Файл: Гештальт подход и творческие методы в коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Педагог психолог.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Гештальт – подход и творческие методы в коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Гештальт

Гештальт - направление психотерапии. "Gestalt" -в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность.

Нарушение целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека.

Гештальт - подход

Психокоррекционная работа

направлена на работу с различными страхами, возникающими у дошкольников, в том числе, со страхом темноты.

В работе со страхами используются техники гештальт-терапии, а так же разные методические средства: игровая терапия, арт - терапия, песочная терапия и психогимнастика.

Психокоррекционная работа с детьми-дошкольниками включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и образом себя “До” и “После”.

Эффективным является проживание чувств и эмоций, переживаний, которые не были выражены и завершены в прошлом.

В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.

Цель занятий: коррекция чувства страха и снижение тревоги у детей.

Задачи:

психологическая поддержка детей, имеющих эмоциональные проблемы, различные страхи;

Критерии эффективности:

Снижение тревожности.

Повышение уверенности в себе.

Достижения ребенка.

Занятия проводятся в три этапа:

“Шкалирование эмоции”:

Страх:

Волнение – Возбуждение– Испуг – Боязнь– Ужас – Паника

1 этап

Беседа о страхе.

Предложить детям вспомнить свой страх,

отследить, в какой части тела больше всего страха. Можно подкрепить высказывания пословицами и поговорками, точно отражающими место локализации страха в теле.

- Как можно понять, что нам страшно?

- Где в теле прячется страх?

(Обсуждение ответов детей).

Помогаем осознавать, как мы переживаем страх (телесные проявления, мурашки бегают, сердце колотиться, пальцы холодеют, дрожь, сворачиваемся в клубок и др.)

Пословицы и поговорки

Психолог подтверждает ответы детей пословицами и поговорками, в которых отражен опыт наблюдений за наиболее характерными признаками телесных проявлений страха:

У страха глаза велики.

Душа в пятки ушла.

Побелеть от страха.

От страха ноги подкосились.

- На что похож твой страх?

- Может быть он какой-то формы?

- Какого размера страх?

- А какого цвета твой страх?

- Если бы это был какой-нибудь образ, то какой?

Детям предлагается нарисовать возникший у него образ страха.

Затем идет обсуждение рисунка (Какие испытываешь чувства, когда смотришь на рисунок?)

Рисуем страх

Рисунки разные, а чувство одно на всех…

Страх приведений

Страх молнии

Наш страх…

Страх монстров

Страх темноты

Приведение, которое умеет летать…

Чудовище – черный всадник

Второй этап

Основная идея в том, чтобы предложить ребенку в игровой форме побыть тем, кого боишься.

« Давайте, побудем тем страхом, которого вы нарисовали» (Дети выполняют разные движения)

- Я как темнота. Я как чудовище и т.п.

«Ребята, а как звучат ваши страхи?»

(Дети выполняют движения и издают разные звуки)

Страхи, которые ожили…

… и издают разные звуки…

Третий этап «Маска страха»

Изготовление маски: - рисуем маску на картоне; - вырезаем маску.

Вот, что у нас получилось…

Маски готовы для дальнейшей работы…

Декорирование маски «Страха»

Используем : - цветные карандаши; - фломастеры; - клей; - пластилин; - бусинки; - кусочки бумаги; - крупы и т.д.

«Вот какой страх получился!»

Страх, это ты… На заключительном этапе предложить детям посмотреть в зеркало в маске. «Ребята, давайте покажем страху какой он! Ведь он себя никогда не видел»

Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Литература

1. Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»

2. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.

3. Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.

4. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей/ Пер.с англ. – М.: Класс, 2008. – 224с.

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. – М.: «Класс», 2007. – 336с.

6. Петрова Е. Страшные сновидения у детей (что сделать, если ребенку приснился страшный сон) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gestalt.sp.ru/noframes/articles/articles_4.htm.

7. Гештальт-терапия с детьми: творчество, контакт, диалог. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=73&t=20190#p562866

Гештальт – подход и творческие методы в коррекции страхов у детей дошкольного возраста.


Педагог – психолог

Жирова С.Г.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №123» г. Курска

Мастер

класс

Гештальт

Гештальт - направление психотерапии. "Gestalt" -в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность.

Нарушение целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека.

Например, любой портрет состоит из одинакового набора элементов, но все эти наборы отличаются. Портрет - гештальт. Или определенным образом собранные звуки образуют мелодию. Мелодия - это не просто сумма звуков, у нее есть своя узнаваемость. Мелодия - гештальт.

