Файл: Самостоятельная работа студентов. Необходимо выполнить семь заданий Тема Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Геймбух Н.Г. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебно-методическое пособие.
Раздел 6.1. Самостоятельная работа студентов.
Необходимо выполнить семь заданий:
Тема 1. Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран

1. Изучив нормы Конституции Великобритании и Конституции Франции 1958 года, укажите способы закрепления в них различных видов источников конституционного (государственного) права зарубежных стран.

Ответ:

Конституция Франции: французские юристы для характеристики конституционного уровня регулирования используют понятие «конституционный блок». Он включает:

  1. 3 нормативных акта (Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1787 г. и преамбулу Конституции 1946 г.);

  2. некоторые международные акты (в первую очередь прямо упоминаемые в Конституции 1958 г.);

  3. «основные принципы, признанные законами Республики» (на это указывает преамбула Конституции 1946 г.).

Конституция 1958 г. регулирует в основном вопросы организации государственной власти. Декларация прав человека и гражданина – гражданские права и свободы (свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению), преамбула Конституции 1946 г. дополняет Декларацию установлением ряда социально-экономических прав, таких как право на получение работы, на стачку, право на охрану здоровья, отдых и досуг, и некоторыми другими, а также создает конституционную основу для социально-экономических реформ.

Структура Конституции Франции включает преамбулу и 17 разделов, формально (по нумерации) объединяющих 79 статей (в процессе изменений была введена дополнительная нумерация), поэтому фактически в Конституции 90 статей.

Конституция Великобритании: Дата принятие, изменение, отмена: 15 декабря 1653 года была принята первая британская писаная конституция под названием Орудие управления, а 26 июня 1657 была принята в качестве новой конституции Скромная петиция, предлагавшая установить наследственную власть Кромвеля, и в то же время сохранявшая республиканский характер правления, которая действовала до Реставрации.

Конституция Великобритании является "гибкой" конституцией, поскольку в английском праве нет различия между "конституционным" и "текущим" законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.


Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента, а иногда принципиальные вопросы.

Своеобразие британской конституции в том, что она представляет собой «совокупность фундаментальных правовых положений, закрепленных в виде правовых предписаний, обычаев и конвенционных норм, которые определяют организацию, структуру и полномочия органов государства и регулируют их взаимоотношения между собой».

Структура:

  1. Обычное право, конвенционные (конституционные) соглашения — это основа конституционного права Великобритании (60%). 

Две ключевые черты:

  • юридическая необязательность,

  • необеспеченность юридическим принуждением (тем не менее, их все соблюдают).

2. Статуты (нашим языком- законы)

3. Судебные прецеденты. Какие судебные решения входят в британскую конституцию. Основная сфера действия прецедентов — это привилегия короны.

4. Доктрина. Известные учёные и их мнения как часть британской Конституции – чаще всего называют Беджгот, Блэкстона, Дайси, Мэй и другие. Спорный вопрос.


Тема 2. Основы теории конституции в зарубежных странах

1. Имеются ли различия между Конституцией США 1787 г. и Основным законом ФРГ 1949 г. – по сущности, содержанию, форме, а также по порядку внесения изменений и дополнений? Выполните аналитическую работу сравнительно-правового характера, подробно ссылаясь на нормы указанных конституций.

Ответ:

Большинство важнейших государственных функций (законотворчество, бюджетный процесс, назначение высших должностных лиц) в президентских и парламентских республиках не принадлежит полностью ни одной ветви власти. Полномочия в данных сферах распределены таким образом, что законодательная и исполнительная власть не могут реализовывать их в одиночку и должны искать компромисса с другой ветвью. Судебная власть служит контролирующим механизмом, особенно велика роль Верховного суда США, который является в этой стране и органом конституционного правосудия.

В целом, высший законодательный орган в Соединенных Штатах располагает широкими полномочиями, позволяющими ему в достаточной степени

контролировать деятельность президента и его администрации, не нарушая при этом принцип разделения властей и сохраняя независимость исполнительной власти в пределах ее компетенции.

В ФРГ, безусловно, парламент наделен большим объемом важнейших государственных полномочий. В условиях ФРГ необходимо говорить о разделении власти, в основном между Бундестагом и правительством, а не Бундестагом и президентом. Президент Германии выполняет по большей части представительские функции. Практически все важные решения Президента должны пройти контрасигнатуру Федерального канцлера или соответствующего министра. Однако роль президента Германии повышается при вынесении вотума недоверия канцлеру, при роспуске парламента и т.п., т.е. в моменты политических кризисов.

Сравнение двух Конституций представлено в таблице:

Позиции для сравнения

Конституция США

Конституция ФРГ




1. О высших представительных органах:

1.1 Наименование и структура.

1. Законодательная власть - по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США, состоящему из двух палат: палаты представителей и сената.

2. Исполнительная власть - Главой исполнительной власти США является президент. Конституция объединила в его лице главу государства и правительства, а так же главнокомандующего вооруженными силами.

1. Законодательная власть - вверена Бундестагу (орган народного представительства) и Бундесрату(государственный законодательный орган).

2. Исполнительная власть - президент и канцлер.




1.2 Формирование

1.Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам.

2. Сенаторыизбираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата.

3. Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов.

1. Бундестаг избирается населением страны, имеющим избирательные права, сроком на четыре года.

2. Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента). В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов.

3. Президент - его избирает Федеральное собрание -- конституционный орган, созываемый специально для этой цели.

4. Канцлер - избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года




1.3 Участие в формировании правительства

Главой правительства - «Кабинета» является Президент США. «Кабинет» состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената.

Главой правительства

является Федеральный

канцлер.

Министры правительства

назначаются и увольняются

президентом по предложению

Федерального канцлера.




2. О главе государства

2.1 Наименование

Президент США

Федеральный президент Германии




2.2 Избрание

Избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов.

Избирает Федеральное собрание большинством голосов сроком на пять лет. Переизбрание допускается один раз.




2.3 Роль в законодательном процессе

1. Подписывает все законопроекты.

2. Имеет право наложить на законопроект отложительное вето.

3. Обладает правом издавать указы, которые называются исполнительными приказами. (данное право не оговорено в конституции)

Подписание и оглашение федеральных законов (при этом он имеет право осуществлять конституционный надзор за законотворческой деятельностью).




2.4 Есть ли контрасигнатура и в чем её назначение

Контрсигнатура закреплена в конституции США в 1787 году. подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означающая, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт.

Контрсигнатура закреплена в конституции ФРГ в 1949 году.

подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означающая, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт.




2.5 Участие в формировании правительства

Возглавляет всю структуру органов исполнительной власти.

Кабинет состоит из министров которые назначаются президентом «по совету и с согласия» Сената.

Глава государства назначает главу правительства в ФРГ -- Федеральный канцлер, который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.




2.6 Досрочное отстранение от должности за виновные деяния

Конституция США предусматривает отрешение президента посредством выдвижения обвинения (импичмента в узком смысле) в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством (2/3) Сената.

Конституция ФРГ предусматривает отстранение президента в случае если бундестаг или бундесрат могут возбудят перед Федеральным конституционным судом обвинение против Федерального президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона (по инициативе не менее одной четвертой части членов бундестага дли голосов бундесрата). Если Федеральный конституционный суд согласится с обвинением, он может лишить президента должности.




2.7 Наделен ли правом роспуска органа народного представительства

Президент лишен права роспуска органа народного представительства

Если обращение Федерального канцлера с ходатайством о выражении ему доверия не встретит одобрения большинства членов Бундестага, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.




3.О правительстве

3.1 Кто возглавляет

Президент США

Федеральный канцлер Германии




3.2 Участие в законодательном процессе

1. Подписывает все законопроекты,

2. Имеет право наложить на законопроект отложительное вето

3. Обладает правом издавать указы, которые называются исполнительными приказами. (данное право не оговорено в конституции)

Для вступления в действие распоряжений и указаний Федерального президента необходима их контрассигнация Федеральным канцлером.

Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за это ответственность.




3.3 Ответственно ли перед органом народного правительства

Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента

Канцлер несет ответственность перед бундестагом, формой ответственности канцлера является так называемый конструктивный вотум недоверия.






Тема 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах

1. Сравните нормы Конституции Италии 1947 г. и Основного закона ФРГ 1949 г., в которых закреплены личные права и свободы, а также право на труд и на забастовку, право на образование, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья. Ответ оформите в виде сравнительно-правовой таблицы.

Ответ:

ФРГ. Основной закон ФРГ был принят 8 мая 1949 г. и вступил в силу для западных земель 23 мая 1949 г.В каждой из земель ФРГ имеется собственная Конституция.Основной закон состоит из Преамбулы (имеющей данное название) и формально по нумерации 9, а фактически 13 разделов, охватывающих 185 статей (но последняя по номеру статья 146, это связано с тем, что многие статьи имеют один и тот же номер, но разные буквенные обозначения).По порядку изменения Основной закон относится к числу жестких. Согласно ст. 79 он может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Кроме того, имеются некоторые ограничения в отношении международных договоров; не допускаются изменения, касающиеся разделении Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и принципы, выраженные в характеристике государства как демократического и социального. Закон об изменении или дополнении Основного закона принимается большинством голосов в 2/3 голосов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата.

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ. В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод. Конституция состоит из вводного раздела «Основные принципы», двух главных частей «Права и обязанности граждан»
 и «Устройство Республики» и переходных и заключительных постановлений. Всего в Конституции 139 статей. Итальянская Конституция имеет жесткий характер. Ее пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого конституционного, большинства. Особое место в итальянской Конституции занимают взаимоотношения между государством и католической церковью.

Парламент Италии. Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства.

Парламент состоит из двух палат – Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны. Парламент избирает Президента Республики, консультирует Президента при назначении правительства, участвует в формировании целого ряда других органов государственного управления и суда.

ФРГ.В ФРГ 2 органа, участвующих в законодательстве: Бундестаг и Бундесрат (Союзный съезд и Союзный совет). В этом процессе участвует и Президент республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение.

Бундестаг (672 депутата в 1999 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность. Депутаты обладают иммунитетом. Иммунитет депутата ограничен. Предусмотрено денежное вознаграждение депутата.

Руководит председатель, ему помогают избранные палатой заместители. Председатель и заместители образуют президиум палаты. Секретари Бундестага ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, его члены назначаются правительствами земель и отзываются ими. Срока полномочий Конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно.

ФРГ. Федеральный Президент избирается на 5 лет косвенными выборами – Федеральным собранием. Выдвинуть кандидата на должность Президента может любой член Федерального собрания. Президентом может быть гражданин, достигший возраста 40 лет, обладающий избирательными правами. Для избрания в первых двух турах необходимо абсолютное большинство, в третьем – относительное большинство. Избрание осуществляется на 2 срока.