индекс энтропии, индекс Холла-Тайдмена, индекс Джини) определить тип отраслевого рынка с помощью теории размытых множеств.
Позиционирование предприятия на рынке. Определить стратегическую позицию рассматриваемой фирмы на основе ранее проведенных расчетов степени рыночной концентрации. На основе Приложения 4 дать краткую характеристику рынка (2-3 страницы: особенности, емкость рынка, цены, динамика и основные тенденции развития) и определить темп роста рынка (с указанием источников информации). При расчете уровня рентабельности прибыль принять равной прибыли из раздела «Анализ конкурентных типов взаимодействия фирм» при изучении конкуренции по Курно, а общие издержки исходя из оптимальной мощности и затрат из раздела «Определение оптимальных размеров предприятия».
Анализ конкурентных типов взаимодействия фирм. На основе данных Приложения 5 проанализировать изменение цен, объемов продаж и прибыли двух фирм, функционирующих на рынке, при разных типах конкурентных взаимоотношений.
Список использованной литературы, прикладывается в конце работы и включает в себя литературу, относящуюся как к реферативной части, так и к расчетной. Библиографический список должен состоять не менее чем из 10 наименований.
РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Реферативная часть курсовой работы посвящена более глубокому рассмотрению одного из вопросов изучаемого курса. Объем реферативной части составляет не менее 30 страниц. Структура реферативной части должна иметь следующий вид:
-
Введение -
Содержательная часть (наименование разделов и подразделов) -
Заключение -
Приложения (при необходимости)
Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, ее практическая значимость, определяется логическая последовательность изложения материала с учетом того, что раскрытие теоретических вопросов темы предшествует анализу практических проблем объекта исследования, по материалам которого пишется курсовая работа, обосновываются цель и задачи автора. Целесообразно отметить степень разработанности темы в экономической литературе. Объем 1-2 страницы.
Содержательную часть работы целесообразно разделить на главы. В содержательной части дается определение основных понятий темы, их характеристика, история развития анализируемых процессов, формулируются их современные проблемы, предлагаются возможные варианты решения названных проблем, осуществляется сравнительный анализ проблем теории отраслевых рынков выбранной тематики с проблемами, относящимися к той же группе вопросов. Значительное место следует отвести современному аспекту рассматриваемой темы. Автор должен выявить современные особенности осуществления анализируемых закономерностей, объяснить их причины, попытаться определить тенденции дальнейшего развития.
В заключении в сжатой, лаконичной форме необходимо изложить наиболее важные, с точки зрения автора, положения рассмотренной проблемы. Объем 1-2 страницы.
При необходимости реферативная часть может включать дополнительные материалы, оформленные в виде приложений. Приложения следует располагать строго после заключения реферативной части.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Оптимальный размер предприятия соответствует такой величине производственных мощностей, которая обеспечивает выпуск количества продукции (товаров, услуг), соответствующих максимальной прибыли и минимальным производственным затратам.
Производственные мощности представляют собоймаксимально возможный выпуск продукции (суточный, месячный, годовой и т.п.) при условии наиболее полного использования оборудования и производственных площадей, применения прогрессивной технологии и организации производства. Производственная мощность определяется в тех же единицах, в каких измеряется объем произведенной продукции, используются натуральные и условно-натуральные измерители.
Производственные затраты можно представить в виде суммы приведенных затрат и транспортных издержек. Приведенные затраты включают в себя себестоимость производства и прибыль, покрывающую первоначальные капиталовложения:
С ростом объема выпуска продукции при положительном эффекте масштаба производства себестоимость единицы продукции уменьшается, т.е. уменьшаются и приведенные затраты. Таким образом зависимость между приведенными затратами можно представить в виде следующей обратной зависимости:
где – удельные приведенные затраты, соответствующие текущей мощности предприятия;
- удельные приведенные затраты, соответствующие оптимальной мощности (размеру) предприятия;
– величина существующих производственных мощностей предприятия;
– оптимальная величина производственных мощностей предприятия;
b – параметр, характеризующий степень влияния производственной мощности на удельные приведенные затраты на выпуск продукции.
Из уравнения [2] получим:
где – сумма приведенных затрат на выпуск продукции, соответствующий текущему использованию производственных мощностей предприятия.
Полученная зависимость имеет вид степенной функции, для нахождения параметров a и b которой можно воспользоваться методом наименьших квадратов. Для этого необходимо решить систему нормальных уравнений:
В свою очередь транспортные расходы связаны с мощностью предприятия прямой зависимостью:
где –транспортные затраты, соответствующие текущей мощности предприятия;