Гештальт - подход

В русле гештальт – подхода можно работать с проблемами страха, помогая ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности, творчески переработать конфликт и увидеть различные пути его решения.

Психокоррекционная работа

направлена на работу с различными страхами, возникающими у дошкольников, в том числе, со страхом темноты.

В работе со страхами используются техники гештальт-терапии, а так же разные методические средства: игровая терапия, арт - терапия, песочная терапия и психогимнастика.

Психокоррекционная работа с детьми-дошкольниками включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и образом себя “До” и “После”.

Эффективным является проживание чувств и эмоций, переживаний, которые не были выражены и завершены в прошлом.

В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.

Комплексное использование творческих методов позволяет в ряде случаев достаточно эффективно корректировать страхи у детей дошкольного возраста. А так же улучшать эмоциональное самочувствие ребенка, его поведение и взаимоотношения с окружающими.

Цель занятий: коррекция чувства страха и снижение тревоги у детей.

Задачи:

психологическая поддержка детей, имеющих эмоциональные проблемы, различные страхи;

  • помощь в проживании чувств и эмоций;
  • сохранение психологического здоровья дошкольников;
  • формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций.

Критерии эффективности:

Снижение тревожности.

Повышение уверенности в себе.

Достижения ребенка.

Занятия проводятся в три этапа:

“Шкалирование эмоции”:

Страх:

Волнение – Возбуждение– Испуг – Боязнь– Ужас – Паника

1 этап

Беседа о страхе.

Предложить детям вспомнить свой страх,

отследить, в какой части тела больше всего страха. Можно подкрепить высказывания пословицами и поговорками, точно отражающими место локализации страха в теле.

- Как можно понять, что нам страшно?

- Где в теле прячется страх?

(Обсуждение ответов детей).

Помогаем осознавать, как мы переживаем страх (телесные проявления, мурашки бегают, сердце колотиться, пальцы холодеют, дрожь, сворачиваемся в клубок и др.)

Пословицы и поговорки

Психолог подтверждает ответы детей пословицами и поговорками, в которых отражен опыт наблюдений за наиболее характерными признаками телесных проявлений страха:

У страха глаза велики.

Душа в пятки ушла.

Побелеть от страха.

От страха ноги подкосились.

- На что похож твой страх?

- Может быть он какой-то формы?

- Какого размера страх?

- А какого цвета твой страх?

- Если бы это был какой-нибудь образ, то какой?


Детям предлагается нарисовать возникший у него образ страха.

Затем идет обсуждение рисунка (Какие испытываешь чувства, когда смотришь на рисунок?)

Рисуем страх

Рисунки разные, а чувство одно на всех…

Страх приведений

Страх молнии

Наш страх…

Страх монстров

Страх темноты

Приведение, которое умеет летать…

Чудовище – черный всадник

Второй этап

Основная идея в том, чтобы предложить ребенку в игровой форме побыть тем, кого боишься.

« Давайте, побудем тем страхом, которого вы нарисовали» (Дети выполняют разные движения)

- Я как темнота. Я как чудовище и т.п.

«Ребята, а как звучат ваши страхи?»

(Дети выполняют движения и издают разные звуки)

Страхи, которые ожили…

… и издают разные звуки…

Третий этап «Маска страха»

Изготовление маски: - рисуем маску на картоне; - вырезаем маску.

Вот, что у нас получилось…

Маски готовы для дальнейшей работы…

Декорирование маски «Страха»

Используем : - цветные карандаши; - фломастеры; - клей; - пластилин; - бусинки; - кусочки бумаги; - крупы и т.д.

«Вот какой страх получился!»

Страх, это ты… На заключительном этапе предложить детям посмотреть в зеркало в маске. «Ребята, давайте покажем страху какой он! Ведь он себя никогда не видел»


Дети с восторгом делились впечатлениями друг с другом. Испытывая чувство радости и удивления. «Ух ты, какая у тебя маска?!»

– «Ага, и у тебя!»…

Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Литература


1. Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»

2. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.

3. Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.

4. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей/ Пер.с англ. – М.: Класс, 2008. – 224с.

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии/ Пер. с англ. – М.: «Класс», 2007. – 336с.

6. Петрова Е. Страшные сновидения у детей (что сделать, если ребенку приснился страшный сон) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gestalt.sp.ru/noframes/articles/articles_4.htm.

7. Гештальт-терапия с детьми: творчество, контакт, диалог. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.socioforum.su/viewtopic.php?f=73&t=20190#p562